Инфляция, инфляция и антиинфляционная политика в РФ

2.                  Ползучая инфляция (когда средний темп прироста цен составляет – 10-20%. Этот вид инфляции уже вызывает серьезное беспокойство, так как существенно сказывается на доходах людей и совокупном спросе. Люди начинают больше приобретать продуктов в запас, по более низким ценам).

3.                  Галопирующая инфляция – это опасная инфляция, разрушающая экономику (когда средний темп прироста цен составляет – 20-200%). Доходы людей быстро обесцениваются и они стремятся покупать больше товаров впрок – это увеличивает СС и подстегивает инфляцию (инфляция кормит сама себя). Рост цен на ресурсы вызывает уменьшение производства, увеличение рабочих. Фирмы, чтобы компенсировать образующиеся потери, повышают цену товара. Профсоюзы требуют существенного увеличения зарплаты, но это вызывает рост издержек. Фирмы для предотвращения потерь от последующих увеличений цен на ресурсы и зарплаты повышают цены на товары, не на один, а на два, три шага вперед.

4.                  Гиперинфляция (когда средний темп прироста цен составляет –500 или 1000%. Международный Валютный Фонд за гиперинфляцию принимает - 50%, рост цен в месяц ). Цены, при это виде инфляции, могут расти за час или за несколько часов, то есть в течение дня меняться 2, 3 раза. Производство останавливается, безработица становиться массовой и создаются условия для революционных переворотов.

История дает нам немало примеров, подтверждающих этот мрачный сценарий. Давайте посмотрим, как сказались события второй мировой войны на уровне цен в Венгрии и Японии:

Инфляция в Венгрии побила все известные прежние рекорды. В августе 1946 г. 828 октиллионов (единица с 27 нулями) обесцененных форинтов стоили столько же, сколько один довоенный форинт. Стоимость американского доллара достигла 3*1022 (3 с 22 нулями) форинтов. В 1947 г. японские рыбаки и фермеры пользовались весами, что­бы взвешивать деньги, а не утруждать себя их пересчитыванием. С 1938 по 1948 г. цены в Японии повысились в 116 раз.

Германия в 20-е годы тоже страдала от катастрофической инфляции.

Германская Веймарская республика — это наиболее яркий пример слабого правительства, кото­рому удалось какое-то время продержаться благодаря инфляционной финансовой политике.

27 апреля 1921 г. немецкому правительству был предъ­явлен ошеломляющий счет репарационных выплат на сумму 132 млрд. золотых марок. Эта сумма намного превышала то, что Веймарская республика могла рассчитывать собрать с налогоплательщиков. Столкнувшись с таким колоссальным бюджетным дефицитом, Веймарское правительство просто пустило в ход печатный станок, чтобы оплатить свои долги.

В 1922 г. уровень цен в Германии поднялся на 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось: цены выросли в 1300 млрд. раз. К октябрю 1923 г., чтобы послать обычное письмо из Германии в Соединенные Штаты, надо было заплатить 200 тыс. марок. Фунт масла стоил 1,5 млн. марок, мяса — 2 млн., батон хлеба — 200 тыс. марок, одно яйцо — 60 тыс. марок. Цены росли так быстро, что официанты меняли их в меню по нескольку раз за время обеда. Иногда посетителям ресторанов приходилось платить за еду вдвое больше той цены, которая значи­лась в меню, когда они только делали заказ.

Такая катастрофическая гиперинфляция почти всегда является неизбежным следствием безрассудного увеличения правительством денежной массы. Кроме того, является результатом чрезмерных расходов и инфляции спроса

 

2.3            Последствия инфляции


К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

·                    снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

·                    обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

·                    потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

·                    усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

·                    ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

·                    ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Если экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. И открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.

Перераспределение доходов между частным сектором и государством связано с уплатой инфляционного налога.

Если существует дефицит государственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызывает инфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается центральным банком посредством денежной эмиссии, что увеличивает в обращении избыточную массу денег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредством займов правительства в центральном банке. Третий способ покрытия бюджетного дефицита - правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм, коммерческих банков путем выпуска облигаций государственных займов.

Финансирование правительственных расходов посредством денежной эмиссии является альтернативой прямому налогообложению. Величина дохода, который правительство может получить от дополнительной эмиссии денег зависит от того, насколько расширилась реальная денежная база (М) и какой процент она составляет от ВНП.

Доход, получаемый от печатанья денег, называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья денег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога - инфляционного. Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно, по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.

Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего не стоит.

Таблица 5.1: Соотношение роста цен и доходов (стипендии)студентов ВУЗов за 1990-1994 гг.


Товар, стипендия               

Цены товара и размер стипендии 

Увеличение цены и стипендии


1990 г., май

1994 г., май

Хлеб

20 к.

600 р.

В 3000 раз

Кефир (0,5 л) 1 бутылка

34 к.

800 р.

В 2716 раз

Молоко (0,5 л) 1 бутылка

34 к.

800 р.

В 2716 раз

Колбаса вареная, 1кг

2 р. 40 к.

6800 р.

В 2833раза

Масло сливочное, 1 кг

3 р. 50 к.

3500 р.

В 1000 раз

Сахар, 1 кг

1 р.

1100 р.

В 1100 раз

Яйцо, 1 десяток

1 р. 20 к.

1200 р.

В 1000 раз

Творог, 1 кг

1 р. 10 к.

2700 р.

В 2454 раз

Сметана, 1кг

1 р. 50 к.

3600 р.

В 2400 раз

Сыр, 1 кг

3 р. 50 к.

12000 р.

В 3428 раз

Стипендия студента

40 р.

10000 р.

В 250 раз


По оценкам МВФ во втором полугодии 1992 г. сеньораж в России составил 38 дохода домашних хозяйств, или 15 ВНП. Инфляционный налог был достаточно высоким до июля 1994 г. и лишь после этого срока начал несколько снижаться.

Сеньораж - явление монетарной инфляции, а она связана с эмиссией денег, направленной на перераспределение доходов в пользу бюджета посредством взимания инфляционного налога.

Инфляционный доход государства можно рассматривать как альтернативную стоимость займов, к которым пришлось бы прибегнуть правительству для покрытия дефицита бюджета при отсутствии эмиссии.

Наряду с различными видами перераспределения доходов непременным спутником инфляции является быстрое социальное расслоение населения, глубокое имущественное неравенство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать