Инфляция

·                   Инфляция издержек. Между отгрузкой продукции с предприятия и закупкой этим предприятием средств на возобновление производства (предметов труда) обычно проходит определенный промежуток времени, иногда значительный промежуток. Поэтому во время сильной инфляции предприятия вынуждены при определении цены продукции включать в нее издержки не в текущих ценах, а в ожидаемых ценах будущих закупок. При ограниченной денежной массе инфляционные ожидания приводят к росту неплатежей. Кредитование предприятий Центральным банком с целью преодоления неплатежей увеличивает денежную массу и, соответственно, увеличивает рост цен. Так же инфляцию издержек порождает рост цен на сырье и энергию, что и произошло с либерализацией цен на  энергоносители. В 1993 году оптовые цены на топливо возросли в среднем в 7.3 - 10 раз. Также к инфляции издержек прибавляется и тот факт, что ко времени либерализации внешней торговли внутренние цены на энергоресурсы и на продовольствие, а так же на способность к труду (труд) были, чуть ли, не в десятки раз ниже уровня мировых цен. Поэтому цены на такие  товары стремительно поползли вверх. Вообще инфляция издержек распространяется по стране как эпидемия.

·                   Рост количества коммерческих банков. Рост количества коммерческих банков привел к  мультипликативному расширению денежной массы. Если в 1985 году кроме Сбербанка никаких банков не было, то сейчас количество банков измеряется тысячами, если не десятками тысяч. Однако я не говорю, что банки плохо. Я лишь констатирую факт.

·                   Требования социальных компенсаций. Конечно же, социальные компенсации снижают общую напряженность в обществе, но они увеличивают совокупный спрос и увеличивают дефицит государственного бюджета. Именно поэтому действия правительства по выходу из кризиса должны быть быстрыми и четкими, иначе дефицит будет возрастать в прогрессии, а социальная напряженность все нарастать. Также очевидно, что популизм в решении экономических проблем также неуместен, как и чрезмерное пристрастие к наркозу в медицине.

·  Недостаточность спроса на продукцию отечественных предприятий. Производство в России сокращалось и из-за того, что при отсутствии сложившихся частных рынков предприятия не в состоянии заменить частными заказами государственные. Ни частный потребительский, ни частный инвестиционный спрос не оказываются эффективными с этой точки зрения. Правительство могло бы стимулировать подъем через  восстановление в прежнем объеме госзаказа, но оно против такого решения, потому что это восстановит административно-командное планирование.

Итак, мне кажется, что я в основном перечислила и раскрыла основные причины инфляции в России.

Последние годы в России ситуация, как мне кажется, меняется коренным образом. Правительство, во главе с президентом, приняло позицию

жесткого контроля за экономическими процессами в стране. Изменять экономическую ситуацию, согласно интересов небольшой кучки людей стало

намного тяжелее, нежели это было пятью годами раньше. Инфляция приняла

вид «ползущей», и в связи с этим появляются робкие попытки производства

«поднять голову». Население более спокойно относиться к небольшим повышениям цен. Ситуация в стране постепенно стабилизируется.

3.2. Антиинфляционная политика в России.


Снижение темпов инфляции до 3% в год является одной из стратегических задач российской экономической политики. Однако решается она недостаточно эф­фективно. 

В 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10%. В «Основных направлениях» на 2005 г. отмечалось, что по итогам 2004 г. возможно не­которое превышение целевого ориентира по инфляции, обусловленное действием краткосрочных факторов. Но это, однако, не может считаться препятствием для пос­ледующего замедления роста потребительских цен в со­ответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития страны.

Такое объяснение причин невыполнения прогно­зов инфляции делает решение поставленной Президен­том России задачи снижения ее темпов до 3% в год не­реальным. Невыполнение оптимистических прогнозов инфля­ции порождает у экономических агентов недоверие к прогнозам на следующие периоды. Соответственно, инфляционные ожидания не снижаются в той мере, в какой на это рассчитывают.

Поскольку главная цель антиинфляционной поли­тики систематически не достигается, необходимо, по-видимому, скорректировать методы ее проведения. Банк России до сих пор использует в качестве основного инструмента регулирования инфляции ограничение де­нежной массы. Другими монетарными инструментами - повышением курса рубля и процентных ставок, ЦБ воспользоваться практически не в состоянии. Укрепле­ние рубля привело бы к снижению конкурентоспособ­ности российских товаропроизводителей. А ставка ре­финансирования ЦБ и так выше ставок по кредитам, предоставляемым банками предприятиям, вследствие чего не работает система рефинансирования банковс­ких кредитов товаропроизводителям. Кроме того, повышение ставок приводит к дополнительному притоку иностранной валюты, которую вынужден скупать ЦБ, чтобы не допустить укрепления рубля. Это ведет к рос­ту денежного предложения и росту инфляции.

ЦБ считает характеристики денежной массы важным ориентиром для оценки, как текущих монетарных ус­ловий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Но при этом при­знаётся, что на инфляцию существенно влияют мно­гие немонетарные факторы и инструменты государ­ственного регулирования экономики, которые им не контролируются. Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолже­ние структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства РФ в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и со­циальной политики.

Если индекс потребительских цен (ИПЦ) может слу­жить индикатором инфляции денежных средств потре­бителей, то для предприятий более адекватным являет­ся рост цен приобретаемых ресурсов. Такого показате­ля Росстат не разрабатывает, за исключением индекса цен на приобретенные промышленными предприятия­ми основные виды топливно-энергетических ресурсов и других подобных частных индексов. В качестве инди­катора роста цен на производственные ресурсы можно использовать индексы цен производителей ИЦП), сельскохозяйственной про­дукции и т.д. При этом неизбежно возникают искаже­ния вследствие изменения торговых и транспортных наценок, ставок косвенных налогов и структуры продукции (при расчете ИЦП учитываются лишь това­ры, реализованные внутренним потребителям, без торгово-транспортных наценок и косвенных налогов). Тем не менее, сопоставление их динамики с изменениями индексов потребительских цен позволяет сделать неко­торые выводы о причинах инфляции

За 1999-2003 гг. превышение ИЦП над ИПЦ со­ставило 71,9 проц. пункта. Однако уже к концу 2004 г. она сократилась до 6,5 проц. пункта. При этом ИЦП за 2004 г. составил 128,3%, что, несомненно, говорит об усилении инфляционного давления на потребительс­кие цены.

Таким образом, инфляция в 10-11% при росте цен производителей на 28% впол­не объяснима, учитывая значительный рост доходов населения и регулируемых цен в последние годы. Одна­ко снижение инфляции рассматривается Банком Рос­сии в качестве главной цели денежно-кредитной поли­тики.

Острота проблемы инфляции определяется не­сколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособно­сти российских товаропроизводителей. Если за 1998 г. реальный курс рубля к доллару снизился в 1,9 раза (что резко улучшило ценовую конкурентоспособность рос­сийских товаропроизводителей и породило последую­щий подъем в обрабатывающей промышленности), то за 1999-2004 гг. реальное укрепление курса рубля отно­сительно доллара составило 1,79 раза. При этом только за 2004 г. реальный курс рубля укрепился на 14,4%. В результате за 1998-2004 гг. реальный курс рубля к долла­ру снизился лишь на 6,3%, т.е. эффект девальвации руб­ля 1998 г. уже практически исчерпан.

Во-вторых, для большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услу­ги, что вызывает недовольство граждан, особенно если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов.

В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям труд­но работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Инфляция приводит к снижению размера денежных средств и других видов обесценивающихся активов относительно оптимально­го их уровня. Кроме того, инвестировать в финансовые инструменты, номинированные в рублях, весьма рис­кованно, если нет уверенности в неуклонном сниже­нии темпов инфляции. Невыполнение прогноза инф­ляции в 2004 г., несомненно, усилит инфляционные ожидания инвесторов.

В-четвертых, индекс инфляции (ИПЦ или другой, безразлично), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Гораздо более важную роль для них играют собствен­ные «инфляционные ощущения», под которыми пони­мается субъективная оценка экономическими агента­ми темпов инфляции. Инфляционные ощущения по­рождают и «инфляционные настроения», т.е. готов­ность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять работодателям требования о повышении заработной платы.   Собственно говоря, известный термин «инфля­ционные ожидания» есть проекция инфляционных ощу­щений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

При этом индивидуальный индекс потребительских цен для данного потребителя может значительно отли­чаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзве­шенную величину индивидуальных индексов. Но при этом большое значение имеет дифференциация индек­сов цен по группам товаров и услуг, потребляемых ин­дивидами с разными уровнями доходов и разным мес­том жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном об­щем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большин­ства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими дохода­ми. Аналогичная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

Следует заметить, что проблема отличий индивиду­альных ИПЦ для групп потребителей существует и в других странах. Но при невысоких торгово-транспортных барьерах, доминировании среднего класса в соци­альной структуре населения и наличии конкуренции на внутренних региональных рынках эта проблема не столь остра, как в России с ее огромными простран­ствами и столь же огромной социально-экономичес­кой дифференциацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать