Государственное регулирование в области ценообразования
Министерство образования Российской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономической теории
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ:
ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН
СОДЕРЖАНИЕ
| |стр. |
|Введение………………………………………………………………………...……… |3 |
|Глава 1. Государственное регулирование |5 |
|экономики……………………………………………………………………………… | |
|1.1. Понятие «государственное регулирование экономики», его |5 |
|объекты, цели и средства………………………………………………………………………… | |
| 1.2.Модели государственного вмешательства в экономику……………………….. |11 |
|Глава 2. Цена и ценообразование как объект государственного |15 |
|регулирования экономики……………………………………………………………………………… | |
|2.1. Понятие цены, ее функции……………………………………………………….. |15 |
|2.2. Государственное регулирование в области ценообразования………………… |17 |
|2.3. Формы и методы воздействия государства на цены…………………………… |18 |
|Глава 3. Опыт развитых стран………………………………………………………... |23 |
|3.1.Ценовая политика развитых стран……………………………………………….. |23 |
|3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и |29 |
|интеграции экономик развитых стран……………………………………………….. | |
|Заключение…………………………………………………………………………….. |32 |
|Список литературы…………………………………………………………………… |35 |
| | |
| | |
| | |
ВВЕДЕНИЕ
Последнее десятилетие ознаменовалось широкомасштабными радикальными
изменениями, в буквальном смысле преобразившими социальный, политический и
экономический облик нашей страны. Российская экономика неумолимо становится
частью мировой экономики, которая в свою очередь характеризуется все более
ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации, тенденциями ее
превращения в единую геоэкономику.
Возникла необходимость переосмысления пройденного Российской Федерацией-
недолгого, но весьма болезненного и извилистого пути, должного понимания
новых тенденций, процессов и объективных закономерностей как в мировой, так
и в отечественной экономике.
В результате перехода от административно-командной, государственно-
плановой к рыночной экономике отечественная экономическая наука перестала
быть простым инструментом обоснования экономической политики государства
или одной правящей партии. Она все настойчивее занимает подобающее ей
достойное место в системе социальных и гуманитарных наук и взялась за
решение принципиально новых задач коренного обновления самого языка,
понятийно-категориального аппарата, системы аргументации, методов
исследования, методологических принципов, идейного и теоретического
арсенала, понимания собственной сущности и значимости.
Переход на рельсы рыночной экономики существенным образом увеличивает
приоритеты, относительную актуальность и значимость одних областей
экономических знаний, в то же время отодвигая на задний план или вовсе
девальвируя значение других областей. Поэтому естественно, что одними из
важнейших проблем, стоящих в центре внимания отечественной экономической
науки, стали система и механизмы взаимодействия государства и экономики,
политики и предпринимательства. И это вполне объяснимо, если учесть, что
современная рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее
взаимодействия с государством, органами его законодательной и
исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных
признаков высокоразвитого демократического общества.
Рыночные принципы предполагают прежде всего приоритет частной
собственности перед всеми остальными формами собственности, господство
строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников
рыночных отношений. Что касается государственного вмешательства в
экономику, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному
планированию всей экономической деятельности, как это было при советской
экономике, а реализуется в регулировании с помощью экономических рычагов.
Характеризуя такое положение вещей, видный немецкий экономист В. Репке
нашел весьма удачное сравнение: «Государство — это как футбольный судья. Он
не играет сам, но он следит за соблюдением правил игры». Мы привыкли жить в
системе, когда наше государство является и тренером, и главным игроком,
нередко самому себе устанавливающим основные правила игры на экономическом
поле.
Как показывает опыт индустриально развитых стран с рыночной экономикой,
действующая система отношений между экономической системой и государством
прошла длительный и сложный путь становления и развития. Если на начальной
стадии формирования капиталистической системы хозяйствования главную свою
задачу зарождавшийся предпринимательский класс усматривал в освобождении от
жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и
свободного рынка, то на протяжении всего XX в. имела место тенденция к
постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в
социальной и экономической сферах.
Рынок, представленный самому себе, порождает множество непредсказуемых
проблем, которые способны подорвать основы существующего социального
порядка и тем самым поставить под вопрос существование и государства, и
экономической системы. Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать
сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом
плане во всех индустриально развитых странах государство играло и
продолжает играть существенную роль.
Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики
приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных
социально-экономических и общественно-политических преобразований. Об этом
свидетельствует, например, опыт так называемых новых индустриальных стран,
гдепереход на рельсы рыночной экономики и ее стремительное развитие
произошли при самом активном участии и поддержке государства.
Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни
российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос
о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур как
федерального, так регионального и муниципального уровней в системе
жизнеобеспечения общества, особенно экономической и социальной сфер.
В настоящей работе мы рассмотрим аспект государственного регулирования в
экономике в области ценообразования, проанализируем опыт зарубежных
развитых стран.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в
условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует
развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует
замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных
последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному
перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической
деятельности.
Вопреки распространенному у нас мнению, что в странах рыночной экономики
ценообразование происходит совершенно стихийно, в действительности цены
являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны
государства. Цены являются одной из критических точек экономической и
социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы
производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и
союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают
интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и
парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на
международных совещаниях.
1. Государственное регулирование экономики
1. Понятие «государственное регулирование экономики», его объекты, цели и средства.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Ясно
также, что подобное регулирование в современной рыночной экономике
осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной
системе. Тем не менее и здесь экономическая роль государства велика,
особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной
стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы,
неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы
рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных
систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов
интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной
НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления
интернационализации экономической жизни.
Выделяют несколько причин вмешательства государства в рыночную экономику:
. Поддержание самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение
"правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д.
. Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции, является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в
США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.
. Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей
(положительные внешние эффекты).
. Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ.
К "чистым" общественным благам можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8