Инфраструктура рыночной экономики

Инфраструктура рыночной экономики

Камский Автомеханический Техникум

Факультет Экономики






Курсовая работа



По дисциплине: "Экономическая теория"

На тему: "Инфраструктура рыночной экономики"







Выполнила:


Сперанская Е. Г.

Группа 213-оз


Проверил:

Научный руководитель

Мамонтова Е. А.







г. Набережные Челны

Оглавление


Введение........................................................................................................... 3

1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции....................... 5

2. Элементы инфраструктуры........................................................................ 12

2.1. Кредитная система государства.......................................................... 12

2.2. Организация банковской системы...................................................... 13

2.3. Страховая деятельность....................................................................... 14

2.4.  Биржи.................................................................................................. 15

2.5. Рекламные агентства............................................................................ 20

2.6. Предприятия торговли......................................................................... 22

2.7. Оптовая торговля................................................................................. 23

Заключение..................................................................................................... 26

Список использованной литературы............................................................. 28




Введение

Процессы преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.

Темой моей курсовой работы является инфраструктура рыночной экономики. Изучение данной темы очень актуально и важно на данном этапе развития рыночных отношений.

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка,  следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения,  удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной  экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю.  При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке.  Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка,  что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение  инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной  и  культурной  жизни общества.  С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к  рыночным  отношениям еще не закончен,  многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались,  действуют не в полную силу.  Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты,  историю их возникновения, выявлять  их  недостатки,  вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.

Важным моментом является изучение зарубежного опыта.  Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в  странах  Европы  и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования.  Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.





1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции

Известно, что рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.

Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.

Рассмотрим понятие "инфраструктуры".

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения  роли  инфраструктуры, недостаточных  капиталовложений  вследствие  понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.

При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству,  которые является основой для развития общества, поэтому  первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную  функцию.  В  общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда,  т.е.  происходит  общественное разделение труда,  в связи с чем,  происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная  инфраструктура  приобретает новое качество, заключающееся в том,  что она превратилась в развивающиеся  отрасли  и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса  перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве  относительно  самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов,  определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. 

Так,  отдельные ремесла от земледелия,  или второе крупное общественное разделение труда,  вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена  между  городом  и деревней,  что вело к развитию объектов инфраструктуры.  Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту  продуктообмена  за  счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий,  что в свою очередь,  с  необходимостью  потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Термин "инфраструктура" произошел от лат.  - "infra" - ниже, под;  structura" - строение,  расположение. Несмотря на широкое использование  термина  "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания,  видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производству и населению", в "обслуживании производства и населения"(Нуреев Р. М., Еремишин П. Г.).

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих условий производства", в "обеспечении деятельности основного производства" (Борисов Е. Ф).

Известна и такая точка зрения,  согласно  которой  инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений,  "обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности" (Бартнев С. А.).

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре  важно выделить то,  что она не производит какой-либо продукт,  лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от  функций основного  производства. 

Поэтому  в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции,  состоящие в обеспечении производства.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является, во-первых, то, что затрачиваемый труд в отраслях  производственной  инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

В отраслях  инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.

Невозможно резервировать  или  складировать  продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения,  хранения,  передачи  информации.  Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем  более второстепенную сферу.

Функционирование инфраструктуры  носит двойной характер:  с одной стороны - обслуживание материального производства,  с другой - воспроизводство  трудовых ресурсов,  самого человека,  т.е.  фактора который также непосредственно участвует в производстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать