Государственное регулирование социальной занятости населения
p> Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных изменений . Вместе с тем занятость - одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой экономической политики по отношению к естественным монополиям.

При этом не учитывались в макроэкономической политике и прежде всего в ценообразовании факторы эффективной занятости и занятости как условие эффективности экономического роста.

4.2. Служба занятости населения: федеральные, региональные службы, фонды занятости

Одним из самых эффективных направлений в активной политике на рынке труда является целенаправленное воздействие на развитие важнейшего института рынка труда - специализированной общенациональной службы занятости. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда, во-первых, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработными и работников предпринимателями, а во-вторых, способствующей найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

Кроме того, к задачам службы занятости относится: профессио-чальноюе консультирование ищущих работу и обучение безработных новым специальностям; квотирование рабочих мест для инвалидов, молодежи, демобилизованных военнослужащих и других групп безработных граждан, нуждающихся в социальной защите; территориальное перераспределение рабочей силы; поддержка рабочих мест для содействия занятости граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем (многодетных и одиноких родителей, беженцев и т.д.); содействие предпринимательству и самозанятости безработных; поддержание доходов безработных граждан и членов их семей; осуществление компенсационных выплат для сдерживания массовых увольнений.

Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Ос-новныб1е принципы работы российской службы занятости соответствуют международной практике. Так, по Закону о занятости населения в рф «государство гарантирует гражданам... бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве» (ст. 12 п. 1), безработным предостставляется возможность бесплатного обучения (при необходимости) новой профессии с выплатой стипендии, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, осуществляется политика поддержания доходов безработных граждан. Служба занятости информирует обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; оказывает содействие гражданам в выборе подходящей работы, а а работодателям в подборе необходимых работников (ст. 9 п. 1, ст. 15 пл. 1, ст. 26 п. 3). Служба занятости гарантирует работодателям поддержку у программ по сохранению и созданию рабочих мест для молодежи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей и т.п. Как и бюро по трудоустройству в промышленно развитых странах, российские органы службы у занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства.

В настоящее время в России функционируют около 2,5 тысяч центре занятости),и есть в каждом городе и районе), подготовлены квалифицированные кадры (около 40 тыс. человек), отработана технология обслуживания клиентов, определены тенденции развития и потребности Рынка т труда, налажено информирование безработных граждан и работодателей и о деятельности службы занятости. В 1991—1995 гг. при содействии службы занятости нашли работу 6 млн россиян.

Любой человек, безработный или желающий сменить свое рабочее место, может обратиться в службу занятости, заполнив регистрационный лист, и далее работники службы проводят первоначальный отбор сравнивaя запросы работодателя и регистрационные листы. Служба занятости предоставляет также ряд других услуг, которые помогают безработным быстрее находить рабочие места. Это, к примеру, клубы ищущих работу, курсы «Новый старт», ярмарки вакансий, специальные молодежные и женские биржи труда. Эти направления работы оказались самыми эффективными и популярными видами услуг российской службы занятости. Это организационные формы, которые позволяют безработным обрести уверенность в себе, научиться определять возможность трудоустройства, готовить документы, требуемые работодателям, и в целом повысить свою привлекательность для работодателей.

Общенациональные службы занятости регулируют определенный сегмент рынка труда. Обобщение практики развитых стран показывает, что относительно небольшая часть вакансий заполняется с их помощью, причем это преимущественно рабочие места низкой и средней квалификации. К примеру, в
Швеции около 35% ищущих работу вступают в контакт со службой занятости, во
Франции — около 15%, а в США — около 5%. Подсчитано, что большинство ищущих работу (более 50%) получают информацию о рабочих местах от друзей или родных.

Профессиональная подготовка и переподготовка считается главным направлением в активной политике на рынке труда, так как перспектива быть занятым в современном мире, характеризующемся быстрыми переменами и структурными преобразованиями, жестко связана с вложениями в человеческий капитал — получением высококачественного образования и современной профессии, которые выступают гарантией от безработицы. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что уровень безработицы, характерный для работников высокой квалификации, в 4—7 раз меньше, чем у неквалифицированных работников.

Поэтому практически во всех странах мира практикуется разработка разнообразных программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. При этом они ориентированы в первую очередь, на тех, чья прежняя профессия не отвечает структурным преобразованиям в экономике и новой профессиональной структуре рабочих мест, а также на слабозащищенные группы населения (молодежь, не имеющую пока необходимой профессиональной подготовки; женщин, решивших вернуться на рынок рабочей силы; инвалидов, нуждающихся в профессиональной ориентации и др.). Чаще всего кандидатов для прохождения обучения выявляет государственная служба занятости.

Программы профессиональной подготовки и переподготовки разрабатываются и осуществляются при участии государства, предпринимателей, профсоюзов.
Непосредственным организатором этих программ чаще всего является государственная служба занятости, которая организует учебный процесс в специально развернутой сети центров и учебных курсов, а также по договорам с учебными заведениями или предприятиями; предоставляет стипендии обучающимся. Например, в 1995 г. в целях увеличения конкурентоспособности незанятых граждан России служба занятости направила на обучение 317 тыс. человек, в том числе 307 тыс. безработных.

Служба занятости, представляя интересы государства, стимулирует обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в форме вложения средств в ту профессиональную подготовку, которую они выберут.
Государство стимулирует и предпринимателя через снятие налогов на средства предприятий, направляемые на обучение персонала.

Российское законодательство следующим образом фиксирует это положение:
«Безработные граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости» (ст. 92 Закона о занятости населения в РФ); эти права также гарантируются в ст. 12 п. 2, ст. 23 Закона о занятости населения в РФ.

Основная сложность в реализации этого направления активной политики на рынке труда заключается в недостатке информации о будущей профессионально- квалификационной структуре экономики и о том, каким будет спрос на труд в профессиональном разрезе в средней и долгосрочной перспективе. Проблемой является также низкий спрос на профессиональную переподготовку со стороны лиц, потерявших работу, поскольку последние надеются, что смогут трудоустроиться по прежней профессии. Фактором, сдерживающим развитие данного направления активной политики на рынке труда, является и ограниченное финансовое обеспечение деятельности службы занятости.

Самостоятельная занятость и система поддержки малого бизнеса. В настоящее время в рамках деятельности по реализации активной политики на рынке труда все более важное значение приобретают программы содействия развитию самостоятельной занятости, обучению предпринимательским навыкам и созданию малого бизнеса. Это направление политики на рынке труда призвано решать важнейшую социальную задачу для России — формирование нового трудового мировоззрения, нового типа трудовой социализации.

Безработные, желающие открыть собственное дело, подают заявление в службу занятости об участии в конкурсе проектов с необходимым обоснованием
(бизнес-планом), где его рассматривают специалисты и готовят свое заключение. Если просьба удовлетворяется, то в качестве стартового капитала для нового предпринимателя служит вся сумма пособия по безработице, причитающаяся ему за определенный срок и выплачивающаяся единовременно.

Известно, что только 3—5% людей имеют склонности и способности к открытию и ведению своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Другой важнейшей задачей службы занятости является обучение желающих заниматься самостоятельной трудовой деятельностью с целью приобретения ими основных деловых навыков (основы ценообразования, бухгалтерского учета, планирования и т.д.). Задача службы занятости — разъяснить предпринимателю, что означает самостоятельная занятость (например, значительное сокращение социальных благ, увеличение продолжительности рабочего времени, высокая степень риска, вероятность разорения, несовершенство российского законодательства и т.д.).

Поддержка нового предпринимателя включает в себя также: предоставление консультационных услуг, льготных кредитов, помощь в обеспечении производственными помещениями, сырьем, налаживание связей с поставщиками и сбыт готовой продукции.

В России формирование мелкого производства на основе самозанятости и предпринимательской инициативы имеет широкие перспективы. В настоящее время уже около 15% занятых работают на малых предприятиях всех форм собственности. Такие явления, как приватизация, сокращение размеров предприятий в связи с обострением конкуренции и переходом от массового производства к гибкой специализации, а также начинающийся в России процесс структурной перестройки, могут привести, как считают специалисты, к тому, что в России, как и в других странах с переходной экономикой, доля новых рабочих мест, создаваемых на крупных фирмах, будет меньше, чем на малых.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать