Сущность жизни заключается в неустранимой тенденции живого к самосохранению, осуществляемой Путем адаптации, приспособления к среде. Для приспособительного способа существования необходимо и достаточно отображение внешних сторон действительности. Человек возникает в результате закономерного развития внутреннего противоречия жизни: абсолютная по своей природе тенденция живого к самосохранению «выносит» живое за пределы относительно «слабого» и ограниченного способа деятельности—приспособления к среде и порождает более эффективный и мощный способ деятельности — преобразование среды, производство своего собственного существования, свойственный человеку как высшей форме материи.
Производящий способ существования необходимо порождает и принципиально
новую форму мышления—человеческий интеллект, способный отображать как
явления, так и сущность действительного мира. Для человеческого интеллекта
предметом отображения становится бесконечный мир и собственная
неисчерпаемая человеческая сущность. Интеллект по своей природе бесконечен.
Выступая одним из основных (наряду с трудом) атрибутов или «сущностных сил»
человека, возникшего в результате бесконечной эволюции мира, человеческий
интеллект становится в отношение к бесконечному в мире и человеческой
сущности. Если мышление животного «находится в отношении» лишь к конечной
части внешней среды, то человеческий интеллект с момента своего появления
самой бесконечной историей своего возникновения «открыт» в бесконечность,
вступает в диалог с бесконечным миром. В способности бесконечного
творчества, познания и изменения мира — достоинство и величие человеческого
интеллекта.
ТЕМА 2. ПЕРВОБЫТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Исследование первобытного интеллекта представляет, по-видимому, еще
большие трудности, чем его биологической предыстории, поскольку применение
экспериментальных методов здесь вряд ли возможно. Одним из важнейших
показателей формирования и развития первобытного интеллекта выступают его
главные результаты, дошедшие до нашего времени—ископаемые орудия труда
первобытного человека. Шествие человеческого разума начинается с первого
«космического» достижения человека — создания первых орудий труда,
практически и духовно поставивших человека в отношение к бесконечному миру.
Человеческий способ существования—преобразование окружающего .мира, производство не существующих в природе условий своего существования—обусловил первую и важнейшую парадигму человеческого интеллекта — соответствие мысли реальности, объективность отображения реальности. Коренным условием существования и развития человека становится познание все более существенных свойств и связей природных объектов, феноменологических проявлений законов природы, а с определенного, достаточно высокого уровня развития общества—законов природы и общества.
Первобытный человек должен был обладать весьма обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений, их временной и сезонной последовательности и т. д. Необходимо допустить, что интеллект этого периода развития общества обладал простейшей логикой, в той или иной мере воспроизводившей «логику вещей», логику природных связей и регулярностей, от которых прямым образом зависело существование человека.
В процессе складывания этой «логики вещей» в логике интеллекта должны были, очевидно, постепенно складываться и четыре основных формально- логических закона—тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Однако сами по себе эти законы присущи уже только достаточно развитому, зрелому интеллекту и время их окончательного формирования в человеческом интеллекте установить трудно. Вероятно, это следует отнести только к периоду античного интеллекта.
Естественно предположить, что на определенном, сравнительно высоком уровне развития первобытного труда и интеллекта перед человеком становится задача объяснения системы природных явлений, с чем следует связать возникновение нового уровня интеллекта — объясняющего. К возникновению этого уровня толкала деятельная практическая природа человека, поскольку производящая деятельность человека, или труд, есть причинная деятельность, неизбежно порождающая причинный интеллект, т. е. объясняющий интеллект.
Известный исследователь первобытного интеллекта Леви-Брюль (1857—1939) различал индивидуальный и коллективный интеллект. Он считал, что индивидуальный интеллект был основан на общих законах формальной логики, поскольку иначе человек не мог бы выжить в борьбе за существование. Однако коллективный интеллект имел дологический (пралогический) характер. Основой его служил закон партиципации (сопричастия), в соответствии с которым первобытный человек полагал, что воспринимаемый объект может находиться одновременно в различных местах, изображение объекта тождественно самому объекту (поэтому воздействие на изображение животного влечет будущую удачу на охоте) и т.д. Дологическое мышление, по Леви-Брюлю, воплощалось в коллективных обрядах и мифах. Концепция дологического мышления подверглась серьезной критике в советской и зарубежной науке. Да и ее автор в конце своей жизни не склонен был чрезмерно отстаивать дологический характер первобытного мышления.
