Инфляция в странах с переходной экономикой

•развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

•повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

•разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

Характерная особенность первого пятилетия (1991— 1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения.

3.5 Антиинфляционная политика государства


При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

В условиях спада налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

 Денежно-кредитное регулирование отличается более гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему присущи те же издержки, что и налогово-бюджетной политике.

Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем производства и повышать цены.

Существует мнение, которое поддерживает и такой известный экономист, как М. Фридмен, что инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией. Индексация предполагает, что все долгосрочные контракты-договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставлении ссуд должны синхронно корректироваться вместе с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса и ответное его замедление.

Вышеперечисленные меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение. Эта политика получила название "концепция предложения".

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

1) при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;

2) для снижения текущего спроса без соответствующего паде­ния предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денеж­ных реформ.

Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики:

- необходимость структурной перестройки народного хозяйства;

- запаздывание с формированием рыночной экономики;

- монопольный характер экономики;

- перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

С учетом вышеизложенного антиинфляционная стратегия здесь должна включать следующие основные мероприятия:

- отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверх монополизированных отраслей;

- проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;

- отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;

- проведение либеральной торговой политики;

- радикальную аграрную реформу;

- реформу системы налогообложения;

- реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом


3.6 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь


Инфляция в Беларуси в 2007 году не превысит 8%, хотя многие внешние факторы усложняют работу по ценообразованию. Об этом сообщил в своем выступлении председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович.

"В настоящее время в Беларуси нет внутренних причин для раскручивания инфляционных процессов", - отметил он. Состояние экономики стабильно, успешно работает промышленность, народное хозяйство в целом.

"Но мы работаем в открытой экономике. И внешние шоки, в том числе увеличение цен на энергоресурсы, продовольственные товары, естественно, влияют на цены в Беларуси. Но это влияние не приведет к выходу за установленные прогнозные параметры по инфляции. В целом по году в 8% мы должны уложиться", - подчеркнул Петр Прокопович.

За январь-сентябрь текущего года инфляция в Беларуси составила 5,4%, или 0,6% в среднем за месяц.


Таблица 6:Основные макроэкономические показатели(в % к предыдущему году)

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Валовой внутренний продукт

89,6

102,8

111,4

108,4

103,4

105,8

104,7

105,0

107,0

111,4

109,4

109,9

Продукция промышленности

88

104

119

112

110

108

106

105

107

116

111

111

Продукция сельского хозяйства

95

102

95

99,3

92

109

102

100,7

107

113

102

106

Инвестиции в основной капитал

69

95

120

125

92

102

97

106

121

121

120

132

Розничный товарооборот

77

131

118

126

111

112

128

112

110

112

120

117

Индексы цен производителей промышленной продукции

561

134

188

172

456

286

172

140

138

124

112

108

Индексы потребительских цен

809

153

164

173

394

269

161

143

128

118

110

107

Экспорт в страны Содружества

205

124

143

96

70

121

102

98

124

135

96

122

Экспорт в другие страны

172

106

102

99,3

120

128

101

123

124

143

138

125

Импорт из стран Содружества

176

124

127

95

77

142

95

109

128

148

94

130

Импорт из других стран

194

126

121

104

80

108

97

112

125

131

121

141

Таблица 7:Основные макроэкономические показатели в 2007 г.(в % к соответствующему периоду предыдущего года)


    

Январь-март

Январь-июнь

Январь-сентябрь

Валовой внутренний продукт

108,4

108,6

108,4

Продукция промышленности

105,9

107,7

108,2

Продукция сельского хозяйства

104,4

105,2

...

Инвестиции в основной капитал

130,1

120,0

116,6

Розничный товарооборот

120,7

117,9

116,0

Индексы цен производителей промышленной продукции

118,8

116,2

116,1

Индексы потребительских цен

107,7

107,4

107,6

Экспорт в страны Содружества

127,2

129,9

128,91)

Экспорт в другие страны

91,9

105,3

107,31)

Импорт из стран Содружества

110,8

118,1

121,11)

Импорт из других стран

143,5

131,2

130,41)

 

Заключение


Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).

Инфляция в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Можно классифицировать инфляцию: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен,  с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы.

В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь  не просто о следствиях, но и некоторых специфических функциях инфляции. Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция, скажем, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.

Отметим кратко некоторые последствия инфляции:

¨    инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков;

¨     особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения;

¨     сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается  в сторону потребления;

¨     ведет к снижению реальных доходов населения при неравномерном росте национальных доходов;

¨    ведет к обесценению сбережений населения. Повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных сбережений;

¨     приводит к потере у производителя заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

В странах с трансформируемой экономикой инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычная, специфическая черта инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию в этих странах. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Нельзя снижать темп инфляции только монетарными методами. Ужесточение монетарной политики в лучшем случае может лишь вскрыть очаги проблемы. Терапия же требует иных инструментов.

Для снижения  инфляции в стране правительство должно избегать двух крайностей. Во-первых, замораживания достигнутого уровня инфляции, вследствие спекуляций на институциональных проблемах и всяческого нежелания их преодолевать. Во-вторых, резкого сжатия денежной массы при низких возможностях ее неэмиссионного роста.

Стратегия же долгосрочного снижения инфляции связана преимущественно с развитием немонетарных инструментов – повышением мобильности рабочей силы, расширением сети центров профессиональной переподготовки, упрощением процедур входа предприятий на рынки и выхода из них, развитием институтов страхования и гарантий и т.д. Их становление поможет со временем оздоровить и отечественный бюджет, снизив остроту его потребности в ежегодных кредитах и отложенных долговых платежах.

Замедлению роста цен также способствует оперативное перераспределение финансовых ресурсов в пользу выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом.

Список использованной литературы


1.       Экономическая теория: Учебное пособие/ Под общ. ред. Н. И. Базылева, С.П. Гурко – Минск «Книжный Дом», 2005.

2.       Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. – Минск: «ТетраСистемс», 2002.

3.       Носова С.С. Экономическая теория. – Москва: «Владос», 2003.

4.       Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Д.  Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5.       Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000.

6.       Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Мин-стат РБ, 2006.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать