Распределение по отраслям иностранных инвестиций на 01.01.97 г. [ссылка]
|Отрасли |Уд. вес инвестиций |
|Финансы, кредит, страхование и пенс. Обеспечение|18,9% |
|Топливная пром. |12,9% |
|Пищевая пром. |12,4% |
|Общая коммерч. деят. по функц. Рынка |13,7% |
|Транспорт и связь |5,2% |
|Лесная, деревообр. и целлюлозно-бум. пром. |5,3% |
|Машиностр. и металлообработка |6,2% |
|Торговля и общепит |6,5% |
|Другие отрасли |18,9% |
Как видно, 18,9% иностранных инвестиций вложены в финансово-банковскую
отрасль, что объясняется большим интересом иностранных инвесторов
«финансовым спекуляциям на российском рынке, а также необходимостью
вложений в инвестиционную инфраструктуру для облегчения инвестиционных
операций в России. После этого наибольший объем имеют иностранные
инвестиции в топливную промышленность - 12 ,9%, а также в пищевую
промышленность - 12,4%, что объясняется намерениями вывоза дешевого сырья и
захвата глобальных общероссийских товарных рынков продуктов.
Все это привело к тому, что кардинально изменилась структура
хозяйственных процессов в экономике России: на экспорт направляется свыше
20% ВВП страны. а импортные закупки формируют более половины товарных
ресурсов розничного товарооборота. Российский экспорт в 1997 году составил
84,8 млрд. долларов и вырос по сравнению, с 1996 стоимостном выражении на
4,8%.Главными факторами роста стоимостных объемов российского экспорта в
условиях снижения средних контрактных цен явилось увеличение физических
объемов поставок сырьевых ресурсов.
При чем в общем объеме российского экспорта в 1997 году доля топливно-
энергетических товаров достигала 47,4%, металлов и изделий из них - 20,8%,
а продукция машиностроения и металлообработки - 10,1%. Таким образом,
налицо экспортная ориентация российской экономики и прежде всего, ее
сырьевых и топливно-энергетических отраслей. При этом, объем производства
высокотехнологичных отраслей промышленности сократился гораздо больше, чем
добывающих или отраслей первичной переработки сырья. Следовательно,
происходит общий переход российской промышленности от производства
высокотехнологичной к производству низкотехнологичной сырьезатратной
продукции.
Все эти процессы структурной перестройки промышленности России постепенно
закрепляются внутренними и внешними инвестициями. При этом положение
сырьевых и низкотхнологичных отраслей все более (относительно) укрепляется,
а высокотехнологичные все больше приходят в упадок. И такая ситуация
программируется на будущее.
Развал высокотехнологичной части российской промышленности укрепляет
тенденцию выдавливания российских высокотехнологичных товаров (жировых
рынков, так как вместе с упад- ком этих производств падают и конкурентные
качества продукции.
Круг замыкается: выпячивание экспортной ориентации влечет за собой спад
внутренних отраслей, а, отсюда - сужение внутреннего спроса толкает на
неэквивалентный экспорт. Такой экспорт не позволяет изыскать инвестиционные
ресурсы для стимулирования внутреннего спроса и окончательно закрепляет
существующее положение, внутреннюю структуру промышленности и
внешнеэкспортные приоритеты как единственно возможный путь поддержания
российской экономики на плаву.
Все эти тенденции и факторы создают серьезную угроз у национальным
интересам и экономической безопасности России. При сложившейся в стране
тяжелой экономической ситуации необходимостью становится обеспечение
инвестиционной безопасности России, разработка критериев и требований к
идущим в отраслях инвестиционным процессам.
История продемонстрировала крайний эгоизм ведущих стран Запада по
отношению ко всему миру и даже друг к другу, когда речь идет о
необходимости привлечения внешних ресурсов для инвестиционного
стимулирования развития собственной экономики. Так, например, в США, когда,
это считали необходимым, резко поднимали, учетные ставки. Высокая
доходность долларовых депозитов, обусловленная существующим уровнем
реальных процентных ставок в США, стимулировала интенсивный приток в
американскую экономику капиталов из многих стран мира. Это относится как к
международному кредиту, так и к прямым и портфельным инвестициям.
Международное разделение труда в мировом сообществе в последнее время
претерпевает серьезные изменения. Наиболее развитые страны переориентируют
базовые отрасли промышленности на высокотехнологичные отрасли, которые
позволяют получать наибольшую прибыль. При этом они уступают лидерство в
производстве менее рентабельных отраслей (легкая промышленность, бытовые
электроприборы и т.п.) менее развитым и развивающимся странам. Этот шаг
осуществляется ими совершенно сознательно и последовательно. Также развитые
страны выводят из своих стран экологически вредные и сырьезатратные
отрасли, переводя их также в менее развитые и развивающиеся страны. Это
глобальная, устойчивая экономическая тенденция.
Таким образом, инвестиционные вложения развитых стран в экономику России
являются еще одним инструментом закрепления экономического господства этих
стран н а мировых рынках, куда сейчас «вползает» находящаяся в глубоком
экономическом кризисе Россия.
Важность влияния, как правило, глобального и долгосрочного, иностранных
инвестиций на фоне других проблем позволяет сделать вывод о необходимости
выделения вопросов, касающихся инвестиционной безопасности, из общих
вопросов экономической безопасности России.
Характерным примером, иллюстрирующим огромное значение, придаваемое
ведущими государствами мира вопросам безопасности, связанным с развитием
экономики под влиянием инвестиционных процессов, является пример США.
Существует так называемая поправка Эксона - Флорио, которая дала Комитету
по иностранным инвестициям Соединенных Штатов (КИИСШ) полномочия для
вмешательства в процессы продажи иностранным партнерам американских
компаний в тех случаях, когда это может угрожать интересам национальной
безопасности.
В 1989 году президент США получил право запрещать любые иностранные
инвестиции, угрожающие национальной безопасности. Эти полномочия
использовались американскими властями для того, чтобы помешать японцам
купить ряд американских фирм, занимающихся высоким и технологиями. До этого
еще в 1979 году вступило в действие положение об обязательности
предоставления иностранными инвесторами отчетов в о создании в США новых
предприятий или приобретении доли собственности в существующих
американских предприятиях.
Поэтому инвестиционная безопасность, являющаяся частью подсистемы
национальной экономической безопасности, сегодня становится одним из
базовых условий стабилизации экономической и социально-политической
ситуации в стране, становления и развития экономики России как одной из
ведущих мировых держав.
Необходимо сформулировать само понятие инвестиционной безопасности
России. По нашему мнению, инвестиционной безопасностью России можно считать
независимость общероссийских и региональных процессов экономической
деятельности и развития, а также связан ных с ними производственных,
научных и иных отраслей и предприятий от влияния иностранного капитала,
инвестированного в экономику России, сточки зрения интересов западных
государств, выражающихся позицией государственных институтов и
международных структур, а также с точки зрения крупных корпораций,
являющихся или не являющихся транснациональными. При этом влияние
иностранных инвестиций (не соответствующее национальным интересам России)
надо рассматривать во всем комплексе и многообразии проявлений,
осуществляющихся сознательно и целенаправленно или же проявляющихся
спонтанно , но свойственных большинству иностранных вложений.
В условиях идущей интеграции экономики России в мировое сообщество и,
соответственно, проникновения и присутствия в российской экономике
иностранного капитала как постоянного фактора, инвестиционная безопасность
России должна реализовываться как целенаправленный комплекс мер и действий.
Последние должны быть направлены на отслеживание процессов экономической
деятельности и развития в соотношении с процессами проникновения и
деятельности иностранного капитала с точки зрения его влияния, а также
регулирование этих процессов для нейтрализации проявлений отрицательного
влияния и постоянного укрепления тенденций проявления положительных сторон
влияния иностранных инвестиций, соответствующего российским интересам. Все
это - с целью задействования потенциальных возможностей деятельности
иностранного капитала как эффективной составляющей российского
экономического комплекса.
Отрицательное влияние иностранного капитала, инфильтрованного в
российскую экономику, проявляется пока не в таком контроле, масштабы
которого достигли критической черты опосредованной потери экономического
суверенитета, как в некоторых развивающихся странах. Оно реализуется через
косвенный контроль путем укрепления тех тенденций и отраслей российской
экономики, которые выгодны западным странам и большому бизнесу с точки
зрения ограничения развития России как их экономического и политического
конкурента.
В этих условиях главной целью инвестиционной безопасности России должен
быть устойчивый процесс экономической деятельности и развития ее отраслей с
участием иностранного капитала таким образом, который соответствует месту,
отведенному российскими властями иностранному капиталу в экономических и
социальных планах развития России. При этом инвестиционная безопасность
отнюдь не означает препятствий или тотальных ограничений перелива
иностранных капиталов с международных рынков на российские. Инвестиционная
безопасность означает упорядочение этих процессов, достигаемое не только
какими-то глобальными общероссийскими мерами, но и механизмом и
инфраструктурой повседневной работы на местах в регионах по анализу и воз-
действию на процессы экономической деятельности и развития с учетом каждой
иностранной инвестиции, которая может оказать серьезное влияние.
То есть инвестиционная безопасность - это упрощенно то, как
контролировать процессы общероссийского и регионального экономического
развития с участием иностранного капитала в нужном нам направлении и как
привлечь последний на эти цели столько, сколько нам выгодно. Более того,
одну из подсистем инвестиционной безопасности России должна составлять
подсистема привлечения иностранного капитала в тех формах и на тех
условиях, которые соответствуют интересам развития российского
экономического комплекса. Концепция и механизм инвестиционной безопасности
должны являться частью концепции национальной безопасности России, и,
одновременно, составляющей экономической политики.
Существовавшая ранее система экономической безопасности страны опиралась
на механизм государственного контроля за протекающими процессами
экономической деятельности с участием иностранного капитала в условиях,
когда участниками этих процессов были подавляющим образом российские
государственные предприятия или организации. В стране произошли перемены,
заменившие подавляющее большинство российских участников этих процессов на
новые коммерческие структуры, независимые от государства в большинстве
сторон своей деятельности. Это поставило на повестку дня вопрос о
необходимости создания новых механизмов, инфраструктуры и методов контроля
экономической деятельности и развития с участием иностранного капитала (в
общероссийском и региональном аспектах), а также методов управления этими
процессами и инструментария воздействия на участников этих процессов -
предприятия и организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9