Информационный бизнес
p> Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы-производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен на информационные товары и услуги.
Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов. Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.

В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товары и услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.

Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта.
Например, на рынке баз данных многие из них не имеют аналогов, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен.

Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т. д.

Это качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т.е. всех доступных способов придания гибкости ценам.

В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.

В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых услуг ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей, деление общества на “информационно бедных” и “информационно богатых”.

С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т. д.

Так или иначе, рассматривая особенности ценообразования на информационном рынке, мы снова видим особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно.

Тенденции формирования информационного рынка в России.

Что же касается российской экономики, то рынок информации еще только формируется. Перспективы развития информационного рынка в нашей стране во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

Инструментальные информационные технологии.

Большинство технологий, составляющих этот класс, появилось практически одновременно с созданием ЭВМ в виде специального и общего программного обеспечения, операционных систем различного класса и назначения, пакетов прикладных программ. Эти технологии, а также их более совершенные модификации и сейчас достаточно активно используются разработчиками экономических информационных систем и обстоятельно описаны в научной литературе. Остановимся лишь на инструментальных НИТ (новых информационных технологиях), получивших распространение в последнее время. К их числу можно отнести гипертекстовые технологии, машинную графику, телекоммуникационные методы доступа, CASE-технологии, системы искусственного интеллекта, мультимедиа, возникновение которых связано, главным образом, с новыми техническими возможностями средств вычислительной техники. При создании прикладных информационных систем имеет смысл опираться только на эти более совершенные технологии, которые позволят выйти на современный уровень компьютеризации в экономике и на равных влиться в мировое экономическое пространство.7

Прикладные информационные технологии рыночной экономики.

Для поддержки новых хозяйственных механизмов должны быть разработаны адекватные рыночным отношениям НИТ. В частности, в современных условиях изменениям подвергаются банковская и инвестиционная деятельность, совершенствуется налогообложение, появляются новые виды управленческой деятельности и субъекты рынка, что требует эффективных прикладных информационных технологий. К ним относятся банковские системы, биржевые технологии, технологии менеджмента, технологии маркетинга, налоговые информационные системы и технологии управления инвестиционными проектами.

Внедрение новых информационных технологий требует серьезной перестройки действующей системы обработки экономической информации.
Недооценка их значимости способствует нарастанию в стране сложных экономических проблем, поскольку преобразования, не подкрепленные соответствующими информационными технологиями, могут привести к результатам, противоположным ожидаемому. Поэтому при проведении экономического анализа обязательно должна решаться комплексная задача построения эффективной системы обработки экономической, управленческой, научно-технической, законодательной, коммерческой и других видов информации, которая не только способствует практической реализации предлагаемых экономических концепций и програм, но и в значительной мере оказывает на них корректирующее воздействие.7

Рынок бухгалтерских программ.

Элементы компьютерной системы

В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета МПЗ. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы ( бухгалтерские книги и журналы ) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера не возможно.

Компьютерная система включает в себя следующие элементы.
1. Аппаратные средства. К ним относятся: оборудование и устройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор, оптические считывающие устройства, накопители на магнитной ленте, дисководы, принтеры, терминалы и т.п.
2. Программные средства: а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективного использования, системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций по обработке данных, и сервисные программы, которые выполняют в компьютере основные операции, например сортировку записей. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований. б) Прикладные ( пользовательские ) программы - это наборы машинных команд для обработки данных, которые организация--пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.
3. Документация - описание системы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений, логическим и другим командам.
4. Персонал - работники, которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.
5. Данные - сведения о хозяйственных операциях и другая необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе.
6. Процедуры контроля - Процедуры, обеспечивающие соответствующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.

Особенности компьютерной обработки данных

Способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной.
Единообразное выполнение операций. Компьютерная обработка предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки ( или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах ) приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.
Разделение функций. Компьютерная система может осуществить множество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребовать введения дополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. К подобным мерам может относится система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетных документах через терминал в диалоговом режиме.
Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. По сравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжении длительного периода.
Потенциальные возможности усиления контроля со стороны администрации.
Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набор аналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек с плановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно при компьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можно использовать в целях контроля фактического хода обработки операций бухгалтерского учета.
Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнять некоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательно документируется, как это делается в неавтоматизированных системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатацию администрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.

На текущий момент региональный рынок представлен довольно большим количеством систем ведения бухгалтерского учета.

Вот лишь несколько из них, те которые были представлены на выставке
"Бухгалтерия - 95" :
— Фолио ; АО "Центр экономических компьютерных программ ФОЛИО"
— ИНФО-Бухгалтер ; ТОО "Информатик"
— Инфин-бухгалтерия ; Аудиторская компания "Инфин"
— Суперменджер" ; Фирма "Ланкс"
— AUBI ; Фирма "О'стрим"
— ABACUS ; АО "ОМЕГА"
— 1С Бухгалтерия и т.д.

Проблемы развития российский рынка программного обеспечения.

“...Это самый динамичный и наиболее соответствующий мировому уровню сектор экономики...” Примерно так эксперты (и местные, и зарубежные) из самых различных областей практически единодушно оценивают состояние нашей
“компьютерной действительности”. С такими характеристиками в целом можно и согласиться, но вместе с тем хотелось бы сначала уточнить: а что, собственно, понимается под “развитием компьютерного рынка”?

Упрощенно разделим этот рынок на две части: технические средства и программное обеспечение. Нас больше интересует второе. На рынке программного обеспечения ясности относительно критериев его оценки гораздо меньше. Что считать главным: объемы установленного ПО или продаваемого?
Количество разработчиков программ или число пользователей? Короче говоря – что мы подразумеваем под термином “рынок программного обеспечения”?

Обычные вопросы, связанные с анализом рынка программных средств, звучат примерно так: “Чем вы пользуетесь сегодня, и с чем собираетесь работать завтра?”. Из ответов на них, конечно, можно почерпнуть полезную информацию, но все же она не является достаточной для анализа рынка.

Рынок ПО должен однозначно отождествляться с рынком легального распространения программ. При этом совершенно очевидно, что в российских условиях этот рынок затрагивает относительно небольшую часть общей массы программных средств, имеющихся у пользователей компьютеров.

Однако учитывая тот факт, что даже среди “нелегалов” существуют какие- то минимальные товарно-денежные отношения, следует в дальнейшем понимать под рынком ПО совокупность всех программных продуктов и их пользователей, отдельно выделяя в нем его “легальную” составляющую.

Как определить объем и структуру легального рынка – теоретически понятно: нужно собирать сведения о продажах у поставщиков ПО (хотя, конечно, сделать это непросто). Но как определить размеры всего рынка? И самое главное нужно ли это делать? Ответ на последний вопрос вроде бы утвердительный: “Безусловно нужно. Ведь именно это определяет потенциал развития рынка программ”. Однако и здесь тоже не все так просто.

Различные фирмы-поставщики ПО говорят: “Мы ориентируемся в своей работе на тех, кто в состоянии покупать программы, а “нищие” пользователи нас не интересуют”.

Разумеется, бизнесменам виднее, как вести свои дела, но хотелось бы обратить внимание на следующий момент. Четыре года назад рынок продовольственных товаров тоже начинался с коммерческой торговли “для солидных клиентов”, но по мере его развития продавцы стали гоняться даже за бедными пенсионерами. А поставщики ПО до сих пор считают сотни тысяч средних школ и тысячи высших учебных заведений России “мертвой зоной”, предпочитая работать только с несколькими сотнями банков и верхушкой государственного аппарата. (Кстати, первым в мире покупателем Windows 95 был простой парень из Новой Зеландии, а не Bank of America.) Учитывая это, можно выдвинуть такую гипотезу: российский рынок ПО “пробуксовывает” и, вполне возможно, даже отстает от общего развития рынка страны.

Определенный прогресс в развитии легального рынка ПО, конечно, налицо.
Об этом можно судить по такому факту, что продажа программного обеспечения стала прибыльным делом и есть целый ряд крупных фирм, для которых это стало основным или даже единственным занятием. Еще два-три года назад такое трудно было представить – отделы продажи программного обеспечения были на правах “бедных родственников” у компьютерных фирм, которые жили за счет торговли оборудованием.

Заключение

Перспективы развития Российского информационного рынка во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

Рассматривая компьютерный рынок России в целом, стоит признать, что он действительно динамично развивается, внедряясь в самые различные сферы нашей жизни. При этом можно утверждать, что расширение парка компьютеров происходит в значительной степени за счет именно тех слоев нашего общества, которые отечественными поставщиками ПО были признаны неперспективными и находятся вне поля их интересов.

Как бы то ни было, время бурной структурной перестройки в стране не завершается, и вряд ли можно ожидать продолжения значительного роста числа частных предприятий, банков, АО и пр. Скорее, сейчас мы уже увидим сокращение их количества. С другой стороны, можно говорить о стабилизации, оживлении и даже некотором подъеме в системе образования, научно- исследовательских организациях, промышленности.

Еще один быстро развивающийся сектор рынка – домашние компьютеры. ПО единодушным оценкам, это направление в ближайшие годы станет наиболее мощным и к 2000 году (в частности по оценкам Intel) сможет выйти на уровне использования компьютеров в бизнесе.

В данной работе рассмотрена теория информационного бизнеса и развитие информационного бизнеса в России. Был проведен анализ большого количества статей и сделано много выводов по поводу развития информационного бизнеса в
России.

Результатом проделанной работы является обобщение теории информационного бизнеса и характеристика состояния этого бизнеса в нашей стране.

Подводя итог, можно сказать, что экономическая теория часто использует традиционные подходы при анализе рынков информационных продуктов, рассматривая информацию как один из многих производимых и потребляемых товаров, который всего лишь обладает рядом особенностей.

С другой стороны, вместе с индустриальной ступенью развития общества
“экономический образ мышления уходит в прошлое, заставляя переосмыслить казавшиеся бесспорными аксиомы, коренным образом изменяя точку зрения на многие проблемы. Оценка результатов информационной деятельности и информационного обмена предполагает использование новых критериев.
Вероятно, они будут вырабатываться с использованием достижений многих научных дисциплин, которые занимаются изучением феномена информации.

Вероятно, признание роли информации и информационной деятельности в современном экономическом и социальном развитии является первым, но не самым важным шагом на пути становления информационного рынка и информационной экономики в целом.

Список использованной литературы.

Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. – М., 1984.
Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. – М., 1983.
Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология – миллионные прибыли. –
М., 1990.
Страссман П. Информация в век электроники. – М., 1987.
Тамбовцев В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации.
– М., 1992.
Чирченко О. Н. Информационные аспекты компьютеризации. – М., 1989.
Багриновский К. А., Хрусталев Е. Ю. “Новые информационные технологии”.
ЭКО. ( 7. 1996 г. стр. 26.
Колесов А. “Проблемы развития российского рынка программного обеспечения”.
Компьютерра. №4-5. 1996 г. стр. 24.
Материалы к проблемной школе-семинару “Рынок. Экономическая теория .
Экономикс. Бизнес.” Часть 2, Москва 1991 г

Пещанская. И. “Экономика информационного общества”. Российский экономический журнал. ( 5-6 1996 г. стр. 103.
Рыженкова И. К. “Рынок информации: особенности и проблемы развития”.
Вестник Московского университета. Серия 6 “Экономика”. ( 1. 1995 г. стр.
50.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать