Интересы иностранных инвесторов находят своё проявление во-первых в
видах инвестиций в экономику Украины. Почти половина иностранных инвестиций
(45%) представлена оборудованием, что явно не в пользу национальных
интересов Украины. Во-вторых, в возможности проведения инновационной
эффективной инновационной деятельности на основе:
. безопасности инвестиций;
. ликвидности инвестиций;
. прибыльности инвестиций;
. прогнозирования инвестиционной привлекательности экономических субъектов.
Оценка эффективности инвестиционной деятельности экономических субъектов может быть построена по следующей схеме:
Рис.1 Формирование показателей оценки качества инвестиционной деятельности.
Привлечение инвестиций
Преимущественное большинство ведущих экономистов считает, что при спаде производства не может быть и речи об активизации инвестиционной деятельности. Ведь мировой опыт доказывает, что оживление инвестиционного процесса наступает лишь после достижения экономической стабильности и внедрения эффективной политики.
Известно, что Украину, остро нуждающуюся в западных инвестициях, не
баловали крупными финансовыми вливаниями. По данным госкомстата, общий
объем иностранных инвестиций в нашу страну к началу апреля 1998 года
составил всего 2178,1 млн. В пересчете на одного жителя Украины сумма
составляет $40, тогда как в Венгрии этот показатель составляет $700, Чехии
– $300, Польше – $75.
По оценкам специалистов, около 2 тысяч предприятий в Украине сегодня нуждаются в инвестициях, и сумма этих инвестиций – около 50 миллиардов долларов. Однако, по данным Минстата Украины, объем прямых привлеченных инвестиций за 1 квартал 1997 – около 1.5 млрд. долларов, то есть разрыв между спросом на инвестиции и их предложением отличается в 33 раза или, другими словами, спрос удовлетворен всего на 3%. Для того, чтобы лучше представить себе эту цифру, замечу что на один только проект смены рекламного имиджа компания «ПЕПСИ КОЛА» затратила на 100 млн. долларов больше, чем сумма всех прямых инвестиций в Украину за прошлый год.
Наиболее емкие вложения требуются в металлургию – около 8,5 млрд.
долларов, машиностроение – 6 миллиардов, химию и нефтехимию – 4 миллиардов.
Именно две последние отрасли (вместе с пищевой промышленностью, торговлей и
финансами) привлекают наибольшее внимание иностранных инвесторов.
Однако 40% прямых иностранных инвестиций направлены не в сферу материального производства и науки, а в сферу обращения (торговля, банки и т.п.), которая наиболее прибыльна. Хотя эта прибыльность не всегда обнаруживается: официальная рентабельность, например, торговля на 2.3 % ниже, чем рентабельность промышленности, но инвестиции туда не идут.
Конечно, рассматривать процесс инвестиций в динамике, можно говорить о небольших успехах: по сравнению с 1994 годом сумма прямых инвестиций увеличилась в 3 раза, с 1995 года еще в 2 раза. Слабым утешением может служить и то, что по абсолютным цифрам Украина опережает многие страны СНГ.
По количеству инвестиционных проектов наиболее широко представленными оказались Донецкая, Харьковская, Киевская и Полтавская области. Что касается отраслевого распределения, то лидерами стали строительство и производство стройматериалов – 21 проект, пищевая и химическая промышленность – по 16 проектов, горно-металлургический комплекс – 14, транспортное машиностроение – 12. По одному проекту пришлось на СМИ и туризм.
Исходя из бизнес-планов, самые большие потребности в денежных вливаниях имеют энергетические предприятия (почти 1,3 млрд. долл.), жилищно- коммунальное хозяйство (700 млн. долл.), строительная отрасль (около 670 млн. долл.) и горно-металлургический комплекс (около 620 млн. долл.). Самым дорогим в плане инвестиций предприятием стала акционерная энергогенерирующая компания «Днестроэнерго», которой для завершения строительства Днестровской ГАЭС требуются инвестиции в размере 850 млн. долл.
Наиболее приемлемыми видами инвестирования для украинских производителей являются кредиты, создание СП, лизинг, а также продажа инвесторам части своих акций.
Но внешние инвестиции не всегда выгодны для страны-получателя. В общеэкономическом плане они могут рассматриваться как полезные в случае, если новые предприятия превосходят средний уровень действующих по производительности, расширяют возможности сбыта, создают условия для исследований и разработок. Значительную роль играет готовность инвесторов к взаимодействию с предприятиями данной страны при поставке сырья, материалов, комплектующих и оборудования, а также кооперации в области научных исследований.
Большое значение имеет степень самостоятельности предприятия с участием иностранного капитала, его независимость от материнской компании и ориентированность на сотрудничество с местными предприятиями. На практике доминирующий для инвестором мотив – не создавать дополнительную конкуренцию материнской компании.
Реалии, однако, таковы, что международные концерны, вкладывающие
капиталы в предприятия и территории других стран, не стремятся привносить
туда свои лучшие достижения, сотрудничать с другими национальным фирмами,
они ориентируются на взаимодействие с материнской компанией, расширяя для
нее рынок, перекачивая прибыль за границу, используя их в своих интересах
«ноу-хау». Польза от инвестиций сводится к созданию новых рабочих мест и
высокой оплате труда персонала средней и низкой квалификации.
Роль государственного инвестиционного процесса далеко не последняя.
Во-первых, она может также выступать своего рода посредником, например, в
ходе инвестиционных конкурсов при продаже пакетов акций приватизированных
предприятий. Во-вторых, даже когда речь идет о прямых контактах и
непосредственном сотрудничестве партнеров без непосредственного участия
государства, установление правил игры все равно остается за ним.
Гарантией возврата кредитов, как правило, выступало имущество заемщиков и их акции. Реже заявлялись правительственные гарантии или гарантии будущих экспортных контрактов. Отдельные «потребители» инвестиций вообще не упоминают о гарантиях, хотя их потребность в кредитах исчисляется сотнями миллионов долларов.
Но всю привлекательность украинского рынка инвестиций снижают даже
случайные разговоры инвесторов с местными капитанами производства.
Руководитель украинской государственной посреднической фирмы по
обслуживанию иностранных инвесторов, большую часть своего времени проводит
в разговорах с директорами, которых приходится убеждать, что инвестиции –
это финансовые вложения под гарантию права собственности и участие в
управлении предприятием, а не финансовая помощь или дотации.
Право на временное управление тем или иным предприятием Украина предоставляет иностранцам лишь в обмен на гарантии вывоза части продукции за рубеж – в ту же Западную Европу. На таких условиях подписано, например, соглашение АвтоЗАЗ - Дэу.
Даже после майского заседания совета директоров ЕБРР Украина остается
крепким орешком для иностранного инвестора. Несмотря на то, что соглашение
о партнерстве Евросоюза приняло силу закона, никаких настоящих гарантий
инвесторы все равно не имеют. С одной стороны, власть в Украине
демонстративно нарушает все мыслимые правила стабильного инвестиционного
климата. Еще директора ЕБРР не слетелись в Киев, а президент Украины уже
подписал указ о том, что собственность бюджетных должников становится
достоянием налоговой инспекции. Выполняется этот указ или нет – неважно,
поскольку «ход мыслей» президента ни одному инвестору не понравится.
Поэтому чтобы чувствовать себя в Украине спокойно, инвесторы должны быть
уверенны, что существуют рычаги эффективного воздействия на высшее
политическое руководство страны.
Специальные экономические зоны
Среди организационных инноваций последних десятилетий, получивших повсеместное распространение в мировой экономике, важнейшее место занимают специальные экономические зоны (СЭЗ).
. По различным источникам таких зон насчитывается около 800. На самом
деле их значительно больше. Около 400 территорий различных видов со
специальным режимом хозяйственной деятельности действует в Китае, более 200
СЭЗ функционирует в США, около 300 – в юго-восточной Азии. Активно идет
процесс создания СЭЗ у наших ближайших соседей. В первую очередь это
Турция, Румыния, Болгария.
Главный критерий СЭЗ – льготное законодательство относительно
инвестиций, налогов, финансов и организационной деятельности субъектов
зоны. Цели их создания могут быть различными: привлечение инвестиций,
организация новых рабочих мест, внедрение высоких технологий, развитие
экспортного потенциала, ускорение социально-экономического развития и др.
По оценкам специалистов, к 2000 году через СЭЗ будет проходить до 30
процентов мирового товарооборота.
В основе СЭЗ лежит доктрина «открытости», когда региональным и
иностранным инвестициям создается режим благоприятствования и создан
экономический микроклимат для наращивания потенциала. Необходимо упомянуть,
что СЭЗ созданы в Закарпатье, Одессе, Крыму, Севастополе (Сиваш). В
настоящее время в мире функционируют более 30 типов СЭЗ. Наиболее удачными
для СЭЗ являются места, где есть выход на внешние связи. Лучше всего их
организовывать в приграничных, приморских районах, где перевозки более
дешевы. Украина должна иметь схему СЭЗ и разработать конкретную программу.
Ведь Украина занимает одно из самых выгодных экономических положений в
мире: между перенасыщенным западным и дефицитным восточным рынком. Если в
рамках такой программы объединить все СЭЗ, то лишь за счет консигнационных
можно получать прибыль в валюте, а также могут быть образованы оффшорные
зоны, которые бы привлекали зарубежный капитал для работы во благо всей
Украины. Также в создании СЭЗ должны быть заинтересованы региональные
власти. В их силах создать благоприятную инвестиционную обстановку в
регионе.
СЭЗ – это полигон предпринимательской деятельности, место отработки методов решения задач экономического развития, затем опыт СЭЗ можно распространять на другую территорию. СЭЗ привлекает самые передовые технологии, сырье, методы организации и управления и, естественно, дает возможность эффективно использовать тот капитал, который получен в результате их деятельности, он вкладывается в расширение зоны. Надо идти навстречу серьезным инвесторам, дать им гарантию на 3-5 лет, например, освободить от налогов, предоставить возможность выпускать из местного сырья конкурентоспособную продукцию, чтобы затем поставлять ее не только на внутренний, но и на внешний рынок.
В странах СНГ создание СЭЗ носит вялотекущий характер. В Украине,
например, различных проектов по этому вопросу, записанных в Программе
Кабинета Министров или находящихся здесь на рассмотрении, имеется несколько
десятков.
Практически же стабильно функционирующих СЭЗ, за небольшим исключением, нет. Доля предприятий с участием иностранного капитала в валовом внутреннем продукте Украины менее 0,1 процента.
Иностранные инвестиции в СЭЗ Донецкой области
На территории Донецкой области в течение 60 лет будут действовать две
экономические зоны: «Азов» и «Донецк». Кроме того, на срок 30 лет вводится
льготный режима инвестиционной деятельности на территориях, к которым
отнесены города Угледар, Горловка, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Донецк,
Енакиево, Ждановка, Кировское, Красноармейск, Макеевка., Мариуполь,
Новогродовка, Селидово, Снежное, Торез, Шахтерск, а также Волновахский и
Марьинский районы.
16 сентября процесс создания СЭЗ в Донецкой области перешел в стадию своей практической реализации. В этот день созданный областным Советом в соответствии с Указом президента Совет по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности рассмотрел и утвердил первые 12 инвестиционных проектов.
Одним из наиболее крупных инвестиционных проектов, разрешенных к
реализации Советом, является проект по модернизации оборудования
электросталеплавильного цеха ОАО «Донецкий металлургический завод».
Реализация этого проекта позволит увеличить производство стали до 1 млн.
тонн в год, снизить расход электроэнергии в 1,6 раза улучшить
экологическую ситуацию. Себестоимость тонны заготовки сегодня снизится на
40 долларов, а к концу проекта составит 135 долларов.
Первую прибыль планируется получить уже в следующем году, а после реализации проекта она вырастет в 6,3 раза. Общий объем инвестиций составит 74 млн. долларов. Как видим, по всем показателям привлекательность проекта ДМЗ бесспорна.
Еще один крупнейший проект был предложен на рассмотрение Совета
горловским химическим концерном “Стирол”. Точнее сказать, “Стирол”
представляет сразу 5 проектов общей стоимостью 98,1 млн. долларов. 4 из
них касаются модернизаций уже имеющихся производств, а один – создания
совместного производства. Если анализировать направленность представленных
16 сентября проектов, то все они касаются металлургии, химии и переработки
отходов углеобогащения.
Еще одним заданием для местных руководителей стал план создания рабочих мест в ходе освоения инвестиций. Всего по области до конца года планируется обеспечить работой, благодаря инвестиционным проектам, 1560 человек. А до конца 2000 года стоит задача создания 60 тыс. рабочих мест.
Достаточно давно ведутся проработки документов о СЭЗ в городе
Мариуполе. Кроме законодательных документов по созданию ведутся также
разработки бизнес-плана каждого потенциального предприятия-инвестора.
Концептуальный мариупольский проект отличается, например, от одесского,
поскольку здесь СЭЗ задумывается как комплексная зона, которая будет иметь
в себе элементы внешнеторговой, банковско-страховой и производственной СЭЗ.
Включение в проект элементов производственной СЭЗ должно сориентировать
мариупольскую зону на экспортные операции и на импортную деятельность.
-----------------------
Активы предприятия:
. Структура
. Динамика
Ликвидность
Инвестиционный капитал:
. Собственный
. Заемный
Прибыль
Рентабельность
Рыночная устойчивость
Страницы: 1, 2