В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
* уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
* уровень выполнения бюджетных обязательств;
* величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
* объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
* величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
* динамику валового внутреннего продукта;
* уровень безработицы;
* степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.
2. Расходы и доходы госбюджета
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых
экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках
государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат
финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению
общегосударственных потребностей.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов,
каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и
количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить
экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных
расходов, количественная - их величину.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно
классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному значению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной
сферы. С помощью бюджетных расходов государство может регулировать
распределение денежных средств между материальным производством и
непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области
экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную
структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально
новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-
технического прогресса.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона и управление.
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на
финансирование народного хозяйства. В их состав включались расходы на
отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и
бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов
направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном
секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение
разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным
хозяйствам и т.д.).
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование
социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать
систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять
минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять
социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только
социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой
осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание,
социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное
производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых
ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на
основе использования научных достижений, ускорению научно-технического
прогресса.
Часть средств бюджета государство направляет на оборону. Военные
расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику: в советские времена на
них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта. Основное
место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники;
затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию
научно-технических разработок в области вооружения; остальное приходится на
долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем
расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы
военного нападения: при благоприятной международной обстановке они
сокращаются.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -
управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление
являются частью общего фонда управления, формируемого также и в
децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в
себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.
Разбалансированность отечественной экономики выдвигает на первый план
двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения эффективности использования бюджетных средств. Главная трудность в
решении этой задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного
роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых преград, а оценка
бюджетных расходов с позиций их народнохозяйственной и социальной
эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной
базы.
Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что
доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности для неэффективного использования бюджетных
ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде
всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует
практически полностью заменить системой субсидирования, при которой
обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная
борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов
инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной
документации и финансовых расчетов.
Замена бюджетного финансирования субсидиями*, субвенциями*, а также
бюджетными займами* позволит реально перейти к использованию в практике
бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача, от
которых безусловно зависят последующие доходы бюджета.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные.
Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи
не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные
статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных
дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат
сокращению при недостатке доходных источников.
___________________________________________________________________________
(*субвенция - денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета
нижестоящему бюджету на конкретные цели; *субсидия - денежные средства,
предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания
уровня социально-экономического развития соответствующей административно-
территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи
или пособия, *бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из
республиканского или местных бюджетов для использования по целевому
назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа;)
Защищенными расходами госбюджета нашей страны в 2002 году (согласно
Закона РБ №72-3 от 29.12.2001 "О бюджете РБ на 2002 год") являются
заработная плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии,
пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости
коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с
законодательными актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты
и перевязочные средства, проценты по государственному долгу, погашение
государственного долга. Сокращение может производиться только по
незащищенным статьям. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат
секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и
блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям
расходов бюджета.
В составе республиканского и местных бюджетов также создаются
резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по
целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других
программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение
других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении
бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при
утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. С
одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками
поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь
определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны,
расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать
обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки,
совершенствованию кадрового потенциала и т.д.