2.3. Формы и методы воздействия государства на цены
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно- исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства партий, международных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров — измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
Среди возможных способов воздействия государства на цены различают прямое и косвенное воздействие.
Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и удовлетворении спроса на нее.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях,
где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в
военных отраслях промышленности, в ряде под-отраслеигстроительства.
Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками
определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по
договоренности с партнерами «конкретные цены», которые становятся затем
базовыми ценами для отрасли.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары).
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта.
Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие- изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных
шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и
железнодорожные, почтово-теле-графные тарифы — пример фиксации цен на
товары и услуги госсектора.
Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек
производства в частном хозяйстве и повышению национальной
конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или
дефицитности этих объектов государственной собственности.
Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется
национальными органами.
Примерами могут служить установление цен на уголь и черные металлы
Европейским объединением угля и стали (ЕОУС), ежегодное установление
закупочных цен на сельскохозяйственные продукты в ЕС, меры по унификации
транспортных тарифов и налогов внутри ЕС, участие стран в международных
конференциях, организациях по отдельным видам товаров, тарифам на морские и
воздушные перевозки.
3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.
Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном
секторе — типичное средство административного хозяйственного регулирования.
Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства
является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте.
Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства
ослабления социальной напряженности.
Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). В 1992-1993 гг. предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены правительством РФ.
Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции.
Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления.
Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .
7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является
государственная политика установления цен на так называемые акцизные
товары.
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают
государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — ценовые —
предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или
потребителю.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную
стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и
дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно
воздействуют на цены.
Особым направлением ГЭР является государственное воздействие на
внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение
экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах —
экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных
тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на
мировом рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8