Инфляция и антиинфляционная политика в РФ

Начиная со второго шага, инфляция - независимо от источника своего первого шага - нуждается для продолжения в росте денежной массы, без которого более или менее быстро сходит на нет.

Единственный след исходного различия источников инфляции, который последняя сохраняет на всем протяжении своего существования - это продолжительность периода дезинфляции, т.е. различия во времени, в течение которого инфляция, лишенная поддержки институтов, регулирующих объем денежной массы, обречена исчезнуть. Период дезинфляции в случае инфляции издержек может быть существенно продолжительнее, чем в случае инфляции спроса.

3                    Причины и последствия инфляции.


3.1            Инфляция спроса


Взаимосвязь между совокупным спросом, с  одной стороны, и объемом производства, занятос­тью и уровнем цен — с другой, не так проста. Рису­нок 3 помогает объяснить эти сложности. На ри­сунке представлена кривая, отражающая уровень цен и рост реального объема производства, при полной занятости уровень производства составит Qf. Три от­резка, отмеченные на кривой, отражают изменения уровня цен и уровня реального выпуска. Давайте изучим причины роста общего уровня расходов - это показано стрелкой, направленной слева направо, - и выясним, где возникает инфляция спроса.

Рис. 3   Уровни цен и реального ВВП (при полной занятости)


Когда увеличиваются совокупные расходы, уровень цен обычно сначала начинает расти еще до того, как достигается полная занятость (отрезок 1 ], а затем растет параллельно при­ближению, достижению и превышению уровня полной занятос­ти (отрезок 2]. Наконец происходит их резкий рост в тот мо­мент, когда реальный выпуск приближается, достигает макси­мального значения при полной занятости мощностей (отре­зок 3). На отрезках 2 и 3 возникает инфляция спроса.

Отрезок 1. (Кейнсианский участок)  

На отрезке 1 слева совокупный вы­пуск продукции оказался слишком малым по сравнению с максимальным уровнем, достигаемым при полной занятости ресурсов. Это отражает крайне низкий уровень совокупных расходов — сумму по­требительских расходов, инвестиций, государ­ственных расходов и чистого экспорта, то есть зна­чительные потери, или разрыв, ВВП. Уровень без­работицы высок, а большая часть производствен­ных мощностей предпринимательского сектора бездействует.

Теперь предположим, что совокупный спрос уве­личивается. Тогда объем производства увеличива­ется, уровень безработицы снижается, а уровень цен на отрезке 1 растет незначительно или вовсе не ме­няется. Поскольку на предприятиях существует ог­ромное количество бездействующих мощностей, из­держки их содержания и цена не растет, даже если они используются для повышения объема выпуска. Эти огромные бездействующие трудовые и матери­альные ресурсы можно вновь ввести в действие по существующим ценам. Безработный не просит об увеличении зарплаты, когда пытается устроиться на работу.

Отрезок 2. (Промежуточный участок)

По мере дальнейшего увеличения спроса и в ответ на рост расходов экономика пере­мещается на отрезок 2. Здесь она приближается к уровню полной занятости ресурсов, а затем и пре­одолевает его.

При этом уровень цен может начать расти еще до того, как будет достигнут этот уровень. По мере расширения производства запасы бездействующих ресурсов не исчерпываются одновременно во всех секторах и отраслях экономики. В каких-то отраслях начинают возникать «узкие места», хотя в большин­стве отраслей еще остаются избыточные произ­водственные мощности. Некоторые отрасли раньше других полностью используют свои производствен­ные мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на свои товары увеличением про­изводства. Поэтому цены на их продукцию растут. При дальнейшем увеличении числа нанимаемых ра­ботников возникает перегруженность рабочих мест, и вклад каждого дополнительного работника в об­щий объем производства сокращается. В результате издержки, связанные с рабочей силой, повышаются, подстегивая рост цен. А по мере приближения к полной занятости фирмам приходится нанимать менее квалифицированных работников, что также способствует росту издержек и цен. Инфляцию, воз­никающую до точки Qf на отрезке 2, иногда называ­ют преждевременной инфляцией, потому что она начинается до момента достижения экономикой уров­ня полной занятости.

Когда совокупные расходы на отрезке 2 увели­чиваются больше выпуска в точке Qf, по-прежнему высокие цены могут побудить некоторые фирмы предъявить спрос на ресурсы, а некоторые домохо­зяйства ответить на него предложением — сверх того уровня, который соответствует производству при полной занятости. Для увеличения объема произ­водства фирмы иногда привлекают дополнительные смены рабочих и организуют сверхурочные работы. Домохозяйства способны обеспечить приток вспо­могательных работников за счет молодого поколе­ния и женщин, которые при нормальных обстоя­тельствах не стали бы работать. Справа от точки Qf на отрезке 2 уровень безработицы падает ниже ес­тественного уровня, а фактический ВВП превыша­ет потенциальный ВВП. В такой ситуации темпы инфляции обычно ускоряются.

Отрезок 3. (Классический участок)

Когда совокупные расходы увели­чиваются до отрезка 3, экономика уже просто не в состоянии обеспечить дополнительные ресурсы. Фирмы не в силах ответить на рост спроса увеличе­нием объема производства. Реальный объем внут­реннего продукта достигает своего максимального уровня, так что дальнейшее увеличение спроса при­водит только к росту цен. Инфляция может начать расти высокими и даже ускоренными темпами, по­скольку совокупный спрос намного превышает аб­солютные возможности общества производить то­вары и услуги. Инфляция спроса, возникшая на отрезке 2, становится чистой инфляцией спроса на отрезке 3. Реальное производство не увеличивается и поэтому не способно поглотить растущие расхо­ды.

Значение ВВП, отражающее господствующий уровень цен в период производства товаров, называется нескорректированным (на изменение уровня цен) ВВП, или номинальный ВВП.

В отличие от этого значения ВВП, которое было инфлировано для отражения изменений в уровне цен, называется скорректированным, или реальным, ВВП




Различие между номиналь­ным и реальным ВВП в качестве еще одной харак­теристики инфляции. При постоянном уровне цен (отрезок 1) номинальный и реальный ВВП растут одинаковыми темпами. Но при инфляции на отре­зке 2 номинальный ВВП растет быстрее реального, поэтому первый необходимо инфлировать, чтобы определить, как изменяется объем производства в физическом выражении. На отрезке 3 номинальный ВВП возрастет — причем под воздействием высо­кой инфляции он может расти весьма быстрыми темпами, в то время как реальный ВВП остается на прежнем уровне. Короче говоря, инфляция спроса, возникающая на отрезках 2 и 3, нарушает баланс между номинальным и реальным ВВП.


3.2            Инфляция издержек, или инфляция предложения.


Инфляция может также возникнуть в результате изменения величины издержек и рыночного пред­ложения. На протяжении нескольких периодов за последние годы уровень цен возрастал, несмотря на то что совокупный спрос не был избыточным. Бывали и такие периоды, когда и объем производства, и занятость сокращались (что свидетельствовало о недостаточности совокупного спроса), но в то же время общий уровень цен возрастал.

Теория инфляции издержек объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличе­нию производственных издержек на единицу про­дукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производ­ства. Такие средние издержки можно вычислить, разделив общие затраты на ресурсы, используемые в производстве, на объем произведенной продук­ции, то есть:


Рост издержек на единицу продукции сокра­щает прибыли и объем продукции, который фир­мы готовы предложить при существующем уров­не цен. В результате уменьшается предложение  товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения в свою очередь приво­дит к росту уровня цен. Следовательно, по этой схеме издержки подталкивают цены вверх, а не спрос тянет их за собой, как это происходит при инфляции спроса.

Два основных источника инфляции издержек -  это увеличение номинальной зарплаты и рост цен на нетрудовые ресурсы, такие, как сырье и энер­гия.

3.2.1    Инфляция, вызванная повышением зарплаты.

Со­гласно одному из вариантов теории инфляции из­держек, при определенных обстоятельствах источ­ником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что благодаря коллективным до­говорам они имеют некоторую возможность конт­ролировать и регулировать ставки номинальной зар­платы. Допустим, что крупные профсоюзы требуют и добиваются значительного повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый уровень зарплаты для рабо­чих, не входящих в профсоюз. Если рост зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается каки­ми-либо противодействующими факторами, напри­мер увеличением почасовой выработки, то издерж­ки на единицу продукции возрастут. Фирмы отве­тят на это сокращением производства и предложе­ния товаров и услуг. При неизменном спросе это сокращение предложения приведет к росту уровня цен. Поскольку «виновником» всех этих событий стало чрезмерное повышение номинальной заработ­ной платы, такой тип инфляции называется инфля­цией, вызванной повышением заработной платы, ко­торая представляет собой разновидность инфляции издержек.

3.2.2    Инфляция, вызванная нарушением механизма пред­ложения.

Теория, объясняющая инфляцию издер­жек нарушением механизма предложения, усматрива­ет причину роста издержек производства, а следо­вательно, и цен на продукцию во внезапном, не­предвиденном увеличении затрат на сырье или энергию. Убедительным примером служит стреми­тельный взлет цен на импортируемую нефть в 1973— 1974 гг. и в 1979—1980 гг. Поскольку в эти периоды цены на энергоресурсы росли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции издержек.

В международной практике в зависимости от величины роста цен принято делить инфляции на:

1.                 Нормальная инфляция (рост цен сопровождает рост совокупного спроса и экономики, поэтому незначительное ежегодное повышение цен, примерно, на 3-5% не вызывает беспокойства)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать