Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Хабаровская государственная академия
Экономики и права
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии
Выполнил: Ким Вадим
студент 2 курса
группы ФК-82
Проверил: к. э. н. Калгина Л. Д.
г. Хабаровск
2000 г.
План.
Введение.……………………………………………………..………………..3
Глава 1. Экономическое содержание бюджета и его структура..…………4
1.1. Экономическая природа бюджета…….…………………………………4
1.2. Структура расходов и доходов государственного бюджета…………...5
Глава 2. Проблема несбалансированность и сбалансированности бюджета……………………………………………………………………….
2.1. Дефицит бюджета и способы его финансирования…………………..
2.2. Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики………………………………………………………
2.3.Государственный долг…………………………………………………...13
2.4. Излишек бюджета……………………………………………………….
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………….
Глава 3. Российский бюджет, проблема дефицита………………………..19
Заключение………..
Список литературы…….
ВВЕДЕНИЕ.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.
В России последнее время вызывает дискуссии проблема сбалансированности бюджета. Интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Увеличение бюджетного дефицита, стремительный рост объемов государственного долга в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации и методы ее решения.
Решение приведенных проблем становится делом социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы из федерального, региональных и местных бюджетов приводят к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания финансовых средств в бюджеты регионов не изменяют положение дел к лучшему.
Рассматривая вышеперечисленные проблемы, мы приходим к выводу, что нельзя дать им однозначную оценку; так же, как и таким экономическим явлениям как инфляция, безработица. Но любое государство стремится сбалансировать свой бюджет, и избежать бюджетный дефицит.
Продолжение экономических реформ в России в настоящие время предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетной системы, осуществлению «полнокровных» бюджетных процессов.
Глава 1. Экономическое содержание бюджета и его структура.
1.1Экономическая природа бюджета.
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двуяростное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную коньюктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
Проект бюджет ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием.
1.2 Структура расходов и доходов государственного бюджета.
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:
§ налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы
§ налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование
§ налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.
Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.
Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:
§ потребление в государственном секторе
§ государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов
§ трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи
§ проценты по государственным долгам
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом %,
Расходы
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели………………………………………………………………………..40-50
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ……………………………10-20
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам……………………………………………………………...10-20
Административно–управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих……………..5-10
Платежи по государственному долгу……………………………………...7-8
Доходы
Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор………………………………………………………………………...75-85
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли…….5-8
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы…………………………………………….10-12
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.
Глава 2. Проблемы несбалансированности и сбалансированности государственного бюджета.
Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это термометр состояния экономики, поэтому данной проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов экономистов, так и всего населения в целом.
2.1 Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.
В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.