Инвестиции в экономику России: источники, структура, перспективы

1.3.3. Бюджетное финансирование

Бюджетные средства со времен Великой Депрессии 20-30х годов ХХ века во всем мире стали эффективным механизмом централизованного государственного влияния на пути и темпы развития национальных экономик. С тех пор государства постоянно вмешивались в экономические процессы с целью поддержки наиболее важных отраслей и секторов экономики, а также в целом деловой активности. Инструментарий государства достаточно широк: налоговой механизм, бюджетный механизм, денежно-кредитная политика. Налоговые льготы способны высвободить для предприятий инвестиционный потенциал, который необходим им для ускорения развития – пополнения основных и оборотных средств. Централизованные закупки финансирование способно ускорить реализацию крупных проектов улучшения социально-экономической инфраструктуры и ускорить НТР путем финансирования научных и учебных заведений.

Денежно-кредитная политика регулирует предложение денег в экономике, существенно влияя на темпы развития экономики, величину процентных ставок, курс национальной валюты.

В России номинально присутствуют все из вышеперечисленных механизмов, но фактически ни один из них неэффективен.

Действие налогового механизма существенно ограничено нечеткостью в формулировке основ налогового права, внутренних противоречий в различных правовых актах, высоким уровнем нарушений со стороны налогоплательщиков, налоговых органов, низкой финансовой дисциплиной. По данным правоохранительных служб, а также международных организаций, до 60% действий в российской экономике происходит в «правовой тени», что существенно снижает эффективность налогового регулирования.

Бюджетный механизм регулирования реальных инвестиций также существенно ослаблен высоким уровнем коррупции в сфере государственного управления инвестициями. Низкий объем налоговых поступлений, растущие обязательства перед бюджетной и социальной сферами, перед внешними кредиторами постоянно подталкивают власти к тому, чтобы отказаться от инвестиционных расходов, перебрасывая высвобождающиеся средства на выплату заработной платы и пенсий или погашение государственного долга.

Ежегодный дефицит инвестиций в России составляет, по оценкам экспертов, не менее 42-45 млрд. долларов.

В попытке сформировать государственный инвестиционный фонд, не жертвуя при этом скудными ресурсами бюджета, российские власти по-прежнему стремятся заимствовать средства на Западе. Пресловутый «бюджет развития» в объеме 60 млрд. рублей, предназначенный для поддержки наиболее эффективных проектов в экономике, практически полностью формируется из связанных зарубежных кредитов, предоставленных России по межправительственным соглашениям, а также из средств неназванных иностранных инвесторов.

При этом не стоит забывать, что, какими бы эффективными ни были отобранные для господдержки инвестиционные проекты, обязанность возврата займов лежит на федеральном правительстве, а не на предприятиях, получивших оборудование в счет связанных кредитов. Таким образом, государство вынуждено идти на увеличение внешнего долга, не имеющего гарантированных источников покрытия, чтобы промышленность получала остро необходимые ей инвестиционные ресурсы. Издержки такой политики очевидны, но она позволяет привлечь в экономику реальные, а не бумажные капиталовложения.

В этом плане возможности регионов, в том числе и Алтайского края, ограничены еще больше по сравнению с федеральным уровнем, хотя в бюджетах субъектов Федерации заложены крупные инвестиции. Ведь лишь часть доходов территориальных бюджетов собирается в денежной форме, но они уходят на оплату текущих расходов бюджетной и социальной сфер. Практически иссяк и такой источник, как доходы от реализации областных и республиканских ценных бумаг. После того, как многие субъекты Федерации[[7]] объявили о принудительной реструктуризации своих долговых обязательств, инвесторы считают эти ценные бумаги крайне рискованным вложением.

Получается, что регион может оказать инвестиционную поддержку предприятиям в лучшем случае в виде налоговых кредитов или взаимозачетов с местным бюджетом. Такая поддержка ослабляет налоговою нагрузку на предприятия, которые могут направить высвободившиеся средства на свое развитие.

1.3.4. Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков.


1.3.5. Средства населения

С точки зрения экономической теории, именно этот источник является основой для формирования предложения на финансовом рынке. Именно население страны располагает средствами, которые оно не тратит на текущее потребление, а выносит на рынок и через финансовых посредников пытается, как минимум сохранить, и по возможности приумножить реальную стоимость своих вложений. Именно отдельные инвесторы располагают абсолютной властью по объекту инвестиции собственных средств.

До финансового и банковского кризиса, массового снятия со счетов банков и перевода свободных средств в доллары и прочие ликвидные активы на руках у населения находилось, по различным экспертным оценкам, от 20-60 млрд. долларов. Очередной обман со стороны государства[[8]] вызвал кризис доверия у населения по отношению к банкам и другим финансовым посредникам, которые сильно зависят от действий государства в области финансов. Поэтому мобилизовать сбережения населения обыкновенным для стан с развитой рыночной экономикой путем: вложением в реальный сектор экономики через банки, паевые инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды или страховые компании в значительных масштабах в ближайшее время вряд ли возможно. Хотя, конечно, как показывает практика и экономические законы, тенденция к специализации и концентрации капитала сохраняется даже в таких непростых условиях.

В России в данный момент не существует хоть сколько-нибудь значительной инфраструктуры привлечения и распределения сбережений граждан, используя традиционный в таких условиях способ (банковскую систему). Реальные инвестиции в таких условиях теряют существенный источник финансирования, что сказывается на темпах и динамике развития и модернизации России.

 

1.4. Внешние источники инвестирования


В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

·                   создания предприятий с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);

·                   создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

·                   приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

·                   приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т. р.;

·                   предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции – это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это – капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.

Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать