Инфляция: природа, измерение, социально–экономические последствия

Когда общие расходы достигают третьего отрезка (III), полная занятость распространяется на все секторы экономики. Все отрасли промышленности больше не могут отвечать на увеличение спроса увеличением объема продукции. Реальный объем национального продукта достиг своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса ведет к инфляции. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности общества, вызывает повышение уровня цен.

Когда же возможна инфляция спроса? Инфляция спроса возможна при: - росте спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

- увеличении инвестиций, особенно на средства производства во время экономического подъема; - росте государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

 

Рис. 2.

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, го­сударства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены (рис. 2).

Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.

 В последние годы было несколько периодов, когда уровень цен возрос, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. У нас были периоды, когда и объем продукции и занятость (свидетельство недостаточности совокупного спроса) уменьшилась при одновременном увеличении общего уровня цен.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:


Изд.ед. прод. = Общ. затр./Кол. ед. прод.


Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

Основными источниками инфляции предложения являются рост зара­ботной платы и за счет роста цен на сырье и энергоносители. Проиллюстри­руем механизм инфляции предложения (рис. 3).

 

Рис. 3.


Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, че­рез определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.


Глава 4. Социально- экономические  последствия инфляции.

4.1. Последствия инфляции.

В экономической практике субъектам рынка важно не только всесторонне  и правильно измерить инфляцию, но и соответственно оценить ее   последствия  и адаптироваться к ним. С этой точки  зрения,  прежде  всего,  имеют  значение структурные   характеристики динамики цен. При    так    называемой сбалансированной инфляции цены товаров растут, сохраняя прежние  соотношения между собой. Особое значение при этом  имеет  сбалансированность  их  общего роста с ценами на рынке труда,  в  таком  случае  уровень  реальных  доходов трудящихся не снижается, хотя накопленные ранее денежные  сбережения  теряют свою ценность. Несбалансированная  же  инфляция  вызывает  перераспределение доходов, структурные изменения в производстве  товаров  и  услуг,  поскольку цены различных товаров постоянно  изменяются  по  отношению  друг  к  другу, причем в различных пропорциях. Особенно быстро растут цены  на  повседневные товары неэластичного спроса. Как правило, отстают от других темпы роста  цен на рынках труда, что ведет  к  снижению  уровня  жизни  и  росту  социальной напряженности.

 В какой-то мере, говоря о показателях и типах  инфляции,  был  затронут вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах  инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом  рыночной  системы  хозяйствования.

Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых  специфических функциях инфляции.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная  по размерам  инфляция  (скажем,  ежегодное  повышение  цен  составляет   3—4%), сопровождаемая   соответствующим    ростом    денежной    массы,    способна стимулировать производство. В соответствии  с  «уравнением  обмена»  (Mv=PQ) некоторый  рост  М  создает  своеобразный  стимул  для   увеличения   объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q. При этом расширение производства будет  тем  значительнее,  чем  больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся  денег ускоряет   платежный   оборот,   способствует   активизации   инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства  приведет  к  восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив.  С  одной  стороны,  увеличиваются  денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет  к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают  не  все,  а  прежде  всего наиболее  сильные  фирмы,   имеющие   современное   оборудование,   наиболее совершенную  организацию  производства.  В  лучшем   положении   оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы,  если  их  номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

Чтобы это понять, крайне  важно  понять  разницу  между  денежным,  или номинальным, доходом и реальным доходом. Денежный или  номинальный  доход  -это количество денег, которые человек  получает  в  виде  заработной  платы, ренты,  процентов  или  прибыли.  Реальный  доход  определяется  количеством товаров  и  услуг,  которые  можно  купить  на  сумму  номинального  дохода. Задумайтесь на минуту, и вам станет ясно, что  если  ваш  номинальный  доход будет  увеличиваться  более  быстрыми  темпами,  чем  уровень  цен,  то  ваш реальный доход повысится. И наоборот, если уровень цен будет расти  быстрее, чем ваш номинальный доход, то ваш реальный доход уменьшится.    Изменение реального  дохода  можно  приблизительно  выразить  следующей формулой:

Изм. реал. дох.(%) = Изм. ном. дох.(%) - Изм. ур. цен(%)

    Таким образом, если  номинальный  доход  возрастет  на  10%  в  течение данного года, а уровень цен увеличится на 5%  за  тот  же  период,  реальный доход повысится приблизительно на 5%.  И  наоборот,  5-процентное  повышение номинального  дохода  при  10-процентной  инфляции  понизит  реальный  доход примерно  на  5%.  Следует  помнить,  что   сам   факт   инфляции   снижение покупательной способности, то есть уменьшение количества  товаров  и  услуг, которые  можно  купить,  -  не  обязательно  приводит  к  снижению   личного реального  дохода,  или  уровня  жизни.   Инфляция   снижает   покупательную способность; однако ваш реальный доход, или уровень жизни,  снизится  только в том случае, если ваш номинальный доход будет отставать от инфляции.

    Наконец,  следует  отметить,  что   инфляция   по-разному   влияет   на перераспределение в зависимости от  того,  является  ли  она  ожидаемой  или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может  принять меры,  чтобы  предотвратить  негативные  последствия  инфляции,  которые   в противном случае отразятся  на  его  реальном  доходе.  Однако  этот  вопрос противоречив,  так   как   обычно,   чтобы   избежать   потерь,   вызываемых обесценением денег, производители,  поставщики,  посредники  повышают  цены, подстегивая тем самым инфляцию.

    От инфляции могут выиграть люди,  взявшие  деньги  в  кредит,  если  неоговорено, что процент за кредит должен  учитывать  инфляционный  рост  цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, X млн. руб., дебитор должен вернуть  через оговоренный  срок  взятую  сумму  (с  процентами).  Но  если  за  это  время покупательная способность  рубля  упадет  вдвое,  то  сумма,  которая  будет возвращена банку,  по  своей  реальной  покупательной  способности  окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

    Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция.  В  условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов  испытывают  трудности с  планированием  доходов  и  расходов,  в  результате  чего   экономическая деятельность  тянет  к  наиболее   доходным   и   быстро   окупаемым   видам деятельности, и экономический спад становится весьма  вероятным.  Длительная трехзначная инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию  хозяйственной деятельности  в  большинстве   секторов   экономики,   в   результате   чего проигрывают почти все экономические агенты. А  теперь  подробнее  рассмотрим влияние инфляции на различные социальные группы.

Инфляция и доходы

Как  я  уже  упомянула,  инфляция  наказывает  людей,  которые  получают относительно  фиксированные   номинальные   доходы.   Иначе   говоря,   она перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов  и увеличения их у других групп населения.

Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут  выиграть  от  инфляции. Номинальные доходы таких групп населения могут обогнать  уровень  цен,  или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся.  Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности  и  представленные  мощными профсоюзами, могут добиться того, чтобы их номинальная заработная плата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его.

    С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности  и  лишены  поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой  ситуации,  когда  рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.

Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие  получатели прибылей. Если цены на готовую продукцию будут расти быстрее,  чем  цены  на ресурсы, то денежные поступления фирмы будут расти более  быстрыми  темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в виде прибыли будут  обгонять  волну инфляции.

4.2. Последствия ожидаемой инфляции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать