_____________________________________________________________
. в 2000 г. оценка базируется на использовании фактических данных об объемах транзакций в интернете, предоставленных отдельными компаниями, скорректированных на объем неучтенных операций в дальнейшем, учитывая невозможность построения в данном случае статистических моделей для прогнозирования, данные об объеме коммерческих операций между компаниями в Интернет в 2001-2005 гг. определялись на основе экспертной оценки.Согласно прогнозу, разработанному исходя из максимально возможных в России объемов В2В операций, к 2003 году этот показатель может возрасти до 530 млн. долл.
Рис. 3.2.1.5
[pic]
При сохранении существующих темпов развития отечественной экономики и принятии законодательными органами нормативной базы, необходимой для развития В2В решений, можно ожидать, что российские компании вступят в фазу активного освоения межкорпоративного электронного бизнеса не ранее, чем через три-четыре года, когда возможно будет достигнут серьезный прогресс в сфере в развития информационных технологий и инфраструктуры, а взаимоотношения между участниками рынка примут несколько более
"цивилизованный" характер.
В целом к 2005 г. общий объем операций между отечественными предприятиями в
Интернет может составить 2,8 млрд. долл. Однако по этому показателю Россия будет многократно отставать от развитых стран мира и в обозримом будущем.
Состав участников межкорпоративного электронного бизнеса в России в течение ближайших пяти лет вероятно будет подвержен существенной трансформации.
Так, если на начальных этапах в 2001-2002 гг. реальное развитие будет обеспечиваться в ограниченном количестве отраслей, среди которых можно выделить металлургию, а также отдельные сегменты фармацевтического рынка, пищевой промышленности и машиностроения, то к 2004-2005 гг. возможно резкое расширение областей применения В2В технологий за счет более полного вовлечения компаний из других отраслей промышленности.
Заметные изменения затронут и структуру электронных межкорпоративных продаж. Если в краткосрочной перспективе в сегменте В2В будут превалировать интерактивные взаимоотношения непосредственно между компаниями (без посредничества электронных торговых площадок), то по мере развития торговых систем к 2004-2005 гг. их доля существенно возрастет.
В целом российский рынок для межкорпоративного электронного бизнеса можно оценить как потенциально перспективный при ограниченности объемов в кратко- и среднесрочной перспективе. Поэтому стратегия поставщиков технологических решений и осуществляющих управленческий консалтинг в области информационных технологий консультационных компаний, планирующих расширение операций в России, должна строится на активном освоении свободных ниш для бизнеса уже в ближайшем будущем.
3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов
Другой формой электронной торговли явяется: предприятие - потребитель
(В2С)
В2С, наиболее популярная в настоящее время форма электронной торговли, имеет место в случае продажи предприятием своих товаров и услуг напрямую потребителям. Одним из примеров самого крупного предприятия, работающего по форме B2C, является Amazon.com, американская фирма по розничной торговле книгами, имеющая более 30 млн. клиентов по всему миру. По мере расширения своей деятельности Amazon.com создала новую модель сети сбыта, обеспечивающую поставку товаров потребителям в любой стране мира. Форма В2С позволяет уравнять различия в доступе к товарам и услугам между потребителями, живущими в крупных городах и отдаленных регионах, при условии решения проблемы доступа в Интернет, доступа и оплаты в соответствующем регионе.
К моменту фактического начала электронной торговли в 1996 г. через
Интернет продавались книги, компакт-диски и программное обеспечение, а общий объём сделок составлял около 500 млн. долларов. К 1998 году в
Интернете можно было купить почти всё, что продается в обычных магазинах, а также путешествия, финансовые продукты (фонды, страховые полисы, кредиты) и многое, многое другое, причём оборот электронной торговли достиг 5 млрд. долларов. Как и в случае В2В, модель В2С является шансом для начинающих компаний, ибо открытие магазина или бюро путешествий в Интернете стоит в сотни раз дешевле, чем открытие традиционных торговых точек, а шансы на успех зависят от того, насколько оригинальной окажется концепция виртуального магазина.
Обзор Российского рынка интернет-магазинов.
Создание российских интернет-магазинов началось в 1995 году. В настоящее время в Рунете существует около 800 магазинов.
На Рис. 3.2.2.1 представлена динамика развития российских виртуальных магазинов, добровольно зарегистрированных в каталоге Magazine.ru.
Рис. 3.2.2.1
[pic]
Рис. 1. Количество интернет-магазинов в России.
Источник: Magazin.ru.
Несмотря на высокую корреляцию конъюнктуры российского рынка с ситуацией в мире, особенно с ситуацией на NASDAQ, который продолжает свое падение, количество вновь зарегистрированных интернет-магазинов в России продолжает увеличиваться. Основными причинами этого, казалось бы, на первый взгляд противоречия являются особенности развития и отличительные черты российского Интернета. Наиболее выскоие темпы роста интернет-магазинов наблюдались в 2000 году, когда российские предприниматели торопились занять свое место в Сети и смело открывали новые магазины.
Возможно, здесь также действует определенный эффект запаздывания, и реакция на столь долговременное падение скажется с некоторым временным лагом. Переломить сильный положительный настрой российских предпринимателей одним разорением нескольких далеких от России американских dot.com-ов оказалось не так просто.
К тому же необходимо заметить, что из 800 зарегистрированных в каталоге Magazine.ru (www.magazin.ru) магазинов, в настоящее время реально действует (являются не просто рекламной страничкой в Рунете, а имеют хоть сколько-нибудь значительный оборот) около 300.
Это небольшое количество магазинов можно разделить по группам товаров.
Таблица 3.2.2.1
Структура российских Интернет-магазинов по группам товаров.
| |Количество магазинов, шт. |
|компьютеры и комплектующие |40 |
|подарки и сувениры |26 |
|книжные магазины |24 |
|универсальные магазины |23 |
|товары для женщин и детей |22 |
|другое |20 |
|портативная техника |15 |
|мобильные телефоны |13 |
|спортивные товары |10 |
|бытовая техника |9 |
|мебель и товары для дома |9 |
|музыка, видео |8 |
|аптеки |8 |
|продуктовые магазины |5 |
Источник: SpyLOG.
Из табл.3.2.2.1 видно, что основными направлениями онлайновой торговли в России является продажа книг, аудио-, видеокассет и компьютерной техники, что весьма существенно отличается от структуры оффлайновой торговли.
[pic]
Рис. 3.2.2.2. Обороты по товарным позициям
Источник: РА Эксперт
[pic]
Рис. 3.2.2.3 Количество сделок по товарным позициям
Источник: РА Эксперт
Основная доля выполненных заказов приходится на книги, аудио, видео,
CD, DVD. Но они составляют всего 28% оборота. Зато всего 8% сделок по компьютерам составляют больше 50% процентов всего оборота розничной интернет-торговли.
Предложение товаров в интернет-магазинах отличается бедностью и скудностью ассортимента. Основные обороты составляют товары, которые не приносят прибыли (норма прибыли от торговли компьютерной техникой составляет 2-3%).
Это объясняется тем, что развитие розничной интернет-торговли находится на начальном этапе и потребитель приобретает товар, который поддается полному описанию на страницах интернет-магазина. По мере вхождения интернет-торговли в жизнь российского общества, увеличения положительного опыта общения с виртуальными магазинами, спрос будет смещаться в сторону более дорогих товаров и в сторону товаров повседневного спроса.
Способы оплаты
Самым популярным способом оплаты покупок в российских интернет- магазинах по-прежнему остается оплата наличными курьеру. Причинами этого являются невысокая степень распространения кредитных и дебетовых карт в
России, недоверие со стороны покупателей к онлайновым способам оплаты.
Такое отношение в свою очередь вызвано недоверием граждан к банковской системе вообще, нестабильностью экономической ситуации в стране, неурегулированностью организационных и правовых вопросов электронных платежей, неуверенностью в безопасности проведения транзакций через интернет.
Все возможные способы оплаты можно разделить на три сегмента.
Оплата наличными:
. оплата наличными курьеру;
. наложенный платеж;
. телеграфный, почтовый перевод;
. банковский перевод через Сбербанк РФ.
Оплата кредитными картами VISA, EuroCard, MasterCard, JCB, Diners
Club и т.п. через системы:
. ASSIST;
. CyberCash;
. CyberPlat;
. платежная система ЭлИТ;
. при помощи системы Instant;
. ТЕЛЕБАНК;
. через систему ГРАДО.
Электронные деньги:
. WEBMoney;
. PayCash.
Немногие из представленных выше способов оплаты прижились в России.
Месячный оборот системы CyberPlat, через которую проходит около 70% онлайновых платежей, по состоянию на апрель 2000 года составил 900 тыс. руб., из которых 40% пришлось на зарубежные платежи. Количество клиентов системы по состоянию на сентябрь 2000 года составило свыше 200 тыс. человек. Оборот WebMoney в апреле 2000 года составлял около 300 тыс. долл.
Таблица 3.2.2.2
Способы оплаты в российских интернет-магазинах.
|Вид оплаты |Предлагается магазинами |Используется покупателями|
|Наличные |95% |50% |
|Кредитные карты |21% |30% |
|Прочие |21% |20% |
Источник: Magazine.ru, март 2000 г., НИСПИ.
Из табл. 3.2.2.2 видно, что далеко не во всех интернет-магазинах можно расплатиться при помощи онлайновых платежных систем.
Таким образом, 2000 год показал, что различные способы онлайновой оплаты с одной стороны не внушают доверия клиентам интернет-магазинов
(дополнительные издержки на транзакции, незащищенность, отсутствие удобной в обращении и охватывающей наибольшее количество торговых ресурсов платежной системы.) С другой стороны далеко не все интернет-магазины предлагают такие способы оплаты.
Скорее всего, за текущий год ситуация с перенесением платежей в Сеть кардинально не измениться, и основную часть платежей виртуальные магазины будут получать наличными при доставке. Возможно, увеличится доля оплаты кредитными и дебетовыми картами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13