Государственный долг России

Объем нового российского долга органов государственного управления за 2004 г. возрос на $1 млрд. (2,6%), прежде всего, за счет увеличения обязательств по еврооблигациям, выпущенным при второй реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов – на $1,8 млрд. (10,7%).

Сумма долга бывшего СССР за 2004 г. снизилась на $2,2 млрд. (3,8%). Несмотря на то, что объем обязательств по кредитам стран-членов Парижского клуба кредиторов продолжал увеличиваться (за счет процентной части) – на $0,6 млрд. (1,4%), в основном снижение объема прочей задолженности на $2,4 млрд. (23%) обеспечило указанное сокращение объема задолженности бывшего СССР.

Удельные веса нового российского долга и задолженности бывшего СССР в совокупном объеме внешнего долга по состоянию на 1 января 2005 г. составили 19% и 27% соответственно (21% и 32% в 2004 г.).

Более подробно структура внешнего долга  представлена на рисунках ниже.


 


Источник: ЦБ РФ, расчеты РЭО


Как видно из рисунков, удельный вес обязательств нефинансовых предприятий в общем объеме внешнего долга экономики за 2004 г. возрос на 5 процентных пунктов (п.п.) и составил 35,5%, их объем возрос на $18,6 млрд. (33,8%), в основном за счет увеличения по группе прочих кредитов на $14,6 млрд. (36%).

Доля внешнего долга банков возросла на 2 п.п. и составила 15%. Объем банковской внешней задолженности за 2004 г. увеличился на $7,6 млрд. (30,5%), прежде всего, за счет кредитов – рост на $7,6 млрд. (53,5%).

Краткосрочные обязательства по состоянию на 1 января 2005 г. составили $34,7 млрд. или 16,4% от общей суммы внешнего долга России ($36 млрд. или 19,4% на 1 января 2003 г.). Объем долгосрочной задолженности составил $176,6 млрд. или $83,5 млрд. ($149,7 млрд. или 80,6%).

 Итак, после отсутствия роста внешнедолговых обязательств в III квартале 2005 г., когда объем внешнего долга даже сократился на $0,4 млрд., приток капитала в Россию в IV квартале, составивший по предварительным оценкам Банка России $10,8 млрд., обеспечил увеличение общего объема внешнего долга РФ до $211,4 млрд.

Снижение объема задолженности органов государственного управления в 2004 г. было весьма незначительным. Основной причиной является продолжение роста задолженности бывшего СССР за счет процентных платежей, прежде всего, по долгу Парижскому клубу кредиторов. В этой связи, мы считаем целесообразным направить средства Стабилизационного фонда РФ на досрочное погашение данной категории задолженности в ближайшие два-три года. Данный шаг позволит разгрузить федеральный бюджет от процентных расходов в будущем при одновременном нейтральном воздействии такой операции на инфляционные процессы.

Рост частного внешнего долга при условии соблюдения необходимых требований к уровню платежеспособности заемщиков можно оценить позитивно, а общий объем внешней задолженности российской экономики, по нашему мнению, является вполне адекватным (36,3% ВВП).

13 мая 2005 г. между Россией и Парижским клубом кредиторов было подписано соглашение о досрочном погашении российского внешнего долга клубу на $15 млрд. по номиналу. Совокупный объем внешнего долга перед клубом по состоянию на начало т.г. составлял $43,3 млрд. Таким образом, с учетом запланированного объема погашений в 2005 г. они уменьшаются примерно до $30 млрд.

Досрочные платежи будут осуществляться с начала июня 2005г. по 20 августа т.г. за счет средств Стабилизационного фонда.

Принимая во внимание текущие рыночные цены, погашение по номиналу фактически означает, что Россия получила дисконт. Напомним, первоначально на переговорах российская сторона добивалась дисконта к номиналу, а не к рыночной цене по причине секьюритизации Германией российских обязательств с предоставлением инвесторам 10%-ного дисконта ("Aries"). Парижский клуб добивался премии, компромисс в итоге был найден в погашении по номиналу.

Согласно заявлению директора департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных внешних активов Минфина С.Сторчака, возглавлявшего российскую делегацию на переговорах в Париже, в первый транш погашения российского долга перед Парижским клубом вошли самые дорогие серии задолженности. Экономия от досрочного погашения составит до 2020 г. порядка $6 млрд. По данным Минфина, средняя ставка по этому сегменту бумаг составляет 6,76%.

 С технической точки зрения, Минфин за счет средств стабфонда, находящихся на счетах в Банке России, купит у ЦБ необходимый объем иностранной валюты, при этом произойдет сокращение золотовалютных резервов и отрицательного чистого кредита федеральному правительству, который сложился к настоящему времени.

3.2.Внутренний долг.

   Государственный внутренний долг России в соответствии с методологией, применяемой Минфином РФ, по состоянию на 01.10.2003 г. составил 682,154 млрд. руб., что на 4% больше, чем по состоянию на 01.01.2003 г.


Источник: Минфин РФ

В его структуре произошли весьма заметные изменения, которые коснулись, прежде всего, облигаций с постоянным купонным доходом и амортизацией долга. Так, если ОФЗ-ПД на начало т.г. составляли 53% всей секьюритизированной внутренней задолженности, то к 1 октября их доля сократилась до 7%. Прямо противоположная ситуация произошла с ОФЗ-АД, доля которой возросла с начала года на 48% и достигла 54% совокупного внутреннего долга. Доли ОФЗ-ПК, ОГНЗ и ОФЗ-ФК не изменились с начала года и составляют в настоящее время 4%, 2% и 32% соответственно. Стоит также отметить уменьшение и без того невысокой доли ГКО с 3% до 1%.

      Увеличение совокупного государственного внешнего долга России происходит за счет интенсивных внешних заимствований частного сектора. Происходящее сокращение доли долга органов государственного управления производится в рамках принятой государственной политики в области управления долгом и вызвано необходимостью безусловного выполнения принятых на себя обязательств. Происходит частичное рефинансирование внешнего долга за счет внутренних займов, что еще до недавнего времени было следствием более высокой стоимости привлечения капитала на внешних рынках. Однако, присвоение России рейтинговым агентством “Moody’s” инвестиционного рейтинга, безусловно, должно несколько изменить эту ситуацию в пользу большей привлекательности, с точки зрения цены капитала, внешнего рынка государственных займов. Поэтому в среднесрочном периоде следует ожидать дальнейшее увеличение внешних заимствований со стороны частного сектора. Относительно перехода к рефинансированию внешних обязательств за счет внешних же займов со стороны Правительства РФ, нельзя сказать ничего определенного, поскольку министр финансов РФ А.Кудрин неоднократно заявлял, что правительства не намерено менять свою политику в области государственных внешних займов в связи с присвоением России инвестиционного рейтинга. Однако если государство не будет пользоваться тем, что экономически более целесообразно, вряд ли можно будет говорить об эффективности проводимой долговой политики.
  Действия в области государственных внутренних заимствований в I полугодии 2003 г. в целом отвечали требованиям среднесрочной долговой политики. Продолжался умеренный рост накопленных обязательств с изменением некоторых элементов структуры. ОФЗ-ПД, которые в течение долгого времени были преобладающим элементом задолженности к 1 октября 2003 г. фактически оказались заменены на ОФЗ-АД. Такая ситуация свидетельствует о попытках Минфина разработать привлекательные для инвесторов долговые инструменты. Следует признать, что ОФЗ-АД действительно оказались самыми популярными государственными ценными бумагами в 2003 г. На это указывает один лишь тот факт, что за неполный год они стали преобладающим инструментом в портфеле обязательств правительства. Однако, набор внутренних ценных бумаг государства остается негибким, низка доля бумаг с переменным купонным доходом, отсутствует привязка к инфляции.
  Объем государственного внутреннего долга России, представленного ценными бумагами, по состоянию на 1 ноября 2004 г. составил 729,4 млрд. руб., увеличившись, таким образом, с начала года на 65,9 млрд. руб. или на 9,9%. Прирост за октябрь составил 6 млрд. руб. (менее 1%). При этом в прошедшем месяце полностью была погашена задолженность по ОГНЗ (11,5 млрд. руб.), что было компенсировано привлечением средств с помощью ОФЗ-АД в объеме 11,8 млрд. руб. Кроме того, в октябре т.г. на 5,7 млрд. руб. увеличилась внутренняя задолженность в виде в виде ОФЗ-ФК. Более подробно структура государственного внутреннего долга по состоянию на 1 января и 1 ноября т.г. представлена на рисунках ниже.


Источник: Минфин России, расчеты РЭО 

Как видно из рисунков, удельный вес ОФЗ-АД за 10 месяцев т.г. возрос почти на 10 процентных пунктов. При этом из состава государственного внутреннего долга исчезли обязательства по облигациям государственного нерыночного займа, доля ГКО практически равна нулю. На 6 процентных пунктов снизился удельный вес ОФЗ-ФК, на 0,6% – ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК.
  Согласно утвержденному графику погашения внутреннего долга, в ноябре-декабре предстояло погашение ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФК в объеме 164 млн. руб. и 10 млрд. руб. соответственно. На рисунке ниже представлен предварительный график погашения внутренних долговых обязательств России на ближайшие 25 лет.


Источник: Минфин России 

    Рассматривая динамику внутреннего долга в 2004 г., нужно отметить, что замещение внешних обязательств внутренними, предусмотренное Концепцией управления государственным долгом РФ на среднесрочную перспективу, происходит достаточно умеренными темпами (менее 10% за 10 месяцев).
  Очевидно, что Правительство РФ не должно занимать миллиарды долларов только для того, чтобы было, куда вкладывать пенсионные накопления или средства в рамках страхования вкладов. Ему это не по карману, поскольку займы придется возвращать, да еще с процентами. А если средств для выполнения этих обязательств окажется недостаточно? В таких условиях вероятность нового более серьезного кризиса, чем дефолт 1998 г., очень высока.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать