Инфляция в современной экономике

4. «Импортируемая» инфляция

Существует несколько каналов так называемой импортируемой инфляции. Один из них связан с колебаниями валютных курсов. Если курс национальной валюты падает, то более выгодным становится экспорт, но в невыгодном положении оказываются импортеры. Чтобы получить в соответствующих размерах «подорожавшую» иностранную валюту, потребную для закупки очередных партий импортируемых товаров, импортеры поднимают внутренние цены. И при сохранении прежнего уровня мировых цен для приобретения требуемого количества американских долларов или немецких марок теперь необходимо выручить (от продажи ранее закупленных по импорту товаров) большее количество национальной валюты. В итоге внутренние цены на импортируемые товары возрастают.

Одномоментное падение курса гривны по отношению к доллару во время «черного вторника» в октябре 1994 г., обвальная девальвация (снижение фиксированного курса гривны) в сочетании с дефолтом в августе 1998 г. повлекли за собой повышение цен на потребительские товары, а затем и на другие виды товаров внутреннего украинского рынка.

Инфляционное повышение цен может происходить и вследствие ожидаемого снижения курсовой стоимости гривны, его предполагаемой девальвации.

Таким образом, между валютным курсом национальной валюты и движением внутренних цен существует прямая и обратная связь. Падение обменного курса (например, гривны на доллары) подталкивает рост цен, а повышение цен, в свою очередь, неизбежно влечет снижение покупательной способности национальной валюты и соответственно изменение ее валютного курса.

Другим каналом, стимулирующим инфляционное движение внутренних цен, служит расширение денежной массы вследствие нарастающего притока на внутренний рынок иностранной валюты. В украинской экономике функционируют две валюты: гривны и доллары, происходит процесс долларизации денежного рынка страны.

Иностранной валюты на денежно-кредитном рынке Украине больше, чем гривен. Доллары, которые не отложены про запас (не лежат «в чулке»), используются на закупку импорта, на покупку недвижимости за пределами страны, на вклады, которые направляются в иностранные банки, а также на расчеты в теневой экономике.

При наличии двух валют регулировать ситуацию на денежно-кредитном рынке становится трудно. Более устойчивый и привлекательный доллар начинает теснить национальную валюту.

Строго говоря, механизм импортируемой инфляции весьма многообразен и противоречив. Рост издержек, а значит, и внутренних цен нередко происходит вследствие колебания мировых цен (например, на нефть и нефтепродукты, зерно, рис, золото).

На уровень внутренних цен оказывает влияние неравноправное положение национальных покупателей и продавцов на внешних рынках, торговая дискриминация со стороны контрагентов. С феноменом импортируемой инфляции определенным образом связаны социальные, организационные факторы ожидания и стремление избежать рисков, особенно резко проявляемые в условиях неустойчивости и существенных перепадов конъюнктуры на мировых рынках.

Следует обратить внимание на два опасных момента. Во-первых, на процесс долларизации денежного обращения. В этих условиях становится трудно управлять национальной валютой. Тем более если иностранная сильнее, если неизвестно, сколько ее в «чулках», если к ней больше доверия. Во-вторых, происходит падение покупательной способности гривны. Цены растут, и в пропорции близкой к росту цен падает покупательная сила национальной валюты.

Отрицательное влияние оказывают резкие колебания цен на мировом рынке. Усиливают инфляцию рост внешних долгов, снижение экспортной выручки, разрывы торгово-производственных связей.


5. Последствия инфляции

В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, мы уже затронули вопрос о ее последствиях, влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых специфических функциях инфляции.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена MV = PQ некоторый рост M создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, иными словами, для увеличения Q.

При этом расширение производства будет тем значительнее чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях «инфляционных ожиданий» предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на сырье, топливо, комплектующие. Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн грн., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность гривны упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов и расходов, в результате чего экономическая деятельность тяготеет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным.


6. Почему нужно бояться инфляции?

Но каковы бы ни были «позитивные» функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний на ход экономического развития. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнано) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

• снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);

• обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

• потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

• усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

• ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).


7. Регулирование инфляции

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.


8. Антиинфляционная политика

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

• политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);

• политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г.

Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению (дефляции).

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». Поставить «диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер; ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на цены, на ценообразующие товары (топливо, транспорт, сельскохозяйственное сырье).

Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер; они постоянно уточняются и корректируются.


9. Управление инфляцией в переходной экономике

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в нашей стране следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Следует признать, что ни в Украине, ни в большинстве других стран, вставших на путь системных экономических реформ, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой — от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил —натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывалась ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к Украине можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. На наш взгляд, определяющее влияние на рост цен оказывает сегодня инфляция издержек. Об этом, в частности, говорит тот факт, что оптовые цены росли быстрее, чем розничные, потребительские; особенно это было характерно для 1992—1996 гг.

Наличие кризиса неплатежей свидетельствует о том, что в основе инфляционного роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения не росли, а падали.

4. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для Украины становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Отмеченные здесь и некоторые другие особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это во-первых. Во-вторых, сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию курса национальной валюты, по сдерживанию темпов инфляции.

Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Выводы

В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействуюших на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако для них она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в Украине и большинстве других стран, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Список использованной литературы

1.     Экономика: учебник /под ред. А. С. Булатова.-М.: Юристь-2002.

2.     Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год.

3.     Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994 год.

4.     Макконнелл К.Р. , С.Л. Брю С.Л.  Аналітична економія: Мікроекономіка /переклад з англ. С. Панчишин, О. Ватаманюк. За ред. З. Ватаманюка. – Львів: Просвіта, 1999

5.     Ястремський О. , Гриценко О.   Основи Мікроекономіки. – К.: Знання, 1998

6.     Сіроштан М.А., Гри горян Г.М., Тененбаум А.Б. та ін. Політична економія: Навч. посібник. – Харків: РВВ ХДЕУ, 1998. – 344 с.

7.     Сіроштан М.А., Макроекономіка: Навч. посіб. – Х.: ВД „ІНЖЕК”, 2004. – 186 с.

8.     Чухно А.А., Основи економічної теорії: Підручник/ П. С. Єщенко, Г.Н. Клименко та ін.; За ред. А.А. Чухна. – К.: Вища школа., 2001. – 606 с.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать