Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не
одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за
счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении
портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить
компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.
Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило,
крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.
Вкладывая капитал, он считает, что Россия самое подходящее место для
выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском
потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом
рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую
авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все
усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует
будущему увеличению производительной мощи экономики. Иностранный капитал
может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением находящихся в
государственной монополии) без ущерба для национальных интересов.
Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные
инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с
непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например,
добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную
инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),
телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в
законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных
отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы
привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и
займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга,
привлечение их было бы оправданным:
1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в России практически нет.
Глава 3. ВЫРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССОВ
МОДЕЛИРОВАНИЯ
3.1 Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в
российскую экономику является жизненно важным средством устранения
инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих
рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к
Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему
их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное
условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и
иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил,
сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их
деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного
реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в
иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако для
того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень
серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе
законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет
усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о
концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет
также законодательное определение прав собственности на землю. Для
облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на
российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный
центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской
стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижение национального согласия между различными властными
структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными организациями; ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и
уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране
цивилизованного некриминального рынка; радикализация борьбы с преступностью; торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за
исключением невыплаты трудящимся зарплаты; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные
нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную
строительную продукцию; запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью
компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с
другими направлениями их деятельности; формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить: срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных
инвестициях в России; принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и
конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и
коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров,
занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском
заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок
«под ключ»; создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в России; разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его
полной конвертируемости.
Из всего вышесказанного следует предполагать, что перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
3.2 Управление инвестиционным процессом
Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования
управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными
предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов
создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве
РФ с участием иностранных компаний и фирм, осуществляющих крупные
капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя
Правительства РФ
В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об активизации работы
по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от
29 сентября 1994 г. № 1108 вся работа по привлечению иностранных инвестиций
осуществляется Министерством экономики РФ. На Минэкономики России возложены
разработка и реализация государственной политики по привлечению иностранных
инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности
Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и координация
рабочих групп при Консультативном совете; координация деятельности
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая
создание свободных экономических зон, а также организацию и проведение
международных тендеров, подготовку концессионных договоров и соглашений о
разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов получаемых от
международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными
инвестиционными проектами.
Кроме того, при Минэкономики России для улучшения управления инвестиционным процессом созданы и другие организационные структуры:
— Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний;
— Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия. Центр выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства РФ; выполняет прединвестиционные исследования, разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно- консультативное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России консультационно-технического содействия;
— Бюро по использованию консультационно-технического содействия
Европейского союза.
С целью обеспечения иностранных инвесторов информацией о состоянии инвестиционного климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации создается Российский центр содействия иностранным инвестициям с банком данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной базе, налоговой системе, инвестиционной политике.
3.3 Перспективы инвестиционной активности
Анализ макроэкономической ситуации и инвестиционной политики последних лет, прежде всего 1998-2001 гг., позволяет сделать убедительный вывод о том, что для преодоления кризисной ситуации в народном хозяйстве и обеспечения его подъема требуется прежде всего оживление инвестиционного процесса в стране. В этом мнении едины как ученые-экономисты, так и хозяйственные руководители всех уровней. Эта проблема активно обсуждалась при подготовке бюджета на 1997 г. в Правительстве и в ходе его рассмотрения на заседаниях Государственной Думы.