Не соответствующая целям государственной инновационной политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственное устройство и допустимые методы его изменения. В принятии конкретных решений по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними.
Определение результатов реализации государственной инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении субъектов инновационной деятельности и соотношения этих данных с целями политики. Это приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами.
Определение целей политики государства базируется на принципах и механизме реализации этой политики. К основным принципам государственной политики в научной и инновационной деятельности относятся: o свобода научного и научно-технического творчества; o правовая охрана интеллектуальной собственности; o интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; o поддержка конкуренции в сфере науки и техники; o концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; o стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; o развитие международного научного инновационного сотрудничества.
4. Формирование государственной инновационная политики в зарубежных странах
Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.
К особенностям реализации научной и инновационной политики в разных
странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в
валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут
Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования
НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция,
Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии»
относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других
европейских стран и Тайвань.
По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять:
V государственные стратегии активного вмешательства;
V децентрализованного регулирования;
V смешанные.
При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.
Так, в Японии, руководствующейся данной стратегией, наблюдается тесные
связи между органами государственного управления и товаропроизводителями.
Государство не только выполняет ориентирующие функции, но и играет активную
роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов.
Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и
значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим
собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии,
Франции, Нидерландах и других странах.
Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.
Например, государство предлагает в экономической сфере созданные в
госсекторе научно-технические новшества и создает инфрастуктуру
инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению
инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет
государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При
осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы
инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США,
Великобритании и ряде других стран.
В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой «ведущая роль
в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству,
в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-
технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а
государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и
другие условия для этой деятельности.»
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике
значительную часть составляет государственный сектор, и государство
заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого
сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям
государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным
стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила
распространение в Швеции.
«В США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственное
регулирование инновационных процессов осуществляется в следующих основных
направлениях:
* стимулирование создания венчурных фирм и исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий, в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США;
* бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;
* льготное кредитование и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом,
Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования;
* формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;
* мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;
* предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии);
* осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов
(вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);
* льготное налогообложение инновационной деятельности;
* антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.»
Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из
«имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.
В Японии для развития экспортного производства используются не только
прямое субсидирование и другие, традиционные экономические и
административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные
косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение
финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в
приоритетных отраслях.
К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой
странами, входящими в Евросоюз, относятся:
. единое антимонопольное законодательство;
. система ускоренной амортизации оборудования;
. льготное налогообложение НИОКР;
. поощрение малого наукоемкого бизнеса;
. прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;
. кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.
Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно из
важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная
инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить.
Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество.
Другой причиной повышения роли государства в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно- исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров.
Для развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейский
информационный центр. В 90-е годы стали приниматься целевые программы: по
распространению в Евросоюзе результатов НИОКР *»ВЭЛЬЮ»); Европейская
стратегическая программа научных исследований в сфере технологии
информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых
способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение
конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий.
Активное участие государства в инновационной деятельности связано с
необходимостью долгосрочного прогнозирования результатов научно-технической
и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной
степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени
их внедрения.
Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов,
вовлекаемых в инновационный процесс, определяют необходимость
сотрудничества и кооперации как частных, так и государственных субъектов
(фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию
деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется
организационная функция государства.