Помимо отмеченных выше российская внешняя торговля сталкивается с рядом других серьезных проблем. И одна из главных среди них — это необходимость стимулирования промышленного экспорта.
Следует, однако, иметь в виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны.
Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и иностранные инвестиции.
Как свидетельствует практика, мировое хозяйство не может эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его постоянной миграции. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Поставив цель интегрироваться в мировое хозяйство, провозглашая принципы следования идеям открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов вывоза капитала из России и его импорта в Россию.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения экономического и технического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромное количество инвестиций для обеспечения такого перехода.
Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-е место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение.
Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также как капитал международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный капитал.
Величина иностранного капитала, привлечённого в экономику РФ по итогам 1998 года, оценивается в 11,8 млрд. долл. Это составляет 96% от всех зарубежных инвестиций, пришедших в Россию в 1997 году.
Таблица 1
Приток иностранного капитала в РФ
Инвестиций всего, в том числе: прямые портфельные прочие |
1997 г. млн. долл. |
% |
1998 г. млн. долл. |
% |
1998 г. к 1997 г. % |
12295 5333 681 6281 |
100% 43,4 5,5 5,1 |
11773 3361 191 8221 |
100% 28,6 1,6 69,8 |
95,8 63,0 28,1 130,9 |
Исследования Института экономических проблем переходного периода свидетельствуют: влияние иностранного капитала в России незначительно. Так предприятия с иностранными инвестициями производят менее 5% российского ВВП.
Зарубежные инвесторы не верят в стабильный доход по акциям российских предприятий: доля портфельных инвестиций в 1998 году составила менее 2%.
Но интересен тот факт, что производительность труда в 2 раза выше на предприятиях с иностранным капиталом, чем в среднем по России.
Иностранные инвесторы по-прежнему вкладывают средства в крупные центры с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно высокой платёжеспособностью населения, а также в сырьевые районы.
В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций.
Вхождение России как равноправного рыночного партнера в мировое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция населения.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу (в 1995 г. число легально работающих в России превысило 200 тыс. человек), Россия лишь несколько лет назад открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.
С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу.
По прогнозам некоторых специалистов, потенциально из России могут выехать 50 млн. человек. Фактически же значительно меньше (1,5 млн. человек), а 4-5 млн. человек могут в принципе рассматривать такую же возможность.
Таблица 2
Динамика внешней миграции в России в 90-е годы (тыс. чел.)
Направления миграционных потоков |
Годы |
||||
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
|
Прибыло — всего |
914,3 |
725,3 |
895,4 |
925,3 |
1149,7 |
В т. ч. из стран: — Ближнего зарубежья — Дальнего зарубежья |
913,1 1,2 |
724,0 1,3 |
893,7 1,7 |
922,9 2,4 |
1146,4 3,3 |
Выбыло — всего |
729,5 |
675,5 |
675,4 |
495,2 |
339,7 |
В т. ч. в страны: — Ближнего зарубежья — Дальнего зарубежья |
625,9 103,6 |
587,2 88,3 |
570,1 105,3 |
379,3 115,9 |
231,8 107,9 |
Сальдо миграции |
184,8 |
49,8 |
220,0 |
430,1 |
810,0 |
В т. ч. со странами: — Ближнего зарубежья — Дальнего зарубежья |
287,2 -102,4 |
136,8 -87,0 |
324,6 -103,6 |
543.6 -113,5 |
914,6 -104,6 |
Несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка труда, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта.
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл. Сумеет ли Россия занять достойное место на этом рынке — покажет ближайшее будущее.
Стремление России к интеграции в мировое хозяйство предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях. Чтобы стать полноправным участником этих отношений, России предстоит решать немало проблем. При этом стратегической задачей ее валютной политики является введение свободного обмена рубля на конвертируемые валюты. Курс рубля к конвертируемым валютам обеспечивает связь экономики России с мировым рынком.
В России фактически имеется внутренняя конвертируемость рубля при наличии ряда валютных ограничений. Для перехода к полной конвертируемости рубля потребуются политико-экономическая и финансовая стабилизация, накопление золотовалютных резервов, отработка валютного механизма сотрудничества со странами СНГ.
В середине 90-х годов внутренняя конвертируемость рубля способствовала значительной долларизации сбережений россиян и, отчасти, наличного денежного оборота. В 1995 г. российские банки официально ввезли в Россию 20,16 млрд. долл. наличной валюты, т. е. примерно 135 долл. на каждого жителя. Вся денежная масса внутри России, по некоторым оценкам, составляет 50-60 млрд. долл. Эта цифра включает и до 20 млрд. наличных долларов, находящихся в обращении или в «чулках» россиян. Весь внутренний валовой продукт (ВВП) России для сравнения составляет немногим более 160 млрд. долл. (в пересчете по коммерческому курсу).
Интеграция России в мировое хозяйство дает возможность участия в операциях мирового рынка ссудного капитала, портфельных и прямых инвестиций. Однако эта возможность не может быть реализована в полной мере из-за существующих валютных ограничений, неблагоприятного инвестиционного климата в стране, «бегства капиталов» за рубеж, устойчивого состояния недоверия к национальной валюте.
Многие из перечисленных факторов, препятствующих полноценному участию России в международных валютно-финансовых и кредитных отношениях, связаны между собой. Так, сохранение ограничений в области движения капиталов в России обычно связывается с необходимостью борьбы с утечкой капитала. А утечка капитала, в свою очередь, связана с низкой степенью доверия к национальной валюте и т. д. В результате Россия остается пока вне мировых процессов интернационализации капитала и производства. Преодоление этого разрыва, активное участие России на мировом рынке предполагают активное продвижение по пути экономических реформ с одновременной подстройкой существующего хозяйственного механизма.
Из-за неплатежеспособности Россия фактически лишилась доступа к рынку средне- и долгосрочного ссудного капитала. Основная масса представленных ей кредитов либо привязана к поставкам товаров, либо обусловлена определенными нормами (уровень инфляции, бюджетного дефицита и др.), либо выделена на кредитование инвестиционных проектов. Такие кредиты быстро не реализуются, а некоторые из них могут быть и не востребованы.
Сбалансированная, гибкая политика России по управлению своими зарубежными займами и кредитами будет способствовать ее выходу из нынешнего тяжелого финансового положения.
Заключение
Несмотря на многие противоречия нынешней эпохи, ее основной чертой все больше становится не противоборство, а тенденция к сотрудничеству и взаимопониманию. Общее движение к единому, взаимосвязанному, взаимозависимому и в каждой своей части более развитому и социально-справедливому миру — вот основная тенденция мирового хозяйства. На основании этого можно говорить о процессах конвергенции моделей национальных экономик, экономических и социальных ценностей и отношений. Происходит нивелирование, сближение экономических уровней развития различных стран. Конечно, это не беспроблемный поступательный процесс, а противоречивое, сложное движение.
В целом можно констатировать, что современные международные экономические отношения характеризуются ускорением процессов их интенсификации, обогащением новыми чертами и характеристиками. Процессы развития международных экономических отношений 90-х годов еще больше свидетельствуют в пользу этого вывода.
Интеграция России в мировое хозяйство, ее активное участие в интернациональных экономических отношениях только начинается. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в международных экономических отношениях, доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается.
Переход в мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться.
Список использованной литературы:
1. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей.— М.: Прогресс-Универс, 1992.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 1997.
3. Экономика и жизнь. 1995. № 50.
4. Экономика и жизнь. 1999. № 4.
5. Экономика и жизнь. 1999. № 9.
6. Экономика и жизнь. 1999. № 11.
7. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб.пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.
8. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.— М.: Прогресс-Универс, 1994.
9. Барр Р. Политическая экономия: В 2 т. М., 1995. Т. 2.
10. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2.
7 Апреля 1999 г. /Паршиков Д. П./