Иностранные инвестиции в экономике России

Эффективность привлечения иностранного капитала определяется ря­дом макроэкономических показателей, среди которых наиболее репрезента­тивными являются:

• удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних валовых капиталовложений;

• объем и доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала в общем объеме промышленного производства;

• количество и доля занятых на предприятиях с участием иностранного капитала в общей численности занятых;

• производительность труда на предприятиях с участием иностранного капитала;

• доля продукции предприятий с участием иностранного капитала в общем экспорте и импорте страны;

• удельный вес продукции предприятий с участием иностранного капитала в ВВП.

В 90-е годы валовые инвестиции в основной капитал в России из всех источников снижались в реальном исчислении, иностранные же капиталовложения, несмотря на ежегодные колебания объемов вложения, имели устойчивую тенденцию к росту.

Несмотря на тенденцию к росту, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику до 1997 года  оставался относительно незначительным по сравнению с остальными странами мира. Данный показатель составлял в 1997г. – 4,3 %. Однако после девальвации национальной валюты в конце 1998года доля валютных капиталовложений в валовых инвестициях в основной капитал возросла до 8,1 % в 1998г. и до 10,2 % в 1999г. В отдельных отраслях данный показатель был еще выше, в сфере услуг связи – 24 %, пищевой промышленности – 24 %, строительстве – 14 %.Иностранные инвестиции в 5,4  в основной капитал в расчете на одного занятого в 5,4 раза превышали аналогичные показатели по народному хозяйству России.

Как правило, иностранные инвесторы большую часть средств направляют на модернизацию и реконструкцию производства, закупку современного оборудования, на проведение НИОКР.

Объем продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, за период с 1990 по 1999 гг. возрос более чем в 7 раз. При этом доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла почти в 20 раз – с 0,5% в 1990г. до 11,4% в 1999г.

Количество занятых на предприятиях с участием иностранного капита­ла за период с 1990 по 1999 гг. увеличилось в 13 раз и достигло 863 тыс. че­ловек. В то же время, общее количество занятых в отраслях народного хо­зяйства России за тот же период сократилось на 10%. В последние годы наи­более высокими темпами росла численность занятых в сфере предоставле­ния услуг связи, в сфере науки и научного обслуживания. За тот же период удельный вес занятых на предприятиях с участием иностранного капитала в общем количестве работников народного хозяйства России увеличился с 0,3% до 1,4%.

Следует подчеркнуть, что по подсчетам специалистов, уровень произ­водительности труда на промышленных предприятиях с участием ино­странного капитала примерно в 2 раза был выше, чем на аналогичных российских предприятиях. При этом производительность труда на ино­странных предприятиях в Москве и Санкт-Петербурге была значительно выше, чем в других регионах России. Более высокая производительность труда на иностранных предприятиях прежде всего связана с применением более эффективной системы менеджмента, стимулирования и оплаты труда.

Следует отметить, что из-за малого числа СП, занятых выпуском про­мышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России в 90-е годы остался не­значительным.

В среднем в период 1990 - 1997гг. заработная плата одного занятого на предприятиях с участием иностранного капитала была в 1,5 раза больше, чем средняя номинальная зарплата одного занятого в народ­ном хозяйстве России (без неучтенных источников дополнительного стиму­лирования).

Не оказывает значительного влияния иностранный капитал и на внеш­неэкономическую сферу, в том числе на внешнюю торговлю страны. В част­ности, в общем объеме российского экспорта удельный вес продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранных инвестиций, в 1996 г. не превышал 6,5 %, а в импорте составлял 11%.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют об относительно не­значительной роли иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности.

Для сравнения: в Китае в 1997 г. стоимость экспорта продукции пред­приятий с участием иностранного капитала достигла 27,2 млрд. долл., или 30% от всех валютных поступлений страны. По оценкам специалистов, в 2000 г. данный показатель мог возрасти до 40%.

По показателю капитализации (отношение объема иностранных инвестиций к ВВП) Россия значительно отстает от большинства стран, с которыми она конкурирует за привлечение иностранных инвестиций.

Ди­намика этого показателя в 90-е годы характеризовалась следующими данны­ми: 1992 г. - 2,4%, 1993 г. - 2,9,1994 г. - 2,2,1995 г. - 2,9,1996 г. - 3,3,1997 г. - 4,5,1998 г. - 6,4,1999 г. (первая половина года) - 9,6%.                                   

В наиболее динамичных новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, активно привлекавших иностранные инвестиции, данный показатель в 90-е годы достигал 35%.

Что касается прямых инвестиций, то, по их удельному весу в ВВП, ко­торый в 1998 г. был меньше 1%, Россия отстает от многих новых индустри­альных стран и стран с переходной экономикой.

 Особой проблемой является эффективность реализации займов между­народных финансовых организаций. Оценка эффективности реализации займов международных финансовых организаций проводится на основе рей­тинга проектов, определяемых при подготовке ежегодного «Обзора российского портфеля проектов». Оценка дается по двум основным критериям:     достижение целей проекта; ход его реализации.

В ходе реализации проекта оцениваются темпы использования средств • займа, ход выполнения основных работ по займу, приобретение товаров и услуг, предусмотренных проектом.

В целом с середины 90-х годов отмечается тенденция роста эффектив­ности использования займов МБРР. В частности, в 1996 г. из финансируемых МБРР проектов в России удовлетворительный рейтинг имели 39% проектов, в 1997 г. - 65, в начале 1998 г. - 78%.

Негативное влияние на эффективность реализации проектов оказал фи­нансовый кризис в России. В результате кризиса приостановилась реализа­ция проектов, осуществляющихся на принципах кредитных линий, а также проектов, реализация которых зависит от кредитоспособности регионов.

Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

·        иностранный капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики;

·        несмотря на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов;

·        иностранные вложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурные преобразования в экономике;

·        сохраняется низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;

·        повышение эффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многом зависит от улучшения инвестиционного климата.

 

4.2.Состояние инвестиционного климата


Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие факторы: политическая стабильность, емкость и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования деятельности иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.

Позитивными фактора­ми, способствующими при­влечению иностранных ин­вестиций в экономику Рос­сии, являются:

• масштабы рынка, насчи­тывающего почти 150 млн. потенциальных потребите­лей;  наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;

• начавшийся экономичес­кий рост;

• сокращение бюджетно­го дефицита и снижение ин­фляции;

• осуществление налого­вой реформы, предусматри­вающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

• дальнейшая либерали­зация экономики в связи с вступлением в международ­ные экономические и финан­совые организации.

Сложившаяся к настоя­щему времени макроэконо­мическая ситуация способ­ствует улучшению инвести­ционного климата. Сформи­ровалась позитивная дина­мика ВВП и промышленно­го производства, укрепля­ется «реальная» платежес­пособность предприятий, снижается убыточность производства, улучшается внешнеэкономическая конъюнктура для ряда от­раслей экономики, развива­ются процессы импорто-замещения. Кроме того, Рос­сия осуществила ряд шагов, направленных на формиро­вание благоприятного инве­стиционного климата.

Так, налоговая система Российской Федерации со­держит меры, направленные на обеспечение стабильнос­ти условий инвестиционной деятельности. В частности, налоговым законодатель­ством установлены сроки вступления в силу феде­ральных законов, актов за­конодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местной власти, что исклю­чило их вступление в силу задним числом.

Кроме того, Налоговым кодексом (часть первая), оп­ределено, что акты законо­дательства о налогах и сбо­рах, устанавливающие но­вые налоги или сборы, повы­шающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавли­вающие или отягчающие от­ветственность за наруше­ние законодательства о на­логах и сборах, устанавли­вающие новые обязанности или иным образом ухудша­ющие положение налого­плательщиков, не имеют обратной силы, а акты зако­нодательства, смягчающие его, обратную силу имеют.

С целью повышения уровня стабильности инве­стиционного процесса так­же установлено: ставки ввозных таможенных по­шлин на одни и те же това­ры не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не мо­жет превышать 10 процен­тных пунктов или эквива­лентного абсолютного зна­чения; национальная систе­ма преференций пересмат­ривается не чаще, чем один раз в год, а изменения всту­пают в силу не ранее, чем через 90 дней после их офи­циального опубликования.      Несмотря на некоторые позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным, что предопределяется следующими факторами. Прежде всего, имеет мес­то значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает участие госу­дарства в инвестиционном процессе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать