Стремительный рост мировой электронной торговли и ее влияние на российское общество и экономику вызывает потребность в скорейшем урегулировании данной сферы, и на это следует обратить внимание российским органам законодательной и исполнительной власти.
Целью работы органов власти по данному вопросу должна стать поддержка и
внедрение предсказуемой, минималистской, внутренне согласованной и
прозрачной правовой среды для развития электронной торговли. Государство
должно устранить все препятствия и дать возможность данной индустрии и
частному сектору самостоятельно и как можно быстрее создать необходимую
инфраструктуру и регулятивные органы. Чрезмерное вовлечение органов власти
только замедлит развитие и сведет на нет все усилия России относительно
конкуренции на мировом уровне.
Основным аргументом в пользу предлагаемых мер является та выгода, которую
электронная торговля принесет российской экономике и обществу: инвестиции,
доход от экспортных операций, повышение заработной платы, более высокий
уровень жизни, а также увеличение базы налогообложения.
Так как в электронной торговле заинтересованы различные сферы бизнеса,
необходима координация деятельности многих регулирующих органов и органов
власти: от налоговых структур до органов управления почтовой связью и
телекоммуникациями. Деятельность государственных и административных органов
имеет решающее значение для развития электронной торговли в России и
получения тех преимуществ, которых можно добиться с ее помощью.
В целях обеспечения экономического развития и внесения необходимых
изменений в соответствующее законодательство необходимо оценить те
преимущества, которые могут быть получены от возможного развития
рассматриваемой отрасли. Преимущества электронной торговли довольно широки:
от повышения качества социальных программ до увеличения базы
налогообложения.
4.1 Расширение рынка труда и использование квалифицированной рабочей силы
Развитие электронной торговли окажет позитивное влияние на структуру и
функционирование российского рынка труда. Во всем мире электронная торговля
служила мощным импульсом к созданию новых рабочих мест. Так, например, в
США с 1993 г. в рамках индустрии высоких технологий было создано более
миллиона новых рабочих мест. Россия располагает высококвалифицированной
рабочей силой технического профиля. По мере развития электронной торговли
российская рабочая сила сможет быстро и эффективно адаптироваться с учетом
необходимых изменений в осуществлении бизнеса. По мере создания больших
возможностей за счет рабочей силы в России увеличится объем валового
национального продукта (ВНП). Возрастет доход на душу населения, увеличится
размер налогооблагаемой базы, а также снизится вероятность "утечки мозгов"
из России.
За счет электронной торговли существенно увеличится объем занятости по двум
следующим специальностям: технические программисты и сервис-провайдеры. В
области программирования Россия вполне конкурентоспособна на мировом рынке,
и ей следует активно развивать имеющийся у нее потенциал. Расширение
деловых возможностей, созданное в результате беспрепятственного развития
электронной торговли позволит этим талантливым людям остаться в России,
получать более высокую заработную плату, платить подоходный налог, тратить
заработанные средства, а также вкладывать их в развитие новых предприятий в
России, а не экспортировать свои таланты и доходы за рубеж. Необходимость в
службе по работе с клиентами, создаваемая электронной торговлей, является
еще одной сферой широкомасштабного создания новых рабочих мест в России.
Необходимость в создании подобных служб также может стать стимулом для
создания целой отрасли таких услуг. Финансируемые частными лицами и
правительством программы развития этих услуг обеспечат России как рынок
квалифицированных технических специалистов, так и ориентированный на
клиента рынок труда.
4.2 Рост экспортного капитала
Потенциал экспорта товаров и услуг может многократно увеличиться, при
условии, что этому не будут препятствовать законодательные ограничения.
После финансового кризиса августа 1998 г. многие российские производители
получили преимущества, позволяющие им конкурировать с иностранными
компаниями, осуществляющими импортные поставки товаров. Эти преимущества
сначала были связаны с ценой товара, а впоследствии большие поступления
вырученных средств привели к увеличению капиталовложений и улучшению
качества товара (в особенности это касается производства продуктов
питания). По мере укрепления позиций национальной промышленности и
повышения качества товаров российские компании могут распространять свою
продукцию и в других странах. Электронная торговля может сыграть решающую
роль в маркетинге и продаже товаров российских компаний за рубежом, а в
итоге национальные предприятия будут расширяться, увеличится база
налогообложения и доходы государства от сбора налогов и таможенных пошлин.
4.3 Расширение видов деятельности
Электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с
более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий
рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат. В США малые
предприятия, использующие Интернет, растут на 46 % быстрее чем те, которые
Интернет в своей деятельности не используют. Это, в свою очередь,
подтолкнуло развитие малых предприятий. Тем самым подкрепляется
экономическое развитие, а в итоге происходит экономический рост,
расширяется база налогообложения и спрос на сопутствующие услуги.
Электронная торговля также полезна для производителей и потребителей в силу
того, что она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в
территориальной удаленности и недостатке информации относительно
возможностей рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний
персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов.
Виртуальные магазины и контактные адреса в Интернете позволяют приблизить
места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым
ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты.
Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему
миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама
реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть
особенно важным для российских предприятий, которые традиционно испытывают
трудности в поиске покупателей за рубежом.
Еще одним положительным моментом для России является то, что электронная
торговля позволяет осуществлять ряд работ, таких как разработка
программного обеспечения и технические услуги, непосредственно по месту
нахождения консультантов, а не в той стране, в которой требуются
соответствующие услуги. Это облегчит продажу российских услуг, которые до
последнего времени значительно отставали ввиду ограничений, связанных с
передвижением физических лиц. В итоге российские граждане получат новые
рабочие места и более высокую заработную плату, а государство получит
больше налогов с физических и юридических лиц и чистой прибыли.
Помимо существенной суммы сделок электронной торговли (которая с учетом
наметившихся тенденций в 2001 г. должна в России превысить 6 млн. долл.
США ), Интернет-экономика создаст в России значительное количество
сопутствующих предприятий. Это вызвано потребностью в аппаратном
компьютерном обеспечении и услугах менеджеров, в том числе в обеспечении
безопасности, выставления счетов, бухгалтерского обеспечения и обслуживании
клиентов.
Преимущества электронной торговли очевидны; российское правительство,
российские предприятия и потребители получат большую выгоду от развития
электронной торговли. Тем не менее, важно отметить, что развитие
электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых
мошенничество, уклонение от налогообложения, несоблюдение
конфиденциальности, нарушение прав интеллектуальной собственности, хотя эти
риски характерны и не только для электронной торговли.
Несмотря на то, что эти риски реальны и потенциально они могут осложниться
по мере развития электронной торговли, в настоящее время компаниям и
правительствам разных стран удается регулировать их таким образом, который
не дает разрушить электронную торговлю. Правительства и частные лица во
всем мире формируют коалиции с целью совместной выработки соответствующих
решений для урегулирования потенциальных угроз электронной торговле.
4.4 Преимущества для государственного бюджета
Целью развития экономической структуры России является создание более
широкой базы получения доходов. По мере того как участие России в
электронной торговле будет расширяться, увеличение доходов от налоговых
поступлений может стать одним из многих прямых преимуществ. Для того, чтобы
расширить базу налогообложения, России предстоит разрешить еще много
вопросов. Первым из них является вопрос о поддержании тонкого баланса между
сохранением базы налогообложения при наличии неотслеживаемых электронных
сделок и одновременным стимулированием развития электронной торговли на
местном уровне.
Феномен электронной торговли повлек за собой целый блок налоговых вопросов
международного характера. Государства быстро осознали, что применение
электронных сделок создает много трудностей для действующих налоговых
органов ввиду анонимности электронной торговли, отсутствия возможности
отследить сделки, а также пресечения границ с помощью телефонных линий.
Многие государства предприняли меры против потенциального снижения
налоговых поступлений, и многие занимаются изучением данного вопроса.
Несмотря на то, что эти проблемы пока еще далеки от разрешения, большинство
из них четко определены, и международные организации, такие как Организация
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрабатывают рекомендации
глобального характера.
4.5 Налогообложение электронной торговли
ОЭСР, США, Великобритания и ЕС разработали и утвердили четыре основных
принципа, а именно:
Развитие электронной торговли должно быть использовано главным образом
частным сектором в качестве конкуренции рыночным силам.
Государственное вмешательство, по мере его необходимости, должно
способствовать созданию стабильного международного правового регулирования,
предусматривать справедливое распределение дефицитных ресурсов и защищать
общественные интересы. Такое вмешательство может осуществляться только там,
где оно необходимо, и при этом оно должно быть ясным, прозрачным,
объективным, недискриминационным, соразмерным, гибким и технологически
нейтральным.
Электронная торговля по своей природе имеет глобальный характер.
Государственная политика, касающаяся электронной торговли, должна быть
скоординированной и согласованной на международном уровне, а также должна
создавать благоприятные условия для международного сотрудничества,
основанного на принципах добровольности и консенсуса, с целью ее
стандартизации.
Налогообложение сделок, осуществляемых в рамках электронной торговли,
должно быть нейтральным по сравнению со сделками, осуществляемых без
использования электронных средств. Налогообложение электронной торговли
должно соответствовать установившимся международно принятым обычаям и
должно осуществляться с наименьшими затратами.
С учетом четырех вышеизложенных принципов следующим шагом для России должно
стать изучение действующих налогов и схем налогообложения в той мере, в
какой это касается электронной торговли. Далее приводятся сведения о
различных видах налогов и некоторые предложения относительно возможных мер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13