Российский инвестиционный сектор уже сегодня, а тем более в будущем, может занять важные позиции на рынках капиталов других стран. Прежде всего, в таких традиционных для нас отраслях как металлургия, электроэнергетика, гидротехническое и гидромелиоративное строительство, строительство магистральных трубопроводов, автомобильных и железнодорожных путей, морских портов и терминалов и т.п.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, сводятся к следующему:
· уменьшение зависимости от импорта стратегических ресурсов и товаров, улучшение платежного баланса за счет приоритетного развития отраслей и производств по выпуску конкурентоспособной продукции, стимулирование снижения ресурсоемкости производства;
· сдерживание структурной безработицы и падения реальной заработной платы путем создания новых рабочих мест, конкурентоспособных производств и отраслей;
· блокирование структурных факторов инфляции посредством увеличения товарного покрытия платежеспособного спроса, содействия конкуренции и демонополизации производства;
· создание организационно-экономических условий для экологизации производства, рационального использования природных ресурсов;
· увеличение доли производственного накопления в национальном доходе, реструктуризация экономики с учетом требований научно-технического прогресса;
· обеспечение финансовой стабилизации.
В настоящее время, формируемые в России структурно-инвестиционные программы государства должны быть сориентированы на следующих основных направлениях:
· развитие сферы услуг, в том числе, кроме совершенствования традиционных, новых отраслей: информационной, научно-технической, коммуникационной, финансовой;
· предотвращение развала социальной инфраструктуры и строительной базы;
· агропромышленный комплекс (развитие инфраструктуры для аграрного производства, перерабатывающих производств, сельскохозяйственного машиностроения, химических препаратов для сельского хозяйства, внедрение новых технологий и подготовка кадров для сельского хозяйства, развитие социальной инфраструктуры на селе;
· развитие собственной энергетической и сырьевой базы, снижение ресурсоемкости производства;
· расширение объемов выпуска и ассортимента товаров