Инновационные проекты

В результате формируется система критериев, которая дает   возможность оценить вклад инновационного проекта любого  уровня  в инновационную программу, в достижении  общей конечных целей  реформ   и   использовать   эту   информацию   для   соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.  Для  получения  полной оценки инновационного проекта экспертам необходимо оценить  каждую  позицию, а затем на основе  обобщенной  оценки  принимать  решение  об  эффективности анализируемого проекта.

Для оценки эффективности инновационного  проекта  сравнивают  варианты проекта с точки зрения их прибыльности, стоимости,  сроков  реализации.  Как результат, на продукцию в течение всего  жизненного  цикла  будет  держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены,  которая  обеспечит покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов  проекта,  выплату задолженности и удовлетворение окупаемости капиталовложений.

Эффективность проекта оценивают с помощью анализа   коммерческой эффективности вариантов проекта, а также бюджетной  и  народно хозяйственной экономической эффективности вариантов.

 Коммерческая  (финансовая)   эффективность,   учитывающая   финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществ ления проекта для федерального, регионального, местного бюджетов.

Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая  затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за  пределы  прямых финансовых  интересов  участников  инвестиционного  проекта  и   допускающие стоимостное измерение.

Коммерческая   эффективность    (финансовое    обоснование)    проекта определяется соотношением финансовых затрат  и  результатов,  обеспечивающих требуемую норму доходности, и рассчитывается как для проекта в целом, так  и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом  в  качестве  эффекта на t-шаге (3t) выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит  приток  Пi(t)  и  отток Оi(t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):

                                    Фi(t) = Пi(t) – Оi(t),  где i =1,2,3                                 (1)

Приток реальных денег  Ф(t)  называется  разностью  между  притоком  и оттоком денежных средств от инвестиционной  и  операционной  деятельности  в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):

                  Ф(t) = (П1(t) – О1(t)) + (П2(t) – О2(t)) = Ф1(t) – Ф2(t)               (2)

Показатели  бюджетной  эффективности  отражают   влияние   результатов осуществления проекта на доходы и  расходы  соответствующего  (федерального, регионального  или  местного) бюджета. Основным   показателем   бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных  в  проекте  мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный  эффект.  Бюджетный эффект (Bt) для  шага  осуществления  проекта  определяется  как  превышение дохода  соответствующего  бюджета  (Dt)  над  расходами  (Pt)  в   связи   с осуществлением данного проекта:

                                          Bt = Dt – Pt                                                             (3)

Интегральный   бюджетный   эффект   В   рассчитывается    как    сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение  интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами (Pинт). Показатели народнохозяйственной экономической  эффективности  отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в  целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов  Федерации), отраслей,  организаций.  При   расчетах   показателей   народнохозяйственной экономической эффективности  в  состав  результатов  проекта  включаются  (в стоимостном выражении):

1. Конечные производственные  результаты  (выручка  от  реализации  на внутреннем  и внешнем рынке всей производственной продукции,  кроме продукции,  потребляемой  российскими   организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения,  ноу-хау и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

2. Социальные  и  экономические  результаты,  рассчитанные  исходя  из совместного  воздействия  всех  участников  проекта   на   здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

3. Прямые финансовые результаты;

4. Кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм,  поступления от импортных пошлин и тому подобное.

Наряду  с   техническими   критериями   выбора   инновации   инвесторы предъявляют экономические ограничения на  инновационные  процессы,  стремясь обеспечить  себе  гарантию  не  только  возврата  вложенных  средств,  но  и получения дохода. Немаловажным фактором,  который  инвесторы  учитывают  при принятии решений о финансировании  инновации,  является  период,  в  течение которого будут возмещены понесенные расходы, а так  же  период,  необходимый для получения расчетной прибыли.

Одним из  самых  простых  и  широко  распространенных  методов  оценки является метод определения срока окупаемости  инвестиций. Срок окупаемости определяется как период времени, в течение которого инвестиции будут возвращены за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. Более точно под сроком окупаемости понимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций.

Уравнение для определения срока окупаемости можно записать в виде[6]:

                                                                   ,  где                                  (4)

KV – суммарные капиталовложения в инвестиционный проект;

          d* – внутренняя норма доходности, соответствующая потоку платежей Р(t);

           Р(t) – поток платежей.

Заметим, что в этом уравнении t = 0 соответствует моменту окончания. Величина h, рассматриваемая как номер интервала срока окупаемости, определяется путем последовательного суммирования членов ряда дисконтированных доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций или превышающая его.

Обозначим совокупный доход на момент времени m через Sm, тогда

                                                                   ,                                                        (5)

причем, момент времени m выбран таким образом, что  Sm < КV < Sm+1.

Тогда срок окупаемости приблизительно равен

                                                                                        (6)

Очевидно, что на величину срока окупаемости, помимо интенсивности поступления доходов, существенное влияние оказывает используемая норма дисконтирования доходов. Естественно, что наименьший срок окупаемости соответствует отсутствию дисконтирования доходов, монотонно возрастая по мере увеличения ставки процента.

На практике могут встретиться случаи, когда срок окупаемости инвестиций не существует (или равен бесконечности). При отсутствии дисконтирования эта ситуация возникает, только если срок окупаемости больше периода получения доходов от производственной деятельности. При дисконтировании доходов срок окупаемости может просто не существовать (стремиться к бесконечности) при определенных соотношениях между инвестициями, доходами и нормой дисконтирования.

Для этого положим в формуле (1) Р(t) = P = const.

Тогда сумма

                                                                                                                                                              (7)

является суммой членов геометрической прогрессии.

При , эта сумма равна

                                                                                                                                                                   (8)

Очевидно, при любом конечном h, Sh < S. Отсюда следует, что необходимым условием существования конечного срока окупаемости h является выполнение неравенства:

                                                                                                        (9)

что эквивалентно:

                                                                                                                                                         (10)

Неравенство (10) можно использовать для оценки существования срока окупаемости реальных проектов, если интенсивность поступления доходов можно аппроксимировать некоторой средней величиной, постоянной в течение всего производственного периода.

Другим  достаточно  простым  методом  оценки  инвестиционных  проектов является  метод  расчета   коэффициента   эффективности   инвестиций.   Этот коэффициент определяется путем  деления  среднегодовой  прибыли  на  среднюю величину инвестиций.  В  расчет  принимается  среднегодовая  чистая  прибыль (балансовая прибыль  за  вычетом  отчислений  в  бюджет).  Средняя  величина инвестиций выводится делением исходной величины инвестиций на два.

Для оценки эффективности необходимо рассчитать чистую текущую стоимость. Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов  и первоначальными инвестициями составляет  чистую  текущую  стоимость  (чистый приведенный эффект):

Чистая текущая стоимость = Общая величина дисконтированных доходов  –  Объем постоянных инвестиций                                                                           

Таким  образом,  если  чистая  текущая  стоимость   положительна,   то инвестиционный проект следует принять, если  отрицательна  –  отвергнуть.  В случае если чистая текущая стоимость равна нулю, проект  нельзя  оценить  ни как прибыльный, ни как убыточный, необходимо  использование  других  методов сравнения.

Применение метода чистой текущей стоимости, несмотря на трудности  его расчета,  более  предпочтительно,  нежели  применение  метода  оценки  срока окупаемости  и  эффективности  инвестиций,  поскольку  учитывает   временные составляющие  денежных  потоков.  Этот  метод   позволяет   рассчитывать   и сравнивать  не  только  абсолютные  (чистую   текущую   стоимость),   но   и относительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций. Показатель рентабельности, или индекс доходности инвестиционного проекта, представляет собой отношение приведенных доходов к приведенным на ту же дату инвестиционным расходам:

                                                                                                        (11)

Очевидно, что если рентабельность больше единицы,  то  проект  следует принять, если меньше единицы – отвергнуть.

Инновационная программа или  проект эффективный   для   одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных  и субъективных   причин,   таких,    как    территориальная    расположенность предприятия,  уровень  компетенции  персонала   по   основным   направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и  тому подобному.  Все  эти  факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта или программы,  поэтому  их необходимо  учитывать  на  стадии  отбора  проектов.  Наряду  с   техническими   критериями   выбора   инновации   инвесторы предъявляют экономические. Немаловажным фактором,  который  инвесторы  учитывают  при принятии решений о финансировании  инновации,  является  период,  в  течение которого будут возмещены понесенные расходы, для этого рассчитываются сроки окупаемости, чистая текущая прибыль и коэффициент рентабельности инвестиций.

3. Управление реализацией инновационных проектов и программ


Управление проектом или программой является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.

Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Для   управления  инновационными  проектами   руководителям следует  придерживаться  следующих   принципов   управления   инновационными проектами[7]:

- принцип  селективного выборочного  управления, заключается  в  выборе приоритетных направлений, адресное поддержке инновационных  фирм  и новаторов);

-  принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных  целей. Предполагает  установление  взаимосвязей  между   потребностями   в создании инновации и возможностями их реализации, при этом конечные цели  конкретных   проектов   ориентируются   на   потребности,   а  промежуточные цели на конечные цели этих проектов;

- принцип полноты цикла управления проекта;

- принцип этапности инновационных процессов  и  процессов  управления   проектами;

- принцип  иерархичности  организации  инновационных  процессов (все  уровни деятельности согласуются друг с другом);

-  принцип многовариантности при выборе управленческих решений;

-  принцип системности (разрабатывается совокупность мер,  необходи мых  для организации проекта - организационных, административных и других),

-  принцип  обеспеченности  или  сбалансированности (все  мероприятия  должны быть обеспечены необходимыми ресурсами).

Этап формирования предложений по приоритетным направлениям:

1. Фиксируется перечень  наиболее  существенных  критериев  достижения   цели;

2.  Для  каждого  проекта,  реализующего   приоритетное   направление,  делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению  с  существующим положением по шкале «низкий», «ниже  среднего»,  «выше    среднего», «высокий»;

3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или  «высокий»,   из дальнейшего рассмотрения  исключаются.  Остальные  включаются  в  предварительные  предложения   по   приоритетным   направлениям   и  критически важным технологиям;

4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки  «высокий»  или  не  менее  двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего»  - кандидатами в группу особо приоритетных.

Степень приоритетности определяется так. Каждый  проект  (программа)  нижнего  уровня  оценивается  по  двум  показателям: конечный   результат,   измеряемый   приростом   анализируемого показателя за фиксированный период; затраты при производстве программной продукции  (общие,  включая инвестиции и текущие издержки). Рассчитывается значение показателя эффективности,  характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты. Все  проекты   упорядочиваются   по   степени   приоритетности   всоответствии с уровнем эффективности (результат (эффект)/затраты).

В мировой практике анализ «затраты - результат» является  обязательной процедурой любых механизмов распределения  финансов.  Это  объясняется  тем, что при всей простоте для практического применения этого  решающего  правила обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает максимально  возможную  эффективность  при  заданном  ограниченном объеме средств и минимальные затраты при достижении требуемого уровня  результата  и эффективности.

В итоге, для   управления  инновационными  проектами    руководителям следует  придерживаться  ряда необходимых принципов. А именно, принципа выбора приоритетных направлений,  нацеливание проекта на достижение конечных результатов, придерживаться системности и иерархичности организации инновационных процессов и так далее.

 

Заключение


В завершении работы сделаем обобщающие выводы:

1. Инновационный  проект  представляет  собой  сложную   систему взаимообусловленных и взаимоувязанных мероприятий,  направленных  на  достижение  конкретных  целей   и задач   на приоритетных направлениях развития науки и техники. Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. Выделяются следующие виды инновационных проектов: конечные, промежуточные, краткосрочные, среднесрочные, монопроекты, мультипроекты, мегапроекты и другие.

2. Инновационная программа или  проект эффективный   для   одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных  и субъективных   причин,   таких,    как    территориальная    расположенность предприятия,  уровень  компетенции  персонала   по   основным   направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и  тому подобному.  Все  эти  факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта или программы,  поэтому  их необходимо  учитывать  на  стадии  отбора  проектов.  Наряду  с   техническими   критериями   выбора   инновации   инвесторы предъявляют экономические. Немаловажным фактором,  который  инвесторы  учитывают  при принятии решений о финансировании  инновации,  является  период,  в  течение которого будут возмещены понесенные расходы, для этого рассчитываются сроки окупаемости, чистая текущая прибыль и коэффициент рентабельности инвестиций.

3. В итоге, для   управления  инновационными  проектами    руководителям следует  придерживаться  ряда необходимых принципов. А именно, принципа выбора приоритетных направлений,  нацеливание проекта на достижение конечных результатов, придерживаться системности и иерархичности организации инновационных процессов и так далее.

Список используемой литературы



1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - Спб.: ИД «Питер», 2002

2. Зубенко В.А. Курс лекций по инновационному менеджменту. - М.: РГТЭУ, 2004

3. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2003

5. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом.  №4. 2002

6. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. - М.: ИНФРА-М, 2005

7. Шапиро В.Д. Управление проектами. - М.: Юнити, 2004


[1] Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

[2] Зубенко В.А. Курс лекций по инновационному менеджменту. М.: РГТЭУ, 2004

[3] Шапиро В.Д. Управление проектами. М.: Юнити, 2004

[4] Зубенко В.А. Курс лекций по инновационному менеджменту. М.: РГТЭУ, 2004

[5] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2003

[6] Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: ИД «Питер», 2002

[7] Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2005


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать