Государственный долг России

По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей — около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории:

· краткосрочные;

· долгосрочные;

· бессрочные;

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114:

“При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.

Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.


Современная ситуация на рынке государственного долга

 

Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный долг.

В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Внутренний государственный долг регулируется законом “О государственном долге Российской Федерации”.

Государственный внешний долг России, согласно проекту бюджета-98, увеличится на 1 января 1999 года до 140,8 млрд. долл. (на 1 января 1997 г. - 125 млрд. долл., 1 января 1998 г. - 130,8 млрд. долл.). В следующей диаграмме отражен состав внешнего долга по видам: 1 – долг иностранным правительствам, 2 – иностранным

коммерческим банкам и фирмам, 3 – международным организациям.

Общий объем государственных внешних заимствований на 1998 года запланирован в размере 9,6 млрд. долл.

В том числе предполагается привлечь внешние облигационные займы на сумму 3,4 млрд. долл., средства Международного валютного фонда - 2,0 млрд. долл., Международного банка реконструкции и развития - 1,2 млрд. долл. (несвязанные кредиты) и 1,08 млрд. долл. (связанные кредиты).

Связанные займы  Европейского банка реконструкции и развития ожидаются на уровне 0,12  млрд.  долл., правительств иностранных государств - 1,8 млрд. долл.

Внутренний долг Российской Федерации.

На сегодняшний день существуют 3 основные формы покрытия государственного долга:

                                                     1)      Добровольный, рыночный кредит — размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ). Общий объем государственного долга по этим бумагам на 1.01.1996 составлял чуть более 80 трлн. руб., а объем чистого долга, т.е. без бумаг в портфеле ЦБ, можно оценить в 70 трлн. руб.;

                                                     2)      Вынужденный квазирыночный кредит — рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка. Величина квазирыночного долга на 1.01.1996 составляла около 50 трлн. руб.;

                                                     3)      Дружеский (административный) кредит ЦБ Минфину. Остаток такого кредита на начало 1996г. достигал 60 трлн. руб.

Таким образом, из приблизительно 180 трлн. руб. государственного долга на 1.01.1996 лишь менее 40% (до 70 трлн. руб.) действительно по всем параметрам отвечают формальным критериям цивилизованности. Менее 30% приходится на принудительный и несколько более 30% — на административный кредит.

За балансом при таком подсчете остается неучтенный, но фактически существующий, долг бюджета разным экономическим субъектам по невыполненным обязательствам.   Это — принудительный, нерыночный кредит. На федеральном уровне он составляет 10-15 % учтенного государственного долга.

В итоге на начало 1996 года внутренний государственный долг (ГД) продолжал иметь преимущественно нецивилизованный фасад, а сам рынок государственных ценных бумаг соответствует внешним критериям цивилизованности примерно на 60%.


Состояние рынка государственных краткосрочных облигаций.


Рынок ГКО-ОФЗ-ПК (государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном; далее, для простоты изложения - рынок ГКО) представляет собой наиболее развитый и объемный сектор финансового рынка России. Еще год назад у рассматриваемого сегмента существовало два мощнейших конкурента - валютный рынок и рынок межбанковских кредитов (МБК). Поскольку рынок ГКО был задуман, как весомый, а в последствии и основной источник финансирования государственных расходов, существование конкурентов тщательно пестуемого детища причиняло властям постоянную головную боль. Сегодня можно констатировать, что поводов для беспокойства у правительства существенно поубавилось: рынок МБК был в значительной степени уничтожен банковским кризисом в августе 1995 года, а валюта, вследствие стабильности и предсказуемости курсовой динамики (что, в свою, очередь, явилось следствием кардинального снижения темпов инфляции и жесткой курсовой политики Центрального банка) в значительной степени потеряла свою привлекательность как актив.


Регламентация рынка.


Основные регламентирующие документы:

Постановление правительства РФ от 08.02.93 № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (с изменениями и дополнениями от 27.09.94); Постановление правительства РФ от 13.06.95 № 95 "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов".

Кроме того, периодически принимаются изменения и дополнения к перечисленным документам, а также инструктивные письма ЦБ, МФ РФ, ГНС, посвященные детализации и уточнению отдельных вопросов, связанных с функционированием данного рынка.

 

Характеристика инструментов рынка и их номенклатуры.


На рынке ГКО сегодня обращаются инструменты двух типов. Эмитентом обоих инструментов является Министерство Финансов РФ.

Первый тип - собственно ГКО - представляет собой облигации номиналом 1 000 000 (один миллион) рублей, выпускаемые в обращение с дисконтом и по наступлении даты погашения погашаемые эмитентом по номиналу. Доход инвестора образуется за счет разницы между ценой покупки и номиналом (при погашении) или между ценой покупки и ценой продажи (при досрочной продаже). Доход инвестора, по существующему на настоящий момент порядку, налогообложению не подлежит.

Второй тип - ОФЗ - представляет собой облигации того же номинала с плавающим купоном. Ставка купона определяется исходя из уровня доходности ГКО и рассчитывается как средневзвешенное за последние четыре торговых сессии (по обороту торгов сессий) до дня объявления очередного купона значение средневзвешенной (по обороту торгов выпусков) доходности выпусков ГКО, дата погашения которых находится в интервале +/- 30 дней к дате погашения объявляемого купона. Ставка нового купона объявляется не позднее, чем за 7 дней до начала отсчета нового купонного периода. Даты начала и окончания купонных периодов ОФЗ объявляются при размещении конкретного выпуска. Длительность купонного периода, как правило, составляет 91 день. Начисленный купонный доход (НКД) исчисляется на каждый день и прибавляется к цене (вычитается из цены) сделки с ОФЗ при их покупке (продаже). Доход инвестора складывается из начисленного купонного дохода и разницы цен при покупке и погашении (продаже). Купонный доход по существующему порядку налогообложения налогом не облагается, тогда как прибыль, полученная за счет разницы цен, облагается налогом по общей ставке налога на прибыль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать