Информатизация и экономика
p> “Mid Data Central” (MDC) в середине 70-х годов построила стратегию завоевания рынка для нового вида своих услуг “LEXIS” (банк юридической информации, к которому можно подключится по обычным каналам связи) на предоставлении студентам юридических вузов бесплатного доступа к “LEXIS” во время обучения. Тем самым “MDC” “встроила” в новое поколение юристов информационную компетентность. Овладев навыками использования правовой информации в электронной форме, эти молодые люди после окончания университетов стали требовать от своих нанимателей - владельцев юридических фирм доступа к “LEXIS”. Сегодня “MDС” представляет правовые услуги большим и малым юридическим фирмам, создав для себя рынок путем подготовки профессионалов еще на школьной скамье. Далеко не всегда стратегия завоевания рынка информационных услуг характеризуется такой дальновидностью и продуманностью. Особенность информационной сферы состоит в том, что нет ни одного потребителя, которому понадобилось бы знать о всех наличных банках данных. Лица, принимающие решения, должны ориентироваться лишь в тех информационных услугах, которые имеют непосредственное отношение к их бизнесу. Естественно, при необходимости можно привлекать дополнительные
“внешние” источники данных.

Так же важно иметь представление о специфическом значении каждого банка данных. Так как, наибольшую ценность имеет не общая информация по данной проблеме, а та узкая информация, которая нужна для принятия конкретного решения.

Каждый банк данных разрабатывается для определенных целей. Для эффективного использования банка данных нужно знать не только о его содержании, но и о тех целях, которые ставил перед собой его создатель. Это позволяет потребителю “быть в русле” и получить от банка максимум возможного.
Полезно знать и другие специфические особенности компаний, занятых в сфере информационного бизнеса:

. Они предпочитают создавать собственный продукт, не полагаясь на сторонних составителей. Это дает возможность большего контроля за качеством информации, которое является главным активом компании.

. Ключ к хорошим деловым отношениям с потребителями определенной рыночной ячейки, обслуживаемой компанией, - быть как можно ближе к потребителю, быстро реагируя на его новые возможности и запросы. В результате от потребителя зависит не мало конкретных аспектов развития информационного бизнеса в отличии от других сфер, где покупатель “включен” не столь непосредственно. В информации именно нужды потребителя, изменяясь, изменяют деятельность информационной компании и ее продукцию.

. По определению, продукция, предлагаемая в данной рыночной ячейке, предназначена для удовлетворения специфических запросов клиента.

Поэтому пользователи должны ставить столь же конкретные задачи перед своими поставщиками исходной информации и научится сотрудничать с ними, приобретая только те сведения, которые необходимы для удовлетворения их специфических запросов.

. Информационные компании часто являются монопольными хранителями сведений в своей конкретной области. По мере накопления досье

(“файлов”) расширяется и банк данных. Поэтому информационные компании нередко в состоянии представить дополнительные сведения, не вписывающиеся непосредственно в их специфический круг деятельности.

Очень важно, чтобы компания, оказывающая прежде всего информационные услуги, осознала себя таковой и соответственно этому строила свою деятельность. Может показаться невероятным тот факт, что только в середине
60-х годов одна из старейших и крупнейших информационных компаний Америки,
“Dan & Bredstreet”, осознала, что она действует не в сфере кредита, а в сфере информации. Через сто лет после своего основания эта компания обнаружила, что собранное ею досье об американском бизнесе представляет ценность не только в банковской сфере. Осознав это, фирма уже в качестве информационной предложила деловому миру широкий набор услуг. Своевременная
“инвентаризация” своих возможностей необходима для объективной оценки перспектив, ожидающих фирму на рынке услуг.

Понимание этих особенностей важно для менеджеров, поскольку основной принцип поведения на рынке информации - уподобиться хамелеону, окрашиваясь именно в те цвета, которые нужны рынку.


Инфраструктура информационной отрасли

Переходя к инфраструктуре информационной отрасли нужно сразу отметить, что сфера информационного бизнеса очень обширна и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией. Причем постоянно происходит увеличение объемов инфраструктуры.
Начав с производства продуктов и услуг, прямо связанных с вычислительной техникой, сегодня информационный бизнес захватывает все новые и новые области человеческой деятельности, практически не связанные с компьютерами.

Рассматривая современную инфраструктуру бизнеса, необходимо иметь в виду, что разные специалисты в разных странах неоднозначно трактуют и описывают ее. Одной из наиболее удачных и удобных для рассмотрения и понимания информационной инфраструктуры является схема разработанная
Л.Дэем.[18]

Каждый из восьми сегментов схемы включает различные виды деятельности, не все из которых прямо связаны с информацией. Тем не менее каждый вид деятельности, показанный в сегменте, так или иначе важен для информационного бизнеса. Я хочу остановится на этой схеме более внимательно. Она включает следующие блоки:

1. Содержательная информация:

. кинофильмы;

. газеты, журналы;

. микрофильмы;

. информационные бюллетени, отдельные релизы, справочные указатели;

. книги, доклады, публикации;

. видеодиски, пленки.

2. Вспомогательные услуги:

. рисковый капитал, банки;

. системы искусственного интеллекта, проектирование систем;

. разделение времени работы систем;

. программирование;

. электронная передача документов, ввод данных;

. исследователи рынка и условий бизнеса, рекламные агентства;

. биржевые маклеры, бюро услуг.

3. Информационная технология:

. компьютеры, терминалы;

. конторское оборудование;

. оптическая аппаратура;

. микрофильмы, лазерные диски;

. печатное оборудование, бланки учета;

. ксерокопирование;

4. Интегрирующая технология:

. терминалы;

. персональные коммутаторы;

. речевые системы, факсимиле;

. цифровые данные.

5. Средства связи:

. радио, телевидение, телефон;

. системы передач;

. видеодиски, волоконная оптика;

. средства почтовой связи, коммутаторы.

6. Каналы связи:

. доставка посыльным, почта;

. телеграф, телефон;

. международные средства связи, спутниковая связь, коммерческие средства связи;

. кабельное телевидение;

. передвижная и блочная аппаратура.

7. Каналы теле- и радиовещания:

. радиосеть, региональные сети;

. телесеть, телефакс;

. коротковолновая связь.

8. Смысловые услуги:

. служба новостей;

. исходная информация для электронных и неэлектронных банков данных;

. информация о фондовой бирже, информационные маклеры;

. библиотеки, видеотеки;

. статистические индексы;

. владельцы банков данных;

. речевые системы.

Как видно из приведенной схемы, инфраструктура здесь рассмотрена очень подробно и включает большое количество различных видов деятельности.

Схема дает наглядное представление о том, что информационные услуги строятся не только на компьютерах. Часто информационный бизнес рассматривают как синоним компьютерного. Это отождествление можно объяснить значительным вкладом компьютеров в информационную революцию.


Реалии и перспективы 90-х годов

Информационный бизнес в нынешнем десятилетии, в развитых капиталистических странах, превратился в многоотраслевой комплекс, охватывающий обширную инфраструктуру. Громадные масштабы этого “монстра” современной западной экономики подтверждают следующие цифры. Мировое потребление информационных технологий в 1990 году достигло 2 трлн. долл.
(удвоение произошло всего за 4 года с 1986 г.). Информационное производство в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального производства. Причем в США в этой сфере к началу 90-х годов было занято уже около 60% всех работающих.[19] Сегодняшние тенденции развития информационного бизнеса таковы, что он стабильно опережает традиционные отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим показателям.
Оборот от продажи программ подскочил с 5 млрд. долларов в 1982 году до 25 млрд. в 1985 году.[20]

Сегодня в информационном бизнесе, как и в целом в сфере экономики, сложились три крупнейшие центра - США, Япония, Западная Европа, между которыми и разворачивается вся конкурентная борьба. Основные итоги этой борьбы в середине 90-х годов характеризуются следующим. Наметилось общее ослабление американских позиций на мировом рынке информационных технологий.
Сегодня США доминируют только в области поставок компьютерного оборудования
(75%) и программных средств (65%). Отмечается нарастание роли Японии. С конца 70-х годов она произвела около 50% мирового объема потребительской электроники. В настоящее время на североамериканском рынке доля японских производителей конторского оборудования составляет: в области копировальной аппаратуры - свыше 40%, в области калькуляторов и факсимильного оборудования - около 100%. Для Европы характерно в последнее время отставание в области информационных технологий.[21]

0 [pic] ё

Достигнутая к настоящему времени критическая масса информационных услуг и мощностей будет в существенных деталях определять специфику работы научных учреждений, органов управления и материального производства.

Руководители информационного дела стали уделять большое внимание обучению лиц, принимающих решения в корпорациях, способам использования внутренней служебной информации этих корпораций в процессе планирования, управления и маркетинга. Несомненно, эти усилия способны повысить конкурентоспособность корпораций. Научившись работать со своей внутренней информацией, менеджеры компаний на определенном этапе почувствуют потребность в привлечении внешней информации, и это создает новые возможности для информационного бизнеса.

Компании, которые отстанут в этом деле, столкнутся с усиливающимся давлением со стороны более информированных конкурентов.

По существу, любой работник по мере повышения своей профессиональной квалификации становится источником и накопителем информации в своих организациях. Связь между информационными услугами и другими отраслями экономики становится благодаря этому двусторонней: информационные компании, оказывая услуги другим фирмам пополняют собственный информационный потенциал.

В настоящее время университеты готовят дипломированных специалистов в области маркетинга, овладевших программированием и компьютерной техникой.
Эти специалисты, как правило, выступают в роли “лоцманов” своих фирм в океане информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать