8. Абсурдная система финансовых отношений России с бывшими республиками. Заметную роль в инфляционном процессе в России сыграла система денежных взаимоотношений России и бывших республик СССР. ЦБР бесплатно обеспечивал наличностью государства, входившие в рублевую зону. Система безналичных расчетов между Россией и бывшими республиками осущес-твлялась через корреспондентские счета ЦБ этих республик в ЦБР. Нехватка средств на корсчетах компенсировалась техническими кредитами ЦБР, предлагаемыми беспроцентно в условиях галопирующей инфляции. По оценке Минфина влияние абсурдной системы финансовых отношений России с бывшими республиками на инфляцию составило примерно 25%. Сокращение рублевой зоны и соответствующая ей практика технических кредитов с 20 апреля 1993 года способствовали, по-видимому, снижению темпов инфляции к концу 94 года.
9. Распад СССР и СЭВ. Неразвитость инфраструктуры торговли, в том числе международной торговли. После распада могучего социалистического лагеря возникла проблема кооперационных связей. Теперь традиционные предприятия-контрагенты оказались в разных государствах, а из-за отсутствия надлежащей инфраструктуры типа быстрой конвертации валюты, разногласий в законодательствах или вообще в отсутствии оного, такие предприятия должны были искать или новых контрагентов, или искать новые пути сотрудничества, которые принимали порой весьма странные или даже комичные формы. Например, одна из китайских текстильных компаний в качестве оплаты долга получила БелАЗ.
10. Рост количества коммерческих банков. Рост количества коммерческих банков привел к мультипликативному расширению денежной массы. Если в 1985 году кроме Сбербанка никаких банков не было, то сейчас количество банков измеряется тысячами, если не десятками тысяч. Однако я не говорю, что банки плохо. Я лишь констатирую факт.
11. Требования социальных компенсаций. Конечно же, социальные ком-пенсации снижают общую напряженность в обществе, но они увеличивают совокупный спрос и увеличивают дефицит государственного бюджета. Именно поэтому действия правительства по выходу из кризиса должны быть быстрыми и четкими, иначе дефицит будет возрастать в прогрессии, а социальная напря-женность все нарастать. Также очевидно, что популизм в решении экономических проблем также неуместен, как и чрезмерное пристрастие к наркозу в медицине.
12. Homo Soveticus. Советскому правительству удалось то, на что эволюции потребовались десятки или сотни тысячелетий. За время хождения в поисках светлого будущего был выведен новый вид людей - Homo Soveticus. В то время, как нормальные люди при нехватке денег ищут дополнительную работу, повышают свою квалификацию, Homo Soveticus идет на митинги и на демонстрации, требуя от правительства хлеба, а по возможности и зрелищ. Этот вид не понимает, что экономика и чудеса - “две большие разницы”. Народ начинает верить в чудеса аферистов, например в дутые коммерческие предприятия коллекционеров бабочек, или в обещания господ и дам, дающих очень властные или очень восточные имена своим организациям. Девиз “Где бы мне работать, да чтобы не работать?” еще жив в сердцах миллионов. Для ублажения подобных групп людей продолжалось субсидирование нерентабельных предприятий, выдача необоснованных компенсаций и тому подобное. Но, похоже, теперь ситуация постепенно меняется в сторону цивилизованного государства,
Также вышеупомянутый тип людей, привыкший к установленной зарплате, не использует такой принцип, как разделение труда. Например, плотник, работающий на себя, до сих пор проводит все выходные на даче, выращивая картошку, хотя за то же время, работая по специальности, он смог бы получить достаточно для покупки картошки и еще бы осталось денег для чего-то другого.
Но, похоже, теперь ситуация постепенно меняется в сторону цивилизованного государства.
13. Недостаточность спроса на продукцию отечественных предприятий. Производство в России сокращалось и из-за того, что при отсутствии сложившихся частных рынков предприятия не в состоянии заменить частными заказами государственные. Ни частный потребительский, ни частный инвестиционный спрос не оказываются эффективными с этой точки зрения. Правительство могло бы стимулировать подъем через восстановление в прежнем объеме госзаказа, но оно против такого решения, потому что это восстановит административно-командное планирование.
Итак, мне кажется, что я в основном перечислил и раскрыл основные причины инфляции в России.
Последние полтора года в России ситуация, как мне кажется, меняется коренным образом. Правительство, во главе с президентом, приняло позицию
жесткого контроля за экономическими процессами в стране. Изменять экономическую ситуацию, согласно интересов небольшой кучки людей стало
намного тяжелее, нежели это было пятью годами раньше. Инфляция приняла
вид «ползущей», и в связи с этим появляются робкие попытки производства
«поднять голову». Население более спокойно относиться к небольшим повышениям цен. Ситуация в стране постепенно стабилизируется.
9. ПРОВЕДЕНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В РОССИИ.
С 1992 года проблема высокой инфляции выдвигается в экономической политике России на первое место. Так, по официальным данным, потребительские цены в России увеличились в 1992 году в 26,1 раза, в 1993 году - примерно в 10 раз и в 1994 году - в 3,2 раза, а в 1995 году - в 2,5 раза. И даже, несмотря на замедление роста цен в 1994 - 1995 годы они все равно находился на гиперинфляционном уровне.
Борьба с инфляцией в годы российских реформ была и остается первосте-пенной
задачей. В качестве главного инструмента этой борьбы в нашей стране выступает
денежная политика. В 1992-1995 гг. было предпринято, как минимум три попытки
воздействия на инфляцию, все из них, как мы видим, уже провалились.
Первая попытка упразднить инфляцию была предпринята в I полугодии 1992 года
(после либерализации цен), тогда последовательно проводилась жесткая денежная
политика, которая была направленная на снижение темпов инфляции. Я думаю, что
именно из-за того, что правительство пыталось воздействовать на инфляцию только
монетаристскими методами, и произошел провал, который будет описан ниже.
Следует заметить, что изначально предполагалось, что квартальные темпы инфляции
к концу года должны были составить 1-3% в месяц. Правительство в этот период
обеспечило рост номинального курса рубля. Темпы роста денежной массы
удерживались в пределах 9-14% в месяц, это относительно низкий уровень, если
учесть, что реальная денежная масса из-за резкого скачка цен сократилась в пять
раз. Но имел место дефицит наличных денег, который, я думаю, и явился основной
причиной снижения инфляции на первых порах, то есть месячные темпы инфляции
сократились с 38.3% в феврале до 11.9% в мае. Но оборотной стороной снижения
темпов инфляции явился глубокий сезонный спад промышленного производства и
колоссальный кризис неплатежей. Эти обстоятельства испугали правительство, и было
принято решение не продолжать упорствовать в проведении жесткой денежной
политики в условиях гигантских взаимных неплатежей предприятий и глубочайшего
промышленного спада (18%). В итоге Банк России провел взаимозачет долгов предприятий,
вследствие чего в 2-3 раза увеличился темп роста денежной массы и сократились
валютные интервенции на рынке, следовательно, курс рубля стал падать. Я думаю,
что это было первой серьезной ошибкой в политике правительства, потому что
этими мерами нельзя было добиться существенного подъема производства в
краткосрочном периоде, но при этом темпы инфляции увеличились на 26.1%.
Итак, денежная масса удвоилась, масштабы кризиса неплатежей
сущес-твенно сократились, рубль упал в 4 раза, коммерческие банки накопили огромные
и мало использовавшиеся денежные ресурсы, темпы инфляции удвоились, однако,
небольшой подъем промышленного производства, все таки, смягчил последствия
глубокого спада.
Таким образом, провал экономической политики 1992 года привел к
первому серьезному кризису в России.
Вторая попытка справиться с инфляцией началась на рубеже
1992-1993 годов. От предыдущей она отличалась только тактикой: если сначала
правительство пыталось победить инфляцию с помощью шоков, то теперь курс был
взят на постепенный, последовательный "зажим" денежной массы и,
соответственно, плавное снижение темпов инфляции. И действительно, в начале
1993 года, действительно, удалось обеспечить стабильное, приблизительно на 1%
снижение темпов инфляции, составивших ранее 18.5%. В целом, это не
сопровождалось ни спадом промышленности, ни ситуации с неплатежами. Однако,
здесь сказалась ошибка совершенная в самом начале борьбы с инфляцией: попытка
использовать только монетаристскую политику. Дальнейшее ужесточение
кредитно-денежной политики активизировало целый ряд негативных процессов.
Российское правительство хотело достичь запланированных темпов инфляции (7%) и
считало, что это "перевернет экономическую конъюнктуру само по себе",
то есть немедленно начнется "бум частных инвестиций, хлынет иностранный
капитал, предоставит кредиты МВФ" и т.п. Действуя так, правительство
продолжало снижать денежную массу, снизив ее в 1993 году до рекордно низкой
отметки в 14% к декабрю 1991 года (в реальном исчислении). Все это опять
привело к снижению объемов производства и ухудшению финансового положения
предприятий.
Итак, мы приходим к выводу, что наши радикальные реформаторы
настой-чиво стремились доказать возможность сокращения инфляции, используя для
этого исключительно монетарные методы. И вроде бы события развивались в
желаемом направлении, то есть в течение 1993 года темпы инфляции заметно (50%)
сократились, но при этом стали проявляться последствия слишком жесткой денежной
политики. И первым таким следствием явилось быстрое нарастание взаимных
неплатежей между предприятиями и наряду с этим, активно сокращаются объемы
производства.
В 1994 году характер денежной политики правительства не
изменился. Имело место дальнейшее снижение темпов роста денежной массы, и вновь
было достигнуто существенное снижение темпов инфляции с 17.9% до 7.4%.
Ужесточение денежной политики, значительная задолженность со стороны государства
по закупленной, но не оплаченной в 1994 году продукции, способствовали дальнейшему
ухудшению финансового положения предприятий. Как следствие,
просроченная задолженность поставщикам уже в 3 раза превосходила денежные
средства предприятий. И экономика не выдержала столь жестких финансовых
ограничений и ответила колоссальным (25%) сокращением объемов промышленного
производства. Итак, мы приходим к выводу, что дефляционный шок 1994 года
явился, по сути, закономерным следствием правительственных попыток сбить темпы
инфляции любой ценой. После этого в денежной политике наступил странный период:
темпы инфляции продолжали последовательно снижаться, а среднемесячные темпы
роста денежной массы, составившие ранее 8.6%, выросли почти до 14%. Я думаю,
этот парадокс объясняется тем, что на весну-лето 1994 года пришелся пик
строительства финансовых пирамид в российской экономике, это был период своего
рода bubble economy (экономика "мыльного пузыря"). Деньги населения,
предназначенные для потребительского рынка, оказались в значительной степени
оттянуты на рынок спекулятивных финансовых операций, следствием этого стал
двукратный скачок доли сбережений в доходах населения весной-летом 1994 года.
Олицетворением этого периода явилась печально известная МММ. Масштабы деятельности
этой пирамиды испугали даже правительство. Дальнейшее развитие событий
проходило по известному принципу домино. Я думаю, что именно развал МММ в
определенной степени и спровоцировал черный вторник 11 октября на валютной
бирже и дальнейшее падение курса рубля почти на 30% за один день.
Таким образом, сокращение темпов инфляции на этом этапе было достигнуто не за
счет ужесточения денежной политики, поэтому реальная денежная масса в
апреле-августе росла, и к концу этого периода достигла отметки в 20% к уровню
базового 1991 года. Рост реальной денежной массы немедленно отразился на динамике
неплатежей и промышленного производства. Вследствие этого была сломлена
тенденция ускорения спада промышленного производства, а затем, даже началось
движение вверх. Таким образом, мы в очередной раз видим, что откат в денежной
политике вызвал адекватную тенденцию в промышленной динамике.
Наконец, с окончанием периода bubble economy, инфляция в конце 1994
года подскочила до 15-16% в месяц. Это стало закономерным следствием всех тех
ошибок, которые были допущены на протяжении этих лет. При этом не было
достигнуто ощутимого подъема производства, потому что, как было написано выше,
рост производства требует долгосрочного периода, а отклик инфляции на политику
правительства произошел очень быстро.
В такой ситуации начался 1995 год, и начался он очередным
ужесточением денежной политики. Правительство начало новую попытку сбить
инфляцию. Для этого правительство отказалось от использования кредитов Банка
России для покрытия дефицита федерального бюджета, из-за того, что это оказывало
сильное воздействие на темпы инфляции. И было решено финансировать бюджетный
дефицит путем заимствования свободных денежных ресурсов на финансовом рынке,
посредством размещения государственных ценных бумаг, Банк России фактически
прекратил предоставление кредитов коммерческим банкам, были резко сокращены
расходы бюджета, Банк России спровоцировал относительно продолжительную (но,
безусловно, временную) тенденцию к укреплению курса рубля. Все это позволило
сбить темпы инфляции с 18% в начале до 7-9% в середине года. Рассмотрим эти
шаги более подробно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8