Учитывая зарубежный опыт подобное регулирование необходимо распространять и на другие сферы хозяйственной деятельности в сочетании с
регулированием заработной платы в целях сдерживания инфляции издержек.
Практика же России еще раз показала, что в условиях несовершенной конкуренции рыночное регулирование цен недостаточно и должно дополняться их государственным лимитированием.
Состояние фондового рынка.
Оно также влияет на инфляционный процесс. На российском фондовом рынке особую опасность представляет пирамида ГКО, которая сравнялась с объемом денежной массы. Бесспорно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия дефицита госбюджета. Но в 2001г. выплата высоких доходов по ним съедала 1/3 часть бюджетных расходов. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.
Выход российских правительственных облигаций позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам, но не было обеспечено применение этих денег для “латания” бюджета. И отсутствие реальных возможностей для погашения этих заимствований еще более усугубили кризис
Нейтрализация внешних факторов инфляции.
Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику – все это открыло шлюзы для внешних факторов инфляции.
Снижение курса рубля стало активным фактором роста цен, т.к. импортные
товары составляют половину потребительского рынка России. “Импортируемая” инфляция проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С расширение валютных прав граждане и юридические лица активно обменивают рубли на доллары. Практически это означает кредитование экономики США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков.
Долларизация экономики – объективный процесс в условиях, когда национальная валюта поло выполняет свои функции. Поэтому отменить хождение доллара невозможно. Но возможно и целесообразно ограничить его функции, оставив за ним функцию сбережения и накопления. Что касается функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа, то их должна выполнять национальная валюта. Поэтому, вместо фиксирования цен в условных единицах необходимо применять цивилизованные методы страхования инфляционного и валютного рисков.
Для сдерживания “импортируемой” инфляции необходимо регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Безусловно предложения ввести фиксированный курс рубля противоречат устоям рыночной экономики. Но в мировой практике преобладает регулируемое плавание валютного курса. Поэтому целесообразно восстановить валютный коридор с большей амплитудой колебаний курса рубля.
Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, принятие мер против долларизации экономики.
В ряду мер антиинфляционной политики особое место занимает проблема урегулирования ситуации вокруг кредитов международных финансовых институтов. Установленные этими организациями высокие ограничения и условия для заимствования средств Россией снижает возможность использования этих заимствований для оздоровления денежного обращения. К тому же международные кредиты используются в основном для “латания” бюджетных дыр.
Разработка эффективного законодательства.
Принятые в нашей стране законы обеспечивают лишь половину потребностей экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, не противоречиво, вызывать доверие у предпринимателей и населения.
2.4 Основные макроэкономические показатели России
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Валовой внутренний продукт
95,9
96,4
101,4
94,7
106,4
110,0
105,1
104,7
107,3
107,2
106,4
106,7
Продукция промышленности
95
92
101
95
109
109
103
103
109
108
104
104
Продукция сельского хозяйства
92
95
102
87
104
108
108
102
101
103
102
103
Инвестиции в основной капитал
90
82
95
88
105
117
110
103
112,5
112
111
114
Перевозки грузов
88
77
86
87
104
106
102
98
104
104
109
107
Розничный товарооборот1)
94
100,3
105
97
94
109
111
109
109
113
113
114
Индексы цен производителей промышленной продукции2)
275
126
107
119
171
132
108
118
113
129
113
110
Индексы потребительских цен
2312)
1222)
1112)
1842)
1372)
1202)
122
116
114
111
113
110
Экспорт в страны Содружества
103
109
105
82
78
129
106
107
130
144
111
130
Экспорт в другие страны
129
109
99
84
108
144
96
107
124
134
137
124
Импорт из стран Содружества
133
106
98
79
74
139
97
91
129
135
107
118
Импорт из других стран
117
95
123
83
68
102
138
117
123
131
138
145
Таблица 1:Основные макроэкономические показатели (в % к предыдущему году).
1)Без оборота предприятий питания.
2)Декабрь к декабрю.
Рост ВВП России по итогам 2007 года ожидается на уровне 7,2%, прогнозирует Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в ежегодном докладе о развитии переходной экономики (EBRD transition report).
"Темпы роста экономики России, согласно прогнозам, повысятся до 7,2% по итогам 2007 года (по сравнению с 6,7% в 2006 году) и затем вновь упадут до 6,5% в 2008 году", - говорится в документе.
При этом прогноз ЕБРР по инфляции в России - 8,5% - звучит гораздо оптимистичнее того, что делают российские власти.
В начале ноября Минэкономразвития РФ признало, что инфляция в РФ в этом году может достичь 11% вместо запланированных в начале года 8%. Ранее глава Минфина Кудрин заявил, что уровень инфляции в 2007 году может превысить 10%.
В России инфляция по-прежнему остается одной из основных проблем в сфере макроэкономики, отмечается в докладе ЕБРР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10