Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста
Введение
Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции,
то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или
совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с
целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических
проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с
конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их
абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в
отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем
инвестиций в России снизился на 71%.
Именно по этой причине, если первые послевоенные пятилетки вывели СССР на
второе место в мире по одному из важнейших экономических показателей -
объему ВВП, то последующие 30 лет перевели страну на 3-4 место, а 90-е годы
поставили Россию на 7-8 место.
Ныне вся ранее созданная инерция развития исчерпана. Страна подошла к
крайней черте. Либо инвестиционное поведение будет незамедлительно сменено
на противоположное, либо уже в ближайшие 7-10 лет Россия перейдет на
доиндуастриальные (в лучшем случае - на наиболее примитивные
индустриальные) технологии, со всеми вытекающими отсюда последствиями для
жизни ее населения, сохранения ее места в мировой цивилизации. Если бы в
стране был сформирован цивилизованный рынок, то он как регулятор
экономических процессов смог бы обеспечить накопление и эффективное
производительное использование капитала с целью, создания современных,
постиндустриальных технологий. Однако этого не произошло. И средства,
которые могли бы быть использованы для финансирования инвестиций, уходят в
"теневой" сектор, включая "бегство" за рубеж, или хранятся на руках
населения в качестве средств личного накопления.
Конечно, такое положение обусловлено неблагоприятным инвестиционным климатом в стране как для отечественных, так и для иностранных капиталовложений. Его улучшению не способствовало, как предполагалось, повышение уровня открытости экономики за счет либерализации внешнеэкономической деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За пять лет реформ не удалось разработать и внедрить в практику эффективный, стабильно действующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в экономику России.
Отсутствие стабильного законодательства, учитывающего современные российские социально-экономические реалии, недоступная для понимания с точки зрения цивилизованного бизнеса система налогообложения, криминогенная обстановка вкупе с коррумпированным государственным аппаратом - вот что отпугивает зарубежных инвесторов от рынка России. Но это же препятствует активизации деятельности и отечественных инвесторов, которые смогли бы достаточно весомо и эффективно работать в рациональной экономике, а не бежать за рубеж в поисках рентабельного применения, или обменивать средства на иностранную валюту. Создание нормальных условий для привлечения иностранных инвестиций в Россию, а значит и в регионы, - задача актуальная, решение которой носит и чисто прагматический характер. Поэтому внешнеэкономическая стратегия государства должна наконец повернуться лицо м к национальному производителю и инвестору - при формировании как внешнеторгового, так и инвестиционного режима. Только тогда в экономике страны заработает не только зарубежный, но и отечественный капитал.
Глава 1.
Сущность, формы, направления вывоза капитала.
Глава 2
Роль иностранного капитала в формировании рыночной экономики
Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное
место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях
административно-командной экономики страна была полностью отделена от
потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная
миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной
жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между
промышленно развитыми странами.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие
отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию
производства. Современное производство под давлением научно-технической
революции становиться все более сложным.
Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается
экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается
развитие международной специализации и кооперации производств.
Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки
производства, которые оказываются в разных странах.
Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется.
Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний
сосредотачивать в своих
руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах.
Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более
транснациональными,
выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных
компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах,
ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у
одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать
производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала,
образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим
фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом
хозяйстве.
Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется
значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно
развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение
капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и
Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В
1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в
том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4
млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных
инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.
Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение
капитала в современном мире, при этом вывозимый капитал направляется
прежде всего в промышленно раз-витые страны. Из более чем 200 млрд. долл.
Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику
стран ЕС, Японии и США, а остальное - главным образом в экономику
развивающихся стран.
Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%), в
том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР.
На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в конце
1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из
них 5,5 млрд. составляли
вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую Республики. По
оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было вложено около 3
млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли
привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то
время как на Азию пришлось 20,9%.
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и
перехода к открытой
экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах
миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет
более активно вовлечена в интернационализацию производства.
Однако сегодня участие Росси в этих процессах весьма скромное. С точки
зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с
другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для
инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами.
Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано
с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В
современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных
инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение
инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным
источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных
инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми
аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в
последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск
продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих
отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту.
Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях
существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это
относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и
переработке нефти.
Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению
выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного
потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все
это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций
удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в
создание современной экономики.
Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с
точки
зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров
и др.
Глава 3.
Инвестиционный климат в России.
3.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие.
(Вставить понятие инвестиционного климата)
В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России
были приняты три в значительной степени самостоятельные характеристики:
1- инвестиционный потенциал;
2- инвестиционный риск ;
3- инвестиционное законодательство.
Напомним, что инвестиционный потенциал - характеристика количественная,
учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории
факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными
фондами, инфраструктурой и т. д.), потребительский спрос населения и многое
другое. Инвестиционный потенциал региона складывается из семи частных
потенциалов:
1. ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
2. производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения);
3. потребительского (совокупная покупательная способность населения);
4. инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
5. интеллектуального (образовательный уровень населения);
6. институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
7. инновационного (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса).
Инвестиционный риск -- характеристика качественная, зависящая от
политической, социальной, экономической, экологической, криминальной
ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от
них. Рассчитывались следующие виды риска:
8. экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
9. политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);
10. социальный (уровень социальной напряженности);
11. экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
12. криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).
Законодательные условия инвестирования регулируют возможности
инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования
отдельных факторов производства -- составляющих инвестиционного потенциала
региона.
Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные
(субъектов федерации). И федеральное, и региональное законодательство
делились на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную
деятельность) и косвенное (связанно с условиями функционирования сфер
деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов
инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо
выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную
деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это
законодательство по свободным экономическим зонам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9