5. а также стремление к достижению определенных экономико-политических целей государства.
Как известно из истории, почти все европейские страны прошли в свое
время стадию протекционизма, а затем, преодолев ее, перешли к
“относительно” либеральной внешней торговле и экономической интеграции.
Сейчас бывшие соцстраны (в том числе и Россия) идут по пути, который
западные государства прошли 50 лет назад. Но, к сожалению, учитывая
экономические условия и политическую ситуацию, этот этап приходится
признать неизбежным.
Ограничение по количеству: Согласно Таможенному кодексу РФ, ввоз в
Россию и вывоз из нее отдельных товаров могут быть запрещены исходя из
соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка,
нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и
растений, охраны окружающей среды, защиты художественного, исторического и
археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права
собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и
исходя из других интересов РФ на основании российского законодательства и
международных договоров РФ /3, с.17/. Как мы видим, подчеркнутые слова
допускают весьма широкое толкование закона и дают сравнительно легкую
возможность введения эмбарго, скажем, на эстонские товары (для этого
достаточно президентского указа).
Ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров могут устанавливаться исходя из соображений :
* Экономической политики,
* Выполнения международных обязательств РФ,
* Защиты экономической основы суверенитета РФ,
* Защиты внутреннего потребительского рынка,
* В качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы “российских лиц” акции иностранных государств и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами РФ /3, с.17/.
А тут уже возможно все что угодно. И каждому предпринимателю, начинающему дела с Россией, надо помнить, насколько силен протекционистский (пусть в данный момент и не вполне реализованный) потенциал российского законодательства: гром для коммерсанта (особенно после высылки Рожка) может грянуть в любой момент.
Проблемы брака в импорте
В России проблемы импорта продовольствия существуют в основном из-за большого количества брака поставляемого из ближнего и дальнего зарубежья.
Так Госторгинспекция подвела очередные итоги проверок качества
товаров на российском продовольственном рынке за последние девять месяцев.
Почти каждая вторая проверка приводила к изъятию товара из торговой сети!
Проведено более 300 тысяч проверок – почти в полтора раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Продавцы получили штрафные предписания на общую сумму в 250 миллионов рублей, отозвано более 1000 лицензий на торговлю.
Вот данные по конкретным импортным товарам: из всего проверенного
количества растительного масла и маргарина забраковано и снято с реализации
36 процентов, сыров – 42, мяса всех видов – 35, колбас и копченостей – 55,
рыбопродуктов – 50, плодоовощных консервов – 40, водки и ликероводочных
изделий – 75 процентов.
Красноречивый пример – ситуация в Калининградской области, где в
текущем году забраковано и снято с продажи 167 тонн только
продовольственного импорта из Польши, Австрии, Бельгии, Ирландии,
Голландии, Германии, Латвии. Все изъятые товары имели истекшие сроки
годности, налицо были признаки порчи, при этом они не сопровождались ни
информацией на русском языке, ни сертификатами соответствия,
подтверждающими безопасность продукции.
Встречаются и откровенно фальсифицированные товары – преимущественно
продукты питания: алкогольные и безалкогольные напитки, сливочное масло,
колбасные и кондитерские изделия, мясные консервы, чай, кофе. К примеру, в
торговых точках Кировской, Читинской, Свердловской, Ульяновской областей,
Бурятской, Мордовской республик, Москвы и Санкт-Петербурга обнаружили смесь
кулинарных жиров, которая выдавалась за топленое масло.
Качеству импортного алкоголя Госторгинспекция уделяет особое
внимание. В результате десяти тысяч проверок в январе – сентябре 1999 года
из оборота было изъято 22,2 процента ликероводочных изделий, 32,1 процента
– вина, 20,8 – коньяка ( в основном фальсифицированных ), 44,2 процента
шампанского. Больше всего подделок «гонят» Польша, Германия, Болгария,
Испания, Армения, Грузия, Молдова, Украина – то есть, прежде всего, сами же
производители вин.
В чем же причина такого притока в Россию фальсифицированной продукции? На недавней коллегии в Минторге в который раз было отмечено: львиная доля импорта в Россию завозится по контрактам и договорам – поставкам, в которых требования к качеству и безопасности продукции вообще не оговариваются. Не гарантирует качества товаров и сложившаяся система их сертификации. Вот, к примеру, табачные изделия. В российских стандартах предельно допустимые уровни содержания смол и никотина гораздо выше, чем в европейских стандартах, - так что же удивляться, когда иностранные фирмы свозят всю продукцию, которая не соответствует их требованиям к нам!
Действия территориальных управлений Госторгинспекций, других контор и надзирательных органов приносят свои плоды. Хотя и не семимильными шагами, но все же улучшается качество импортной рыбы, рыбопродуктов, мясных консервов, детского питания, пива, минеральной воды: сейчас их бракуют в среднем на 5 – 15 процентов реже, чем год назад.
Есть отдача, считают эксперты и от законодательных инициатив властей.
