Инфляция и методы ее регулирования в РБ
p> Новая цель государственной ценовой политики подразумевает также качественное изменение системы индикативных показателей. В методологическом аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к анализу изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит отслеживать и своевременно реагировать на качественные изменения, происходящие в экономике республики, соответствующим образом корректировать ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего уровня цен.

Ориентация на новые стратегические цели в ближайшей перспективе требует выполнения ряда тактических задач и осуществления определенных мер.

1. Необходимо продолжить политику либерализации системы ценообразования, повысить ее прозрачность. Цены должны формироваться под воздействием спроса и предложения. Изменение относительных цен также должно происходить под воздействием изменений в спросе и/или предложении, а не вследствие пересмотра закупочных цен, потолков цен или других инструментов прямого регулирования.

Политику либерализации следует проводить в меру создания экономических предпосылок, роста доходов и повышения социальной защищенности населения.
Либерализация ценообразования должна создать условия повышения качества товаров и услуг, стимулировать развитие наиболее востребованных производств, обеспечить переток капиталов в соответствии с изменением спроса на товары и услуги, что, в конечном счете, должно способствовать росту благосостояния населения.

2. Следует ликвидировать в 2004 г. перекрестное субсидирование услуг
ЖКХ для населения в соответствии с постепенно вводимым графиком.

Такая динамика ликвидации перекрестного субсидирования может дать 10-
15 процентных пунктов прироста ИПЦ ежегодно в течение трех лет и возможность многократного превышения темпов роста индексов тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с индексами роста их себестоимости. Вместе с тем специфика этого процесса такова, что он не требует адекватной девальвации национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности экспорта, наоборот, даже при нулевой эластичности обменного курса по отношению к этому росту цен, вызванному снятием перекрестного субсидирования, ценовая конкурентоспособность экспорта должна возрастать. Меры данного порядка потребуют соответствующего роста номинальной заработной платы и доходов населения, которые, однако, с учетом предыдущих замечаний повысят долларовое значение заработной платы и доходов населения. В целом указанные подвижки создадут условия для повышения эффективности работы служб ЖКХ.

3. Доведение тарифов на услуги пассажирского транспорта в течение 2004 гг. до уровня, обеспечивающего его самоокупаемость, (вклад около 2-3 процентных пунктов в ИПЦ в течение двух лет) должно поднять уровень самофинансирования транспорта и повысить эффективность его работы.
Замечания, сделанные в отношении ЖКХ, во многом справедливы и для пассажирского транспорта – подобное повышение цен не стимулирует девальвацию (через необходимость повышения ценовой конкурентоспособности экспорта) и требует повышения заработной платы и доходов населения.

4. Выравнивание потребительских цен на продовольствие и закупочных сельскохозяйственных цен с западными областями России в основном должно быть осуществлено в 2004 г.

Это позволит, учитывая стратегическое партнерство с Россией и наличие бестаможенных с ней границ, нормализовать продовольственный рынок и целенаправленно ориентировать отечественных производителей на норму эффективности, адекватную российскому рынку (поскольку его размеры превосходят белорусский рынок).

Структурные изменения в системе цен до 2005 г. должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в
«западном» направлении, а также действий по вступлению Беларуси в ВТО.
Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.

Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.

Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.

Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.

1. С учетом финансовой и экономической ситуации в стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

2. При осуществлении таргетирования инфляции главенствующее значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период.
Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально- экономического развития страны.

3. Для обоснования целевого значения инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах.
При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.

4. Использование изложенного выше подхода позволяет говорить о целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике
Беларусь с тем, чтобы в 2005 г. выйти на уровень 10-14% за год, что позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т.д. При этом для достижения целевых показателей инфляции следует использовать факторы как со стороны спроса, так и со стороны издержек. В целом главными составляющими антиинфляционной политики в Беларуси являются: монетарная политика; политика ресурсосбережения и снижения трансакционных издержек; политика цен.

Таким образом, реализация предлагаемого подхода к снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с
Национальным банком. Недопустимы межведомственная разобщенность и стремление реализовать ведомственные интересы в ущерб общегосударственным.
Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно- программных документов и, в первую очередь, при разработке прогноза социально-экономического развития, государственного бюджета, основных направлений кредитно-денежной политики на очередной год. Между этими документами должна быть обеспечена полная сопряженность. В дальнейшем, при реализации указанных документов, необходимо обеспечить их максимально возможное выполнение каждым органом государственного регулирования в соответствии с их законодательно определенной компетенцией.

Список использованных источников

1. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З «О бюджете
Республики Беларусь на 2004 год».// Национальная экономическая газета.
2004. 18 янв.

2. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л.
Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ
Минэкономики, 2002.

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-
М, 2003.

4. Бирюкова О. Дневник успеваемости белорусской экономики //
Белорусский рынок. 2003. №48. С. 12-13.

5. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный опыт борьбы с ней, успехи и провалы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2003. №3. С. 71-81.

6. Дашкевич В. Видения светлого будущего // Белорусский рынок. 2003. №
44. С. 9.

7. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. -М.: Дело, 2002.

8. Инфляция должна быть подавлена // Белорусский рынок. 2003. №16.
С.19.

9. Корбут Н. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет.
Аудит. 2002. № 2. С. 4-6.

10. Кухтик Л. 2003 год: платежи в целевые бюджетные фонды. //
Национальная экономическая газета. 2003. №8. С. 5-7.

11. Масинкевич Н. Бремя станет легче? // Национальная экономическая газета. 2002. 06 сент. С. 13.

12. Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2001. № 2. С. 26-29.

13. Основные направления социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2010 г. / Сост. М.И. Плотницкий. - Мн.: Мисанта,
2002.

14. Ракова Е.Ю. Анализ факторов роста потребительских цен в Республике
Беларусь // Проблемы экономико-математического моделирования. 2000. С. 103-
115.

15. Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник. /
В.И. Зиновский и др.; Под общ. ред. Л.Л. Рыбчик. -Мн.: Министерство статистики и анализа, 2002.

16. Скуратович К. Цена продбезопасности // Белорусский рынок. 2003.
№47. С. 8.

17. Тарасов В. Ожидается усиление рубля // Белорусский рынок. 2003.
№37. С. 14.

18. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И.
Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.
Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать