Государственный бюджет. Функции и структура
Государственный бюджет. Функции и структура.
Бюджет- это роспись государственных доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Функции бюджета
Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности).
Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.
Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.
Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.
Построение бюджета основано на соблюдении определённых принципов:
Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления
Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства
Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Доходы и расходы государственного бюджета
В бюджете находит своё отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований.
Приблизительная структура бюджетных расходов и доходов для рыночной экономики:
Расходы:
Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование)
Затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям)
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.
Административно-управленческие расходы (содержание милиции, юстиции)
Платежи по государственному долгу
Доходы:
Налоги
Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, государственной торговли)
Взносы в государственные фонды
Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит от:
относительных размеров расходуемых сумм
структуры этих расходов
эффективности использования каждой единицы расходуемых средств
Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств.
Превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.
Сбалансированность государственного бюджета. Проблема государственного долга.
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный дефицит .
Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.
Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много:
спад общественного производства
рост предельных издержек общественного производства
оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
непроизводительные расходы
и другое
Государственный долг-это сумма накопленных в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это же время положительных сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.
Использование методов финансирования за счёт государственного долга даёт государств у один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Государственный долг связан со вторичным распределением стоимости ВНП для формирования дополнительных ресурсов государства в результате займа денежных средств у населения и кредитов иностранных государств.
Функции государственного долга:
Фискальная (создание финансовой базы государства, поддержание функционирующего рынка долговых государственных обязательств);
Стимулирующая (поддержание стабилизации экономики, воздействие на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс и т.п.)
Двойственная природа государственного долга порождает и противоречивость его воздействия на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее. В этих условиях необходимо регулирование государственного долга.
Управление государственным долгом включает формирование политики государственного долга, установления границ государственной задолжности, определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также создание институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для управления государственным долгом.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/