Нам представляется ,что в области отображения непосредственных
типических свойств и связей природных явлений первобытное мышление имело
скорее логический, чем дологический характер. Однако не следует
переоценивать логическую природу первобытного мышления и тем самым
превращать законы логики в слишком легкий и скороспелый дар человеческой
мысли. Логическое мышление не могло сложиться сразу, оно должно было пройти
ряд этапов, начиная с этапа незрелого, несложившегося логического мышления,
которое вряд ли могло быть основано на «четко очерченных», готовых законах
тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.
Представляется, что первобытное мышление было основано скорее на
повторяющейся «логике вещей», т. е. устойчивых, регулярных связях явлений
природы. В недрах этой логики складывались собственно формально-логические
законы.
Следует различать, далее, «пласт» мышления, связанный с совокупностью
наблюдаемых повторяющихся явлений природы, и «объяснительный» пласт, в
пределах которого складывание формальной логики происходило особенно
сложным образом. Необходимо различать поэтому процессы логизации
непосредственного, конкретного уровня мышления и мышления объяснительного.
«Дологическое мышление» Леви-Брюля явно относилось к последнему уровню. В
мышлении первобытною человека возникают две основные парадигмы, или типа
интеллекта.—реалистическая и иллюзорная, фантастическая. Первая заключалась
в понимании вещей такими, какими они являются сами по себе, в их объяснении
«из самих себя», без каких-либо посторонних прибавлений. Эта парадигма
имела мощное биологическое основание, ибо приспособительный образ жизни
животного предполагает адекватное отражение внешней среды. Еще более
сильные основания парадигма реализма получила с возникновением социального
образа жизни, ибо преобразование природной среды, производство собственной
жизни еще в большей мере, чем приспособительный образ жизни, нуждается в
адекватности отражения, без которой невозможно создание «второй природы».
Реалистическая парадигма проходит через всю историю человечества и
определяет все достижения человеческого интеллекта. На известной ступени
развития она получает свое философское выражение преимущественно в форме
материализма, поднимающего эту парадигму до уровня высокой и продуктивной
абстракции. Определенные элементы реалистической парадигмы неизбежно
возникали и в пределах идеалистических концепций, обусловливая все те
действительные реалистические достижения, которые в сущности оказывались
материалистическими по своему содержанию. К ним можно отнести, например,
все рациональное содержание идеалистической диалектики Канта. Фихте,
Шеллинга и особенно Гегеля.
Вторая, конкурирующая, парадигма человеческого интеллекта связана с
единственно возможной альтернативой реалистической
парадигмы—бессознательным переносом на природные явления человеческих
качеств, прежде всего способности мышления и сознательного действия.
Возникновение антропоморфической парадигмы с зарождением слоя
объяснительного мышления было необходимым и неизбежным шагом человеческого
интеллекта. Явления природы, их упорядоченность. закономерную
последовательность первобытный человек мог объяснить лишь по образцу и
подобию собственного сознательного поведения. Активность природы получала
характер преднамеренных действий, которые стали приписываться духам,
духовным существам.
Природа и структура человеческой психики таковы, что собственные
сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека
становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной
природе человека и его психики заложены предпосылки первоначального
объяснения природных явлений по образцу человеческих сознательных действий.
Эта предпосылка легко обнаруживается и в психологии ребенка, в известном
возрасте приписывающего вещам хорошие и плохие намерения. Поскольку для
первобытного человека сознательное действие выступало как нечто
естественное и обычное, природные явления легче было объяснить сознанием,
волей, намерениями.
Исторически первой целостной: формой или типом объясняющего интеллекта
является миф. Миф представляет собой попытку фантастического объяснения
окружающего мира и жизни общества. Он выступает в качестве предшественника
или. примитивного варианта мировоззрения. Мифы имеют характер повествования
о событиях прошлого или будущего, о возникновении мира, богов, животных,
людей (космогонические мифы), племен (этнографические), круговороте времен
года, погодных явлениях, деяниях героев и т.д. В большинстве
космогонических мифов мир рассматривается как возникший из первоначального
хаоса, из которого вышли земля, небо, подземный мир, боги, создающие людей.
В этих мифах явно цесса возникновения порядка из хаоса. Однако в остальном
присутствуют элементы реализма, стихийного материализма, поскольку боги
оказываются результатом естественного про в мифологии преобладает
деятельность богов, фантастических существ, животных, наделенных Чертами
человека. Антропоморфическая парадигма составляет основу мифологического
типа мышления.