Инфляция

Подобный темп инфляции характерен для многих стран Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Более того, кейнсианцы считают, что относительно невысокий, «трёхпроцентный» темп инфляции может быть использован для стимулирования производства. Допустимый темп «привычной» инфляции зависит от конкретных; он неодинаков для различных стран.

·                   Галопирующая (от 20 до 200 % в год). Обычно периоды взлёта цен на отдельные товарные группы чередуются с периодами их относительной стабильности. Так как динамика цен на разные товары и услуги на совпадает во времени, в целом наблюдается относительно плавная повышательная тенденция общего уровня цен, в которой можно обнаружить только сезонные колебания.

Этот вид инфляции, в отличие от ползучей, становится трудноуправляемой. Он характерен для стран с переходной экономикой. В первой половине 90-х гг. темпы прироста розничных цен в Польше находились в пределах от 20 до 70 %; в Венгрии - от 19 до 35 %; в Чехии и Словакии - от 10 до 55-60 %.

·                   Гиперинфляция (по критерию американского экономиста Ф.Кейгана, рост цен составляет 50% и более в год). Гиперинфляция - неуправляемый процесс, подогреваемый самовоспроизводящимися инфляционными ожиданиями. Во время гиперинфляции наблюдается бегство от денег, а цены пересматриваются практически каждый день. Производство дезорганизуется, так как производителям неясно, какие цены устанавливать на отпускаемую ими продукцию. Чтобы определить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстёгивает рост цен и инфляция начинает кормить сама себя.

Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после Первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработанную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. Также гиперинфляция возникала в России в период НЭПА, в некоторых странах Латинской Америки (70-80-е годы ХХ века), на Украине и в Казахстане в начале 90-х годов. Россия в 1992 году близко подошла к состоянию гиперинфляции, однако за весь период рыночных реформ не было ни одного месяца, когда рост цен достиг бы 50% (цены за один год возросли в 30 раз).

Рисунок 4. Динамика роста потребительских цен (раз) в 1992 - 1999 гг.

 

При такой инфляции возникает условный баланс убытков и выигрышей (табл. 3-приложение).

Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста:

·                   Сбалансированная инфляция. Цены растут одновременно и в одинаковой степени на все товары и услуги, а также на факторы производства. Такая инфляция не влияет на перераспределительные процессы и выражается только в повышении общего индекса цен. В реальности сбалансированная инфляция практически не встречается, потому что разные рынки обладают разной скоростью и степенью приспособляемости к новой рыночной ситуации.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.

·                   Несбалансированная инфляция. Наблюдается неравномерный во времени и в динамике рост цен. При этом происходит изменение относительных (реальных) цен на различные блага, что вызывает структурные сдвиги в экономике. Фактически, любая инфляция является несбалансированной.

В России в 91-95 гг. преобладала несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережал рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышала цену всего сложного прибора и т. п. Например, завод «Русский дизель» (Санкт-Петербург) выпускает промышленные насосы. На насосах устанавливался манометр. Несбалансированная инфляция привела к тому, что цена манометра (внешняя поставка) стала, чуть ли не дороже самого насоса. Если же просто включить возросшую цену манометра в цену изделия, то насосы было бы трудно продать. Варианты выхода из ситуации: производить манометры самостоятельно, переходить на другой вид продукции или ждать очередного витка дефицитной инфляции, когда товар все же удастся реализовать.

Несбалансированность инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не могла, индустриальное возрождение России было нереальным. Были возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.

С точки зрения третьего критерия (по степени прогнозируемости) выделяют:

·                   Прогнозируемая (антиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен являются рациональными и в целом безошибочными. Позволяет хозяйствующим субъектам приспособиться к меняющейся рыночной конъюнктуре и в максимально возможной степени защитить свои интересы.

·                   Непрогнозируемая (неантиципируемая) инфляция. Ожидания изменения цен на собственную продукцию и факторы производства не являются достоверными и полными, носят адаптивный характер, а приспособление происходит только через некоторый промежуток времени и частично.

В условиях информационной неопределённости и несовершенства знаний относительно механизмов функционирования экономики инфляция, как правило, является полностью прогнозируемой.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:


Ожидаемая

Неожидаемая

Сбалансированная

№ 1

№ 2

Несбалансированная

№ 3



№ 4

Таблица 4. Различные виды инфляции.


 Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация 4 (несбалансированная + неожидаемая) - наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.

 Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.

Несбалансированность и непредсказуемость инфляции в СНГ разрушало психологическую устойчивость людей, которые все менее надеялись на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

Глава 2. Последствия инфляции.

2.1.Социально-экономические последствия инфляции.


Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать