В мае 2007 года Правительственной комиссией по вопросам промышленности и технологий была принята Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг, в соответствии с которой ожидается дальнейшая либерализация рынка грузовых перевозок, создание 2-х Грузовых компаний с передачей в них всего вагонного парка ОАО «РЖД». Начиная с 2008 года будет осуществляться переход к государственному регулированию в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Важнейшим государственным решением явилось поэтапное сокращение с 2007 года перекрестного субсидирования пассажирских перевозок в дальнем следовании за счет грузовых, с привлечением на эти цели средств федерального бюджета.
В вопросе регулирования железнодорожного транспорта в последние годы активно проходили реформы, направленные на усиление роли рыночных механизмов и создание конкуренции.
Среди других направлений реформирования сектора, направленных на усиление в нем рыночной составляющей, можно выделить следующие: 1) осуществление начального этапа реструктуризации Федеральной пассажирской дирекции, то есть - пассажирского комплекса дальнего следования; 2) создание дочерних обществ в сфере специализированных перевозок («Трансконтейнер», «Рефсервис»). По итогам проведенного в четвертом квартале 2007 конкурса по продаже ограниченному кругу инвесторов 15% пакета акций ОАО «Трансконтейнер», цена указанной сделки составила 7,836 млрд. руб. что более чем на 45% превысила минимальный уровень цены отчуждения, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации; 3) создание пригородных пассажирских компаний совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) создание дочернего общества ОАО «РЖД» в сфере производства средств железнодорожной автоматики; 5) создание дочерних обществ в сфере производства и ремонта путевой техники; 6) утверждение концепции реформирования строительного комплекса заводов по ремонту грузовых вагонов ОАО «РЖД».
В настоящий момент в целом одобрена Правительством Российской Федерации «Стратегия развития железнодорожного транспорта в России до 2030 г.». Согласно оптимистическому варианту Стратегии железнодорожная отрасль должна получить в ближайшие годы инвестиций порядка 11 триллионов руб., часть из которых будет привлечена за счет использования государственных финансовых институтов.
С целью развития транспортной инфраструктуры и привлечения средств частных инвесторов, прежде всего в развитие дорожной сети, морских перегрузочных комплексов в 2007 году принят ряд законодательных актов.
В Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ урегулированы вопросы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, а также установлены особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог. Законом регламентируются порядок и условия принятия решений об использовании автомобильной дороги на платной основе, а также устанавливаются основания прекращения и приостановления такого использования.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы правоотношения, возникающие при осуществлении различных видов деятельности в морских портах, эксплуатации объектов их инфраструктуры. Введено понятие перевалки грузов как транспортной услуги и установлено содержание договора перевалки груза. Определены основные требования к субъектам экономической деятельности в морском порту и созданы правовые основы для их взаимодействия с перевозчиками различных видов транспорта, другими юридическими и физическими лицами. Установлен закрытый перечень портовых сборов.
Статьей 15 Федерального закона от 18 октября 2007г. № 230 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» определены правовые основы передачи аэропортов и (или) аэродромов из федеральной собственности в собственность или управление субъектов Российской Федерации.
В целях устойчивого социально-экономического развития страны в 2007 году осуществлялось проведение институциональных реформ в сфере образования, здравоохранения и культуры.
Продолжалась работа по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Преобразование учреждений социальной сферы в автономные учреждения позволит решить вопрос внедрения новых экономических механизмов и одновременно обеспечить надежную основу для реализации социальных гарантий, сохранив объекты социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности; стать средством привлечения инвестиций и расширения источников финансирования текущей деятельности этих организаций; создать необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов; создать конкурентные способы распределения бюджетных средств, конкуренцию между организациями, борьбу за получателя социальных услуг; повысить качество предоставляемых услуг населению.
1.7. В области образования.
Продолжалась работа по проведению структурных и институциональных изменений в образовании; введение новых механизмов финансирования; создание системы контроля качества образования; реструктуризация сети образовательных учреждений; расширение механизмов социальной поддержки обучающихся из низкодоходных семей.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» предусмотрено совмещение процедур государственной аккредитации и аттестации; предоставление субъекту Российской Федерации права государственной аккредитации образовательных учреждений; расширение нормативной правовой базы процедуры признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании.
Принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования», касающийся установления обязательности всех трех ступеней общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Для разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию».
Федеральным законом от 13 июля 2007 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» с 1 сентября 2007 года определены следующие размеры стипендий для студентов и учащихся федеральных государственных образовательных учреждений обучающихся по очной форме и получающих образование за счет средств федерального бюджета: для студентов вузов – 900 рублей; для студентов и учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования - 315 рублей.
Принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
В соответствии с принятым Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в реализации государственной политики в области профессионального образования» расширяются права работодателей и предусматривается отнесение к компетенции Правительства Российской Федерации установления порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов.
В целях повышения инновационной активности экономики в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» образована Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 498 утверждена федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 2010 годы». Программой предусмотрена реализация комплекса мероприятий по техническому перевооружению ведущих научных организаций и вузов, решение вопросов в сфере стандартизации и метрологии, переподготовки кадров для наноиндустрии.
С целью реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», утвержденной Президентом Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № Пр-688, Правительством Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» от 8 сентября 2007 г. №3750п-П7.
Данные меры в комплексе с финансовыми механизмами, предлагаемыми Банком развития, Российской венчурной компанией, фондами научно-технической и инновационной поддержки, позволят обеспечить необходимые инструменты финансовой поддержки для реализации среднесрочных высокотехнологичных проектов.
1.8. В области здравоохранения.
В целях обеспечения гарантий оказания медицинской помощи населению осуществлялось совершенствование нормативной правовой базы по вопросам стандартизации медицинских технологий, модернизации системы обязательного медицинского страхования, реструктуризации системы оказания медицинской помощи.
В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Правительством была обеспечена реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
В целях обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства и совершенствования нормативного правового регулирования оборота лекарственных средств распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2007 г. № 376-р утвержден новый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. № 280 утверждена Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)». Принято распоряжение Правительства от 2 октября 2007 г. № 1328-р, которым утверждается Перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных средств.
1.9. В области культуры.
Осуществлялась структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на формирование и развитие системы негосударственных учреждений культуры и искусства. Путем проведения оптимизации сети бюджетных учреждений культуры, а также совершенствования методов контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств, обеспечения прозрачности финансовых потоков в некоммерческой сфере культуры повышена эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на культуру.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 326-рп в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год принято решение о создании в г. Санкт-Петербурге Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.
Список литературы
1. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 г. //Министерство экономического развития и торговли РФ.
2. Экономика: учебник для студ. вузов/ А. И. Архипов, М. А. Дерябина М., 2007
3. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов М.: Юристъ, 2007.