Следовательно, полная продуктивная и свободно избранная занятость отражает прежде всего состояние количественной и качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой создаются благоприятные условия для социального и экономического прогресса, т.е. учитываются интересы как отдельной личности, так и общества в целом.
Если занятость действительно ориентирована на человека, то полная
продуктивная занятость в отличие от чрезмерной достижима только в
высокоэффективной экономике. Но при этом объективно сложатся другие
пропорции в распределении трудоспособного населения по сферам приложения
труда, чем те, которые присуши современному состоянию занятости.
Следовательно, неизбежны структурные сдвиги в занятости.
В ходе экономической реформы по мере роста эффективности труда уровень занятости профессиональным трудом будет понижаться в целом по стране. В этом особенность развития занятости в нашей стране на ближайшую перспективу. Здесь важно не только то, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в относительно меньшем числе работников (это признается всеми), но и то, что возможно снижение потребности самого населения в рабочих местах в связи с переключением интересов в другие сферы общественно полезной занятости (учеба с отрывом от производства, включая различные формы переподготовки и повышения квалификации, воспитание детей, домашнее хозяйство).
Потребность людей в том или ином виде общественно необходимой занятости и возможность ее реализации следует планомерно регулировать, с тем чтобы улучшать условия жизнедеятельности человека и эффективного функционирования экономики, не порождать чрезмерный спрос со стороны населения на оплачиваемую работу, а в народном хозяйстве — не создавать экономически нецелесообразные рабочие места.
Социально обоснованные пропорции в распределении трудовых ресурсов по важнейшим сферам общественного труда — непременная предпосылка достижения полной занятости в изложенном выше понимании. Это требует большой работы по регулированию распределения населения по сферам занятости, приложения оплачиваемого труда и потребности населения в определенных видах деятельности на каждом конкретном историческом этапе. Такая работа должна включать в себя анализ сложившегося состояния занятости и экспертную оценку перспектив развития каждой из сфер общественно полезной занятости на основе комплексного учета факторов, меняющих потребность населения в труде, образовании, ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.
Статус в занятости. Отношения занятости. Статус в занятости определяется для части трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. Это как группа людей, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, так и та группа населения, которая участвует в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода, либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством благ и услуг.
В первую группу входят граждане, занятые: в государственном секторе экономики; в кооперативах, акционерных обществах; в частном секторе.
Во вторую группу входят: учащиеся с отрывом от производства; служащие Российской Армии.
Таким образом, к занятому населению относятся граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором, контрактом, соглашением, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой, приостановкой производства. Занятыми считаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели и фермеры, все, кто проходит службу в любых родах войск, учащиеся.
Население, ищущее работу, меняющее работу, временно не работающее и не учащееся с отрывом от работы, временно не работающее в связи с сезонной занятостью, относится к экономически активному незанятому населению. В число не занятого экономически активного населения входят также лица, имеющие статус безработного.
Отношения занятости обусловливаются экономическими, демографическими и
социальными процессами. Экономическое содержание занятости выражается в
возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное
существование и способствовать росту эффективности общественного
производства, социальное — в формировании и развитии личности.
Демографическое содержание занятости отражает взаимозависимость занятости с
возрастно-половыми характеристиками населения, его структурой и др.
Эффективность занятости. Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Характеризовать эффективность занятости могут показатели, которые
отражают идеологию государственного развития и формируются под воздействием
динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции
распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно
полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности
труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями
достигается полная занятость. Дело в том, что чем выше производительность
общественного труда, тем больше накапливается материальных предпосылок для
высоких доходов работников, технико-организационного совершенствования
сферы труда, повышения квалификации кадров, учета специфики условий труда и
быта различных групп населения. Высокий уровень производительности труда
позволяет обществу уделять больше внимания учебе, отдыху, воспитанию детей.
Поэтому полная занятость может достигаться при снижающемся уровне участия
трудоспособного населения в общественном производстве, причем будет
повышаться доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.
Второй важнейшей характеристикой эффективности занятости может служить
уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве.
Статистически он отражается отношением населения, занятого профессиональным
трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически
этот показатель отражает как потребность общественного хозяйства в
работниках, так и потребность населения в рабочих местах. В любом случае
высокий уровень занятости профессиональным трудом означает низкую
эффективность занятости, поскольку в одном случае занятость не обеспечивает
достаточного уровня производительности труда, а в другом — приемлемого
уровня оплаты труда.
До начала рыночных преобразований в целях обеспечения потребности
отраслей в рабочей силе плановые и хозяйственные органы ориентировались в
основном на все большее вовлечение трудоспособного населения в общественное
производство, и такой подход распространялся на все социально-
демографические группы населения. В стране сложился чрезмерно высокий
уровень занятости. В 1950 г. в России было занято в общественном хозяйстве
68% трудовых ресурсов, в 1960 г. — 73% и в 1970 г. — 85%. В дальнейшем
показатель занятости населения увеличился ненамного, поскольку он достиг
максимального значения. Практически одинаковым, как показано в гл. 1, стал
уровень занятости женщин и мужчин, тогда как, например, в конце 50-х гг.
значительная часть женщин была занята в домашнем хозяйстве. Приведенные
цифры отражали потребность населения в работе в условиях неэффективного
функционирования экономики. Иными словами, сложившийся к началу 70-х гг. и
сохранившийся до начала 90-х гг. уровень занятости населения можно
характеризовать как сверхзанятость.
Считается, что подобный уровень занятости затрудняет социально-
профессиональное развитие работающих, не соответствует задачам укрепления
здоровья населения и гармоничного развития семьи и личности, поскольку
очень высока общая трудовая нагрузка у больших групп населения и медленно
увеличивается свободное время трудящихся (оно заметно возрастало до конца
60-х гг.).
Оценка эффективности занятости по характеру участия в общественно полезной деятельности и уровню занятости в общественном хозяйстве может проводиться в последовательности, которая позволяет использовать вышеназванную (см. гл. 1) схему баланса трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы (млн человек): в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте (млн человек), работающие лица старших возрастов и подростки (млн человек)
Распределение трудовых ресурсов'. занято в народном хозяйстве (без личного подсобного хозяйства (млн человек), учащиеся (млн человек), военнослужащие (млн человек), незанятые трудоспособные лица в трудоспособном возрасте (млн человек), в том числе вынужденно незанятые (ищущие работу) (млн человек).
Доля в общей численности трудовых ресурсов, %: занятых в народном хозяйстве, на учебе, незанятых трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, в том числе ищущих работу.
Приведем пример для анализа. Предположим, что в 1995 г. трудовые ресурсы
составили 86 млн человек, в том числе в трудоспособном возрасте 81,3 млн
человек, работающие лица старших возрастов и подростки — 4,7 млн человек.
Из них занятые в народном хозяйстве (без ЛПХ) составили — 69,5 млн человек;
учащиеся — 5,6 млн человек; военнослужащие — 2,4 млн человек; незанятые
трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте — 8,5 млн человек; в т.ч.
вынужденно незанятые (ищущие работу) — 3,3 млн человек.
[pic]
Приведенный пример показывает, что в данном году в народном хозяйстве наблюдалось неэффективное распределение ресурсов труда по характеру занятости. Высокая потребность людей в оплачиваемой работе говорит о низком уровне жизни населения, связанном в том числе и с невысоким уровнем производительности труда и его оплаты. В результате налицо сверхзанятость общественным трудом в ущерб другим социально значимым видам занятости, в частности, доле населения, занятого на учебе, хотя именно этот показатель отражает важный аспект эффективного использования людских ресурсов. Трудно представить высокоэффективный труд в условиях научно-технического прогресса без необходимого общего и профессионального образования, а это предполагает довольно значительные масштабы занятости населения на учебе. Одновременно чем богаче общество, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения возрастающих потребностей в образовании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12