Государственный долг и его особенности в РФ
p> В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства.

Оборонная функция - это обеспечение существование нации, защита её суверенитета, национальных границ. Для выполнения этой функции необходимо иметь оснащённую армию, полицию, разведывательные органы, комплекс предприятий, производящих вооружение, сеть научно-исследовательских лабораторий и институтов. Кроме этого, для защиты своих национальных интересов ряд государств имеют за границей военные базы, контингенты вооружённых сил. Расходы на эти цели во всех странах значительны. Как правило они превышают все другие расходы, составляя 20-30% всех расходов государства. Особенно быстро растут расходы на проведение научно- исследовательских работ и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) по созданию вооружений и военной техники.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры и т. д. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платёжный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа.
Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулировании экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в- третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Следует отметить, что расходы бюджета играют в государственной экономической политике несравненно меньшую роль, чем бюджетные доходы, в первую очередь такие инструменты, как налоги и ускоренное амортизационное списание основного капитала.

1.3. Бюджетные доходы.

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налог ( до 90% всех поступлений ).

Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Налоги выполняют две функции: фискальную ( образует государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства) и экономическую ( использует для воздействия на экономику, прежде всего через распределение национального дохода ).

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогооблажения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплатильщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд зароботной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижемость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара*); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Это налоги косвенные. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

По мимо налогов источниками государственного бюджета являются: государственные займы они осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) у внебюджетных фондах ( например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда ) и в порядке получения кредитов у банков ( эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями ).
Их доля в государственном бюджете составляет от 10% до 20%; эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Использование эмисси денег для пополнения казны является на самом деле формой налогооблажения - инфляционным налогом. Инфляционный налог - это те потери, которые несут владельцы денег из-за инфляционного роста цен. Предположим, что вы получили зарплату 100 тыс. рублей, норма инфляции 10% в месяц, следовательно, ваши потери будут составлять 10 тысяч рублей. Это и есть инфляционный налог. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

Глава 2. Бюджетный дефицит и государственный долг.

2.1. Дефицит и концептуальные подходы к бюджету.

Бюджетный процесс предполагает балансирование ( выравнивание

) государственных доходов и расходов. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов. Бюджетный дефицит покрывается, как я уже говорил, либо дополнительной эмиссией денег, что развивает неконтролируемую инфляцию, подрывает стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработаная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Широко практикуется избыточная эмиссия денег в развивающихся странах, особенно в ряде государств Латинской Америке, а в последнее время в

России и других странах СНГ. Либо покрывается государственными займами

- внутренними и внешними. Они менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают негативное воздействии на экономику страны. Во-первых, в определённых ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство создаёт достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами.

Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для банков такими надёжными заёмщиками, как государственные органы. Увеличение спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов из-за новых государственных займов способствует удорожанию кредита - росту учётной ставки ( эффект вытеснения). Проведение активной фискальной политики вряд ли может дать сбалансированный бюджет в каждый конкретный год. Должно ли это быть предметом беспокойства? Рассмотрим несколько противоположных концептуальных подходов к бюджету.

Ежегодно балансируемый бюджет до 30-х годов общепризнанно считался желанной целью государственных финансов. Но ежегодно балансируемый баланс в основном исключает фискальную деятельность государства, а также может углублять колебания экономического цикла. Допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. При этих обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо

(1) увеличить ставки налога; либо (2) сократить государственные расходы; либо (3) использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них ещё больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. В процессе ифляции повышаются денежные доходы, сразу же автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно либо (1) снизить ставки налога; либо (2) увеличить правительственные расходы; либо (3) использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трёх подходов усилит инфляционное давление в экономике.

Бюджет, балансируемый на циклической основе предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъёма необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъёмы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, и, следовательно задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.

Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

Функциональные финансы. Этот подход предполагает балансирование бюджета - ежегодной и циклической основе - второстепенной.

Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной полной занятности, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и всё возрастающим государственным долгом - пусть будет так. в соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначительны в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать