В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратных связей при неподвижных и искажённых ценах, делало систему нечувствительной к динамике потребительского спроса. Одно из следствий этого – перепроизводство в одних отраслях и дефицит в других. Дефицит был отличительным признаком плановой экономики.
В любой экономической системе, в том числе и в рыночной экономике, государство выступает в известном смысле, как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждения, если оно расширительно используется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.
Теоретические взгляды на государственное регулирование
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было
различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования
рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина
– меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости
государственного регулирования, для развития в стране торговли и
промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с эти ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин, никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” , совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния.
Фиаско рынка и государственное вмешательство
Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо
продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило,
требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, которая
повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться.
Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой
контроль государства.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.
Следует отметить, что “слёг” к проблемам справедливости и равенства.
Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения
законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной
незащищённости. Когда рыночное распределение не устраивает большинство
населения, это заканчивается чрезвычайно серьёзными социальными
конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок,
должно государство. Вмешательство государство требует и другая рыночная
проблема – безработица. Необходимы условия по её сокращению или смягчению
её последствий, если она всё же неизбежна.
Экономические функции государства в рыночной экономике
Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством.
Изменение прежнего порядка привело к тому, что в России быстрей пошёл процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения необходимых рыночных преобразований.
Неприятие тоталитаризма, ориентация на либерально-демократическую
систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной
“безгосударственной” рыночной модели. В России многими воспринята как
аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии
могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только
несколько искажённо трактует западный опыт, но и не учитывает российский
менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда,
доведённой в ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм.
В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и ещё в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:
1) создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
2) антимонопольное регулирование;
3) проведение политики макроэкономической стабилизации;
4) воздействие на размещение ресурсов;
5) деятельность в сфере распределения доходов.
В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию.
Основные инструменты государственного регулирования
Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство государства – это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.
Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на: стимулирование капиталовложений; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов.
Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.
Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.
Роль налогов в рыночной экономике
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно- денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика.
Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в
современном мире, не регулируюмую государством, невозможно. Иное дело – как
она регулируется, какими способами, в каких формах.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных
направлениях:
Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным
образом в определении “правил игры”, т.е. разработка законов, нормативных
актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего
предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы,
постановления, инструкции государственных органов, регулирующие
взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность
банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование
рынка непосредственно с налогами не связано.
Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства,
когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе,
является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-
экономических методах воздействия государства на интересы людей,
предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном
обществу направлении.
В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие “вышестоящие организации”, имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт
условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее
время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского
хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской
Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие
сельскохозяйственные производства.
Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую
рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса.
Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных
отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию
малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов
финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного
налогообложения.
Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.
Следующая функция налогов – распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно- хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно- технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.
Заключение
1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и услуг и устранение внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечение некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, проведением региональной политики.
2. Государство выполняет свои функции, применяя экономические и
административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны.
Существуют области, где применение административных методов эффективно и не
противоречит рыночному механизму.
3. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог лно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несёт не учтённый рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывала внешние эффекты.
4. Выход государства за ограниченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особа актуальна для стран переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора.
Список литературы
Лившиц А.Я., Никулина И.Н., “Введение в рыночную экономику”, М.: Высшая
школа, 1995 г.
Киперман Г.Я., Беляев А.З., “Налогообложение предприятий и граждан в РФ”,
М.: МВЦ, 1992 г.
Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. “Курс экономической теории”, Киров “АСА”, 1995
г.
Камаев В.Д., “Учебник по основам экономической теории”, М.: “Владос”, 1996
г.
Камаев В.Д., “Экономическая теория. Учебник”, М.: Владос, 1998 г.
Страницы: 1, 2