Государственное регулирование в области ценообразования
p> . Требует участия государства также проблема распределения доходов.

Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

. Существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально- политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод.

. Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок.

Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики..
В современных условиях невмешательство государства в социально- экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости
ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.
Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям второй мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.
Термин «государственная экономическая политика», встречающийся в дальнейшем в настоящее время идентичен термину «государственное регулирование экономики».
В экономической литературе выделяют субъекты, объекты, цели и средства государственного экономического регулирования. Для понимания механизма ГРЭ кратко рассмотрим эти понятия:
Субъекты экономического регулирования:

. Носители хозяйственных интересов – социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах, обращаются с просьбами, протестами и пожеланиями в государственные учреждения. Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным аппаратом, регулирующим хозяйство.

. Выразители хозяйственных процессов – объединения носителей экономических интересов, в развитых странах рыночного хозяйства, в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов и т.д. Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих выразителей государственных интересов на органы государственной власти – это вторая линия связи хозяйственных интересов с ГРЭ.

. Исполнители хозяйственных интересов – органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. В государствах с федеративным устройством (США,

Канада, Индия, Германия, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы.

Исполнители хозяйственных интересов проводят в жизнь программу государственной экономической политики. Эта главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственную экономическую политику
Объекты ГРЭ: это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ — это:

. экономический цикл;

. секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

. условия накопления капитала;

. занятость;

. денежное обращение;

. платежный баланс;

. цены;

. НИОКР- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

. условия конкуренции;

. социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

. подготовка и переподготовка кадров;

. окружающая среда;

. внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер; они охватывают макроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.
Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. Основные из них:
1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
На государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.
2. Поддержка и защита конкуренции. Осуществление этой функции предполагает, прежде всего, антимонопольное регулирование. Государство, опираясь на антимонопольное законодательство, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и др.
Защита конкуренции не сводится только к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянии экономики в целом.
3. Воздействие на размещение ресурсов. В определенных ситуациях (внешние эффекты, общественные блага, несовершенство конкуренции, когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе) возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Например, когда фирмы загрязняют окружающую среду, население несет издержки, которые ему не компенсируются. При этом производители, экономя на природоохранных мероприятиях, снижают свои издержки и имеют возможность увеличивать производство и прибыль. Государство может в этом случае принять следующие меры:
1) законодательно запретить или ограничить загрязнения, заставить производителя взять на себя все издержки по охране окружающей среды;
2) ввести штрафы и санкции;
3) выступить в роли производителя опасных продуктов, взять на себя функции соответствующих отраслей.
Для перераспределения ресурсов государство может либо дать дотации определенным слоям населения, увеличивая тем самым спрос на отдельные товары или услуги, имеющие положительный внешний эффект, либо субсидировать производителей, понижая их издержки и увеличивая тем самым предложение ресурсов, либо взять на себя финансирование определенных отраслей и стать производителем ресурсов.
4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.п. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд социально значимых товаров, сельскохозяйственных продуктов и т.п.
5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм международных экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с международной миграцией капитала и рабочей силы и т.п.
Рассмотренные функции позволяют сделать вывод о том, что государство интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством.
Инструменты государственного регулирования экономики
Следует различать, с одной стороны, основные направления государственной деятельности, которые связаны с достижением определенных целей и выполнением основных функций государства, с другой — конкретные средства, инструменты, с помощью которых государство осуществляет эти функции. Набор этих средств достаточно разнообразен.
Различают прямые (или административные) и косвенные (или экономические) инструменты регулирования. Прямое (директивное) вмешательство возможно по отношению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, стихийные катастрофы, технические аварии и т.п.).
Административные средства регулирования в значительной степени ограничивают свободу выбора. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.направлены на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.
В рыночной экономике предпочтение отдается экономическим регуляторам, так как они более гибкие, направлены на создание у предприятий экономической заинтересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.
Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой.
В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказывается на экономическом поведении субъектов рынка. К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подзаконные акты: запрет отдельных видов деятельности и технологий, порядок регистрации предприятий, антимонопольное законодательство, штрафные санкции, таможенное регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государственного регулирования.
1. Антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации рынков. Но поскольку есть разные типы монополизма, то надо использовать и разные административные рычаги воздействия. Там, где существует естественная государственная монополизация (фундаментальная наука, оборона) уместно настоящее, полномасштабное администрирование. Это значит, что уместно текущее и долгосрочное планирование издержек и цен, гарантированное материально-техническое снабжение, контроль за качеством продукции и т.п.
Так как отдельные монополии имеют региональный характер, то так же следует поступать и местным органам власти.
Иного отношения заслуживают технологические, олигополии. Здесь уместен сравнительно мягкий административный режим, выражающийся в индикативном планировании и переходе от прямого контроля над ценами к определению допустимых пределов их колебания.
Есть монополистические структуры, экономически неестественные и нецелесообразные. Спектр борьбы с ними находится в границах от прямой ликвидации деятельности до умелого сочетания административных и экономических мер воздействия.
2. Внешние отрицательные эффекты рыночных процессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов. Здесь экономические регуляторы недостаточны и неэффективны. Если погублены озеро или река, то никакие экономические санкции их не воскресят. Поэтому нужны административные меры превентивного (т.е. опережающего, предупреждающего) характера. Речь идет о консервации части национальных ресурсов, исключающей любые формы их коммерческой эксплуатации; о выделении природоохранных зон, запрещении экологически вредных технологий; о введении жестких стандартов экологической безопасности производства.
3. Социальная защита, т.е. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.
4. Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.
Таким образом, сфера применения административных инструментов достаточно широка. Они давно превратились в неотъемлемую часть системы государственного регулирования.
Но в рыночной экономике преобладают все же косвенные, экономические, инструменты регулирования. Выделим некоторые из них и дадим лишь общую их характеристику.
1. Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Это регулирование осуществляется в результате: а) операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами; б) изменения учетной ставки центрального банка; в) изменения норм обязательных резервов. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста.
2. Финансовая политика — это мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика включает в себя фискальную и бюджетную политику. Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Бюджетная политика — это политика сбалансирования государственных доходов и расходов.
3. Внешнеторговая политика. Она связана со стимулированием экспорта и ограничением импорта.
Методами стимулирования экспорта являются: налоговые льготы, гарантии экспортного кредита, использование двусторонних и многосторонних экономических соглашений. На все это государство направляет целевые товарные кредиты. Однако наиболее сильно действующим средством является регулирование валютного курса. Снижение валютного курса вызывает рост экспорта, а повышение — рост импорта.
Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. Государство вводит высокие тарифы на ввозимую продукцию с целью облегчить конкуренцию своих товаропроизводителей с иностранными фирмами. Это политика протекционизма. Но такая политика имеет и отрицательную сторону. Она ослабляет стимулы отечественных предпринимателей повышать конкурентоспособность товаров, их качество, ослабляет мотивы использования НТП в производстве и в конечном счете ведет к сокращению экспорта.
4. Регулирование международного движения капиталов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает установление приоритетных секторов экономики для иностранных инвестиций, регулирование распределения прибылей, налогообложения и др.
Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача — комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.
По мере усложнения задач по регулированию экономики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объектами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально- экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направления научных исследований.
Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные экономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование).
Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать