Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста
p> Можно выделить несколько уровней угрозы инвестиционной безопасности
России.
Прежде всего, это государственный уровень. В условиях прекращения противостояния двух различных общественно-политических систем и смягчения форм воздействия государств друг на друга, среди сфер межгосударственной борьбы и межстранового соперничества центральное место занимает экономическая сфера и, соответственно, экономические методы воздействия стран друг на друга для достижения политических и экономических интересов.
Поэтому динамика экономического развития под влиянием международных инвестиционных потоков испытывает серьезное воздействие со стороны стран - источников или участников этих потоков. При этом воздействие зарубежных стран на экономическую систему России может протекать через их государственное воздействие на компании, инвестирующие в Россию. Таким образом. практически каждая - и маленькая, и большая - иностранная компания испытывает воздействие со стороны своего государства при инвестициях за рубеж вообще и в Россию в частности. Даже негосударственная инвестиция из какой- либо страны несет в себе ряд общих черт, заданных ее государством, естественно, что эти черты могут и часто негативно ориентированы относительно национальных интересов России как в глобальных, так и в местных масштабах. Следовательно, уже страновая принадлежность иностранного инвестора несет в себе потенциальную угрозу российским национальным интересам и должна рассматриваться на предмет предотвращения при рассмотрении конкретных форм деятельности иностранного капитала в отраслях российской экономики.
Второй уровень - это уровень крупных корпорации, часто являющихся международными или, учитывая глобализацию и взаимопроникновение экономик различных стран и их компании, имеющих представителей своих интересов в разных странах. При этом прямое влияние какого-то конкретного государства на политику такой корпорации часто проявляется не явно. Однако практика развития мирового хозяйства показала, что, действуя даже в чисто своих корпоративных интересах, такие корпорации тем не менее не переходят определенных невидимых барьеров, не нарушают неписаных законов бизнеса западных стран. По отношению к России позиция таких монополий даже в условиях их жест- кой конкуренции между собой такова, что конкретные осуществляемые инвестиционные проекты в экономике России все равно заданы позицией крупнейших западных государств, реализуемых через государственные и международные финансовые и политические институты. Поэтому, рассматривая экономическую политику такой корпорации или дочерней контролируемой ею структуры в России, следует заранее исходить из необходимости нейтрализации такого влияния и преодоления навязываемых (пусть даже мягко) условий ограничения реализации российских интересов, понимаемых с государственной точки зрения.
Третий уровень - это проявление корпоративных интересов небольших зарубежных компаний и отдельных частных инвесторов. При этом влияние зарубежных государств через них в большинстве своем проявляется слабо, но зато превалирует часто беспринципное желание получить прибыль любыми способами. В этом случае необходимо рассматривать возможные проявления именно корыстных интересов этих фирм в конкретных проявлениях. Целью обеспечения инвестиционной безопасности является ограждение российских производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала, инвестированного в российскую экономику, наносящего ущерб интересам самих российских предприятий, регионов и российского государства в целом, а также причин и условий их порождающих.
Система обеспечения инвестиционной безопасности - это комплекс мер, инфраструктуры, инструментов и процедур, направленных на контроль экономической деятельности и развития в общероссийском и региональном масштабе, а также на выявление. нейтрализацию и предотвращение проявлений негативного влияния деятельности иностранного капитала в отраслях российской экономики.
Задачи системы инвестиционной безопасности:
21. защита законных прав и интересов российских предприятий; сбор, обработка и анализ информации, необходимой для оценки экономической деятельности и развития под влиянием иностранных инвестиций; изучение конкретных иностранных фирм и кампаний, желающих инвестировать средства в российскую экономику, а также их партнеров и контрагентов, которые будут принимать участие в осуществлении инвестиционных проектов выполнении условий контрактов; выявление различных проявлений негативного влияния иностранных инвестиций на разные стороны экономической деятельности и развития региона, соответствия их российским интересам; принятие необходимых решений и осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных тенденций экономической деятельности и развития под влиянием иностранных инвестиций; формирование среди всех субъектов экономического комплекса и инфраструктуры региона отношения к иностранным инвестициям, исключающего содействие иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений в ущерб российским интересам.
Ослабление внимания и широкие возможности для деятельности иностранного капитала в отраслях экономики России на фоне усиливающейся внутристрановой и межгосударственной конкурентной борьбы привели к возрастанию активности и агрессивности действий иностранных инвесторов. При этом многим иностранным инвесторам свойственно нарушение законодательных и этических норм в случае уверенности в своей безнаказанности. Эти факторы в условиях ослабления всех звеньев российской экономики и уязвимость положения отдельных российских предприятий в условиях тяжелейшего финансового и производственного кризиса перед финансовой мощью (при сложившемся соотношении) крупных западных корпораций делают остро необходима защиту интересов российских производителей пумам контроля за экономической деятельностью и развитием с участием иностранного капитала.
Отсутствие четкой стратегии в области экономической деятельности и развития с участи- ем иностранных инвестиций, а также процессов привлечения и оборота иностранного капитала делает экономику России уязвимой и требует самого пристального изучения и безотлагательного совершенствования методов и механизмов управления на общероссийском и региональном уровне.

Глава 6.

Развитие региональной экономики и иностранные инвестиции.

6.1 Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций
Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как части целостной системы организации и управления народнохозяйственным комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно- технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
В современных условиях, когда народное хозяйство страны переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне краев, областей и бывших автономных образований.
Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях раз витой рыночной экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала.
Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты
Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении программы приватизации на подведомственной территории, в определении механизма стимулирования развития территории через фонд имущества, инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для социального и экономического развития региона отраслях.
Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в привлечении иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных иностранным инвесторам ранее принятым законодательством.
В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов.
Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и необходимость обновления большей части производственных фондов во всех отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во- вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в- третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем: учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным, что будут учтены потребности отдельных регионов.
Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской деятельности в отдельных регионах.
Именно поэтому на начальном этапе развития совместного предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю
(Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и
Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока, который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они имеются практически повсеместно.
В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по- прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику
Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-
Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из других районов России относительно высокий уровень вложений в
Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.), из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан
(85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-
Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по регионам России (см. табл. 9).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать