50%-й рост цен в месяц).
Так, в Аргентине на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз
(темп роста инфляции - 2000 %). Спасло аргентинцев лишь то, что у них
преобладает натуральное сельское хозяйство и без рыночных отношений можно
прожить некоторое время.
Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигала 33000%.
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия -
соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени
сбалансированности их роста: а) сбалансированная инфляция; б) несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны
относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров
постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных
пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь
периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы
соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери
доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в
цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции,
основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их
продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они
рискуют задержать сбыт сверх дорогой продукции конечному потребителю.
Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не
приобретать.
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: а) ожидаемую; б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Фактор ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос
влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все
население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем, в
100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на
заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия
и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки,
оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не
пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости,
неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему
определению) может произойти существенное снижение доходности
соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой - особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Различные виды инфляции схематически можно изобразить следующим образом:
Ожидаемая Неожидаемая
Сбалансированная № 1 № 2
Несбалансированная № 3 № 4
Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация №2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация №3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация №4
(несбалансированная + неожидаемая) - наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.
Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост
цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным.
К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на
правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное
промышленное лобби в парламентах.
Инфляция спроса и издержек
Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:
- монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);
- монополизм профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3- 5 лет или иной срок;
- монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.
Рассмотрим более подробно инфляцию спроса. В результате инфляции спроса возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, растут цены. Характерно, что занятость в такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность максимально должна загружать производственные мощности. В СНГ это не так, поскольку нет конкуренции и демонополизации: дефицитный спрос нарастает, не загруженность мощностей увеличивается, номинальная доходность операций растет. Предприятиям выгоднее меньше произвести и дороже продать каждую единицу продукции. В такой ситуации вероятнее прогноз на снижение занятости.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СИСТЕМАХ
Система планового ценообразования
Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо рассмотреть
особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая
централизованное установление государственных фиксированных цен на
большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового
хозяйства. Не без основания считалось, что основной функцией плановой цены
является ее планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от
производителя к потребителю в цене производился последовательный учет
добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты.
Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в
народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и
занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего
средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на
уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным.
Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в
течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и
предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику
потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному
механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры
производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.
Переходная экономика
Чтобы лучше понять специфики российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России, в период господства системы планового ценообразования, направленную на осуществление перехода к рыночной экономике.
Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 года, однако, проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок.
Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями.
Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от
концепции постепенной реформы.
2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных
потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и
особо важные материальные ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем
государства, эти цены выросли в 3-5раз. Практически на все остальные
потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз)
были подняты цены на нефть. Снятие контроля над ценами сопровождалось
либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля.
Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за
первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже
за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после
их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских
странах, проводящих реформу (практически 2501%). Рост цен в промышленности
оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен
стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила отрасль традиционно
привилегированного доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены выросли в 5-7 раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы.
Однако на пути успешного проведения реформы, на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала длительная и сильная инфляция. Процесс либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.