Франция. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран,
где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного
регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947-1986 гг.)
государственное регулирование цен являлось составной частью политики
«дирижизма» (государственное регулирование экономики), который частично
сохранился до настоящего времени. Начавшаяся в 1973 г. либерализация цен
продолжалась до второй половины 1980-х гг. К 1986 г. из-под
государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную
продукцию.
В настоящее время государство регулирует цены на продукцию предприятий
отраслей-монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт,
сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и
свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется
государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного
ценообразования.
Регулирование цен является главным инструментом государственного
воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения
паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг.
Регулируются цены примерно на 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым
государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных
цен на продукты питания.
Имеются государственные структуры, осуществляющие регулирование цен, —
это Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда
на правах отдела входят органы по государственному регулированию цен и
ценовой конкуренции. Работает около трех тысяч государственных контролеров
по ценам, которые являются сотрудниками названного отдела регулирования
цен, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат
контролеров составляет 10-12 человек). Государственные контролеры наблюдают
за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты
по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в
финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях по отношению к
нарушителям законодательства по ценам. Существует разветвленная сеть
общественного контроля за качеством товаров и ценами.
Швеция. Страна имеет значительный опыт государственного регулирования
цен. Правовым обеспечением регулирования цен является Закон о регулировании
цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в
процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы
замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или
опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения
цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978
гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 1980-е гг.
замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989 г. (с
марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами,
оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам
недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных
процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.
Предоставлено право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг,
включая квартирную плату, или выборочно, по отдельным товарам.
Предусмотрена возможность установления государством максимального уровня
цен для отдельных товаров и введения порядка, при котором повышение цен
производится только после предварительного уведомления и обоснования
размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам регулирования цен,
конкуренции и доходов принимает парламент — рикстаг.
Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию
и государственные предприятия. Государственная монополия существует на
винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды
телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю.
Государственные предприятия определяют цены на свою продукцию исходя из
рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым
государственным воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на
базисный. вид услуг — стоимость отправки писем, норму прибыли на
государственный энергетический концерн («Ваттеефаль»), в зависимости от
которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии.
Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные
виды деятельности (водоснабжение, канализация, мусоросбор, чистка дымоходов
и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.
Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды
сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других
продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов
фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями
сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей,
устанавливает уровень цен на продовольственные товары.
Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган —
Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству
гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются
структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых
составляет от 2 до 10 человек.
Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от
экономической ситуации и движения цен.
Япония. В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование
минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм
контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная
законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства
в ценообразовании, — это Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о
регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на
продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым
сделкам — следит за соблюдением этих законов.
Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и
предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от
воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует Бюро цен при
Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое
является правительственным органом, осуществляющим значительную
деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением
антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса,
предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом
уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики.
Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в
том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на
электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и
медицинского обслуживания.
Объектом пристального внимания со стороны правительства является
ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные
товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась
бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых
странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы,
кормов и т. д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как
количественное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного
производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в
буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в
периоды роста цен (мясные и молочные продукты).
«Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельхозпродукты и их
«добровольно» придерживаются торговцы. В процесс ценообразования на товары
широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых
товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети
их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами
со стороны крупных компаний.
3.2. Роль государственного регулирования в процессах глобализации и интеграции экономик развитых стран
И, наконец, необходимо отметить роль государственного регулирования в
экономики в процессе интеграции и глобализации экономик развитых стран.
Расширение мирового рынка благодаря интернационализации началось еще в 50-
х годах (тогда этот процесс назывался либерализацией). Но глобализация
мирового хозяйства по сравнению с либерализацией 50—60-х годов
сопровождается качественными изменениями в самом рыночном механизме. И
именно рыночный механизм этого глобального хозяйства и его новые институты
вопреки и в то же время благодаря интеграции на региональных уровнях все в
большей степени начинают регулировать правила игры в мировом масштабе, и
определяя новые задачи, и выдвигая новые проблемы в экономическом развитии
все большего числа стран. Хотя противоречия между национальным
регулированием и новыми реалиями глобального механизма остаются, их
разрешение идет за счет постепенного уменьшения роли национального
регулирования, тогда как новые правила, отражающие потребности глобализации
мирового хозяйства, постоянно усиливаются и укрепляются
В современных условиях роль национальных государств трансформируется,
наиболее развитые из них превращаются в транснационализированные "страны-
системы". Они уже не могут не считаться с наднациональными тенденциями в
экономической, информационной, финансовой, социальной, военной и др.
сферах. Они начинают играть роль глобального предпринимателя, делегируют
функцию реализации стратегических национальных интересов и устремлений
мощным финансово- кредитно-банковским структурам, транснациональным
корпорациям, консорциумам, союзам и т.п.
С конца 70-х годов правительства европейских стран начали осознавать, что
основная экономическая задача заключается в создании рамочных условий,
стимулирующих конкуренцию, а не в повседневном вмешательстве в сферы
производства, занятости и ценообразования.
Одной из наиболее многочисленных по количеству участников и наиболее
влиятельной в вопросах торговых взаимоотношений является Всемирная торговая
организация (ВТО), пришедшая в 1995 г. на смену Генеральному соглашению по
тарифам и торговле (ГATТ) по итогам Уругвайского раунда многосторонних
переговоров. Круг полномочий ВТО значительно шире по сравнению с ГАТТ. В ее
состав на сегодняшний день входят 132 государства, при этом более 30 подали
заявку на вступление.
В мире на сегодняшний момент насчитывается огромное количество различного
рода региональных соглашений, нацеленных на разные уровни экономической и
политической интеграции: от обычного экономического сотрудничества или
создания зоны свободной торговли до экономического и валютного союза.
Наиболее крупными экономически и индустриально развитыми из них являются,
безусловно, НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле,
объединяющее США, Канаду и Мексику, и Европейский Союз, в состав которого
входит на сегодняшний день 15 западноевропейских государств.
Исходя из существа торговых ограничений, выделяют, как правило, два
основных аспекта регулирования взаимоотношений государств, направленных на
либерализацию торговли, – торговую и конкурентную политику. Регулирование
протекционистских мер государств по защите национальных производителей и
экспортеров, выражающихся в тарифных и нетарифных торговых барьерах,
возводимых на пути конкурирующих товаров из других стран, рассматривается в
рамках торговой политики. Это наиболее разработанная и длительное время
используемая сторона многостороннего регулирования. Торговая политика не
только находится в центре внимания при разработке основополагающих
документов и договоров Европейского Союза и ВТО, но необходимо также
отметить, что с разработки отдельных ее положений начинается создание
практически любого экономического интеграционного объединения. Устранение
торговых барьеров, устанавливаемых государствами на пути импорта и
позволяющих ограничить международную торговлю, – первый шаг на пути ее
либерализации.
ГАТТ/ВТО, являясь образцом многосторонней организации, направленной на
либерализацию международной торговли, в своей деятельности долгое время
уделяла преимущественное внимание рассмотрению вопросов регулирования
наднациональной торговой политики. Это, в первую очередь, относится к
снижению тарифов и отмене нетарифных торговых барьеров.
Страны-члены ГАТТ/ВТО, применяя в отношениях друг с другом принципы
недискриминации, наибольшего благоприятствования и взаимности, добились за
более чем 50 лет существования организации существенного снижения тарифов
во многих областях торговли. Несмотря на это, вопрос дальнейшего снижения
тарифов до сих пор стоит на повестке дня – поскольку даже гордящиеся низким
уровнем тарифов США до сих пор взимают регулярные пошлины в размере 14,6%
на импорт одежды, что в пять раз выше среднего уровня. Аналогичным образом
обстоит дело в торговле продукцией сельского хозяйства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8