Наконец то разработаны и введены в действия ГОСТы на продовольственные
товары, которые в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» еще
от 1995 года регламентируют характер и содержание достоверной информации о
товаре. Введен запрет на ввоз в страну из-за рубежа алкоголя маркированного
товарными знаками российских производителей – таким образом удается хоть
как-то контролировать реэкспорт. Введены, пусть и в «урезанном» варианте,
защищенные от подделок спецзнаки соответствия и марки с учетной информацией
к ним.
И все-таки нельзя не согласиться с министром торговли РФ Михаилом
Фрадковым, призывающим контролирующие органы «придать особое внимание сбору
информации о фирмах поставляющих промышленные и продовольственные товары на
российский потребительский рынок».
Сырьевая база пищевой и перерабатывающей промышленности сегодня в
значительной мере обеспечивается импортом. Так, например, московские
мясоперерабатывающие заводы работают на иностранном сырье, качество
которого оставляет желать лучшего. По данным Ассоциации мясопроизводителей
РФ, в страну поступает в основном залежалая импортная продукция с 3-6-
летними сроками хранения. То же самое касается и поставок зерна. Часто в
наши порты приходит настоящее гнилье, которое не годится даже на корм
скоту.
Оставляет желать лучшего и качество продукции, поскольку
забраковывается от 10 до 50% животного масла, сыров, колбасных изделий и
копченостей, рыбных и мясных консервов, муки, хлебобулочных и макаронных
изделий. Это происходит в первую очередь из-за недобросовестного отношения
как производителей, нарушающих технологию производства, так и продавцов, не
соблюдающих параметры хранения и сроков годности продуктов. В настоящее
время пищевые отравления стали обычным явлением. Только от употребления
некачественной водки за прошлый год погибло более 30 тыс. человек.
Участились случаи заболевания сальмонеллезом, сибирской язвой и другими
болезнями, возбудители которых оказываются в пищевых продуктах. Самое
страшное, что жертвами недобросовестности производителей продуктов питания
становятся дети. Тем самым подрывается генофонд нации. Обычным явлением
стала выпечка хлеба из муки, относящейся к некачественной по зольности и во
много раз превышающей показатели ГОСТов по минеральной и металломагнитной
примесям. И это уже после принятия закона "О государственном контроле за
качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки".
С целью оценки современного состояния прав и интересов потребителей в
России социологическая служба СПРФ провела анкетирование почти 2000 человек
- рабочих, служащих, предпринимателей, в большинстве своем людей зрелого
возраста. Опрос показал, что, как и два года назад, у каждых девяти из
десяти опрошенных были нарушены их права потребителей. По-прежнему более
всего претензий высказывается к качеству продуктов питания (60%). На втором
месте остались нарушения, связанные с обсчетом и обвесом покупателей. На
малопочетное третье место вышли жилищно-коммунальные услуги, оттеснив на
четвертое непродовольственные товары. Пятое место сохранилось за
некачественными алкогольными напитками. При этом к качеству алкоголя
наблюдается самый заметный рост числа претензий.
В результате нарушений потребительских прав в той или иной степени
нанесли ущерб здоровью почти 30 процентов респондентов, материальные убытки
- 66, моральный ущерб - 51. Более всего ущерб здоровью потребителей нанесли
некачественные продукты питания и алкоголь, медицинские и жилищно-
коммунальные услуги. Материальные убытки связаны прежде всего с
приобретением некачественных продовольственных и непродовольственных
товаров, обсчетом и обвесом покупателей, потерями от жилищно-коммунальных
услуг.
Пример экономической невыгдности
В феврале вновь возник вопрос продовольственной помощи России со
стороны США. Подписано соглашение о поставке России 500 тыс. тонн
продовольствия на сугубо гуманитарной (бесплатной) основе, в том числе 300
тыс. тонн пшеницы. Американская сторона будет платить и за фрахт. Казалось
бы столь малый пакет продовольственной помощи не может повлиять на развитие
отечественного АПК, тем более, что расходы российской стороны будут весьма
незначительными (внутренняя транспортировка и погрузочно-разгрузочные
работы, хранение и реализация). Однако, как и прежде, предоставление
продовольственной помощи оговаривается обязательством Росси не
экспортировать пшеницу и пшеничную муку. А это уже слишком большая плата за
столь незначительный пакет поставок гуманитарного продовольствия.
В 1998 г. Россия была нетто-экспортером зерновых (см. табл.). В 1999 году
из-за продовольственной помощи из-за рубежа поставки зерна были невозможны,
но отечественные экспортеры резко увеличили вывоз пшеничной муки. В этом
году предполагается запрет вывоза и муки. Таким образом, даже столь
незначительный пакет продовольственной помощи России будет иметь заметные
негативные последствия для экспортеров зерновых, а значит - и для
сельхозпроизводителей.
Между тем Счетная палата провела проверку использования гуманитарной
помощи из США и ЕС в 1999 году и обнаружила многочисленные нарушения
установленного порядка: помощь распределялась не по изначально
установленному назначению, часть регионов перепродавали поступавшую
продовольственную помощь, многочисленные нарушения допускались и
уполномоченными компаниями по распределению гуманитарной помощи.
По состоянию на 1 декабря 1999 года Россия получила продовольственной
помощи на более чем 13 млрд. рублей из ожидавшихся более 18 млрд.
Пенсионный фонд, который был определен основным получателем средств от
реализации этой помощи, получил 3,7 млрд.
Иными словами, прошлогодняя программа продовольственной помощи, как и
предполагалась, оказалась крайне неэффективной (и экономически не нужной ).
Тем не менее, в текущем году вновь подписывается соглашение о
продовольственной помощи.
Заключение
Проблемы России в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми
"наследственными" болезнями еще советской экономики, либо болезнями
"гайдаровской" экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же
всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или
по крайней мере к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы
страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из
экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики,
возобновление инвестиционного процесса.
С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающего тяжелым положением в реальном секторе экономики во имя финансовой стабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации, неприемлемо. Оно ведет к дальнейшему развалу хозяйства страны, разбазариванию и проеданию национального богатства, снижению жизненного уровня большинства населения, опасному обострению социальных противоречий.
В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцель, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.
Литература
1. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997. №5. стр. 3.
2. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997. №5. стр. 3.
3. В. Медведев. Проблемы экономической безопасности России. // Вопросы экономики. 1997. №3. стр. 111.
4. Газета «Экономика и жизнь» №47 ноябрь 99
5. Приложение к газете «Экономика и жизнь» «Ваш партнер» №47 ноябрь 99
Приложение Таблица 2
Экспорт и импорт зерновых и муки Россией, тыс. тонн
| |1997 |1998 |1999 |1998 в % к |1999 в % к |
| | | |(9 |1997 |1998 (9 |
| | | |мес.) | |мес.) |
|Экспорт | | | | | |
|Зерновые, всего|1857,4|1890,3|589,2 |101,8 |44,4 |
|Пшеница и |543,3 |1523,7|463,9 |280,5 |46,4 |
|меслин | | | | | |
|Пшеничная мука |54,7 |94,4 |118,2 |172,6 |342,2 |
|Импорт | | | | | |
|Зерновые, всего|3343,8|1682,6|4183,2 |50,3 |275,2 |
|Пшеница и |2143,0|1095,2|3024,2 |51,1 |291,1 |
|меслин | | | | | |
|Пшеничная мука |386,9 |216,1 |58,0 |55,9 |29,3 |
|Сальдо | | | | | |
|Зерновые, всего|-1486,|207,7 |-3968,0|- |- |
| |4 | | | | |
|Пшеница и |-58,0 |428,5 |-2560,3|- |- |
|меслин | | | | | |
|Пшеничная мука |-332,2|121,7 |60,2 |- |- |
Источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации.
Таблица 4.
Товарная структура импорта СССР и РФ в 1990-1999гг., в % к итогу[1].
|Товарные группы |1990|1991 |19|1993 |1994 |1995 |1996|1997 |1998 |1999 |
| | | |92| | | | | | | |
|Продовольствие и |20,8|27,9 |26|22,2 |27,7 |28,2 |25,2|25,1 |26,3 |27,0 |
|с/х сырье | | |,0| | | | | | | |
|Минеральные |2,9 |2,9 |2,|4,0 |6,5 |6,4 |6,4 |5,7 |5,1 |5,2 |
|продукты | | |7 | | | | | | | |
|Металлы, |5,4 |6,2 |3,|3,5 |6,7 |8,4 |9,8 |7,1 |6,6 |7,8 |
|драгоценные камни и| | |3 | | | | | | | |
|изделия из них | | | | | | | | | | |
|Продукция |10,9|12,4 |9,|6,2 |10,0 |10,9 |14,4|14,9 |14,9 |15,9 |
|химической | | |3 | | | | | | | |
|промышленности, | | | | | | | | | | |
|каучук | | | | | | | | | | |
|Древесина и |1,1 |1,1 |1,|0,5 |1,5 |2,4 |3,3 |3,6 |3,4 |3,1 |
|целлюлозно-бумажные| | |2 | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | | | |
|Текстиль, |9,3 |9,9 |12|13,9 |7,9 |5,5 |4,8 |4,5 |5,0 |4,9 |
|текстильные | | |,2| | | | | | | |
|изделия, обувь | | | | | | | | | | |
|Машины, |44,3|35,6 |37|38,0 |35,2 |33,7 |32,0|34,7 |35,4 |32,1 |
|оборудование, | | |,7| | | | | | | |
|транспортные | | | | | | | | | | |
|средства | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
|Другие товары |5,3 |4,0 |7,|11,7 |4,5 |4,5 |4,1 |4,4 |3,3 |4,4 |
| | | |6 | | | | | | | |
Отредактируйте таблицу на альбомный фор
-----------------------
[1] Статистический сборник по внешней торговле СССР за 1990, 1991гг.,
данные Госкомстата и ГТК России; Внешнеэкономический комплекс России. М.,
1998, 1999гг.