Государственный и частный сектор экономики

Государственный и частный сектор экономики

Содержание.

    Введение……………..…………..…………..…………...…………...…....2

1.     Государственный сектор экономики…...…………...…………...…4

1.1.          Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике……………………….4

1.2.           Опыт развитых стран по управлению государственным сектором в экономике………………………………………………………8

2.     Частный сектор экономики…………………………………………..11

2.1.          Понятие частного сектора, его значение для экономики………………………………………………………11

2.2.          Опыт развивающихся стран в развитии частного сектора……………………………………………………………13.

2.3.           Становление частного сектора экономики в России……………17

3.     Механизмы взаимодействия государственного частного сектора в экономике. ………………………………………………………………21

3.1.          Проблема оптимального соотношения государственного и частного сектора в экономике России……………………….21

3.2.          Приватизация и изменение роли государства в рыночной экономике как основа формирования частного сектора……………………………………………………………29

Заключение. ……………………………………………………………………..34

Список литературы. ……………………………………………………………38

Приложения. …………………………………………………………………….43

Введение.

Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественни­ков. его адаптации к современным рыночным ус­ловиям России. Роль государства в экономичес­кой жизни огромна. И так было на протяжении последних пяти столетий, хотя роль эта постоян­но менялась. Призывы резко ограничить вмеша­тельство государства в экономику отражали все­го лишь противостояние окрепшей промышлен­ной буржуазии сначала феодальному, а затем новому государству, уже буржуазному, но вос­принявшему многое от феодализма. После пол­ного утверждения капиталистических рыночных отношений идеологи нового строя вынуждены были отказаться от категорического отрицания роли государства в хозяйственной жизни.

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?

Во всех  экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Ученые – экономисты, как зарубежные, так и отечественные, давно занимаются проблемами взаимоотношений государственного и частного сектора, вопросами о роли государства и степени его влияния на частный сектор экономики. Но единой точки зрения, общей теории так и не было выработано.

1.    Отказ государства от доведения обязательных плановых заданий предприятиям и прямого вмешательства в их деятельность   сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики -  формированию частной собственности и преобразованию   государственных предприятий и организаций в частные и      смешанные. 1. Государственный сектор экономики.

 

1.1.        Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.

 Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный секторкомплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1)     несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2)     самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3)      юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательствоинициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).  

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации[1].

  В нормативных актах и экономической правоприменительной                   практике в настоящее время соседствуют различные толкования                   понятия “госсектор экономики”. В соответствии с наиболее полным определением он включает государственные унитарные   предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые   акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей  50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества    с государственным участием, в которых государство наделено     правом “золотой акции”[2].

Понятия “госсектор” и “госсобственность” в нашем понимании не                   совпадают[3]. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и    хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений  собственности, возникающих по поводу владения, пользования и                   распоряжения государственными унитарными предприятиями, в                   госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору.

Текущее состояние управления госсектором свидетельствует об                   отсутствии какого-либо специфического механизма управления                   госпредприятиями.

  Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается  от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их   отношения с государством ограничиваются перечислением  налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и      дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в  совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить  значительных различий между положением государства-акционера и     частных акционеров, поскольку имущественные права   государства-акционера регулируются в общем порядке нормами   законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует о том, что госсектор как специфический                  объект управления в экономике не выделен[4]. Такой подход                   законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и    Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов   бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных  средств, направляемую централизованно на нужды госсектора.

Характер взаимодействия государства и госпредприятий в                   настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с                   частными предприятиями[5]. В то же время значительная часть                   госпредприятий еще в течение длительного времени будет   нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его    вмешательство по определенным правилам в их деятельность.

Очевидно, что методы управления государственными унитарными      предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей   государства должны быть различными. Особое внимание, на наш      взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования  холдингов и финансово-промышленных групп под контролем      государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и  поддержать устойчивый экономический рост.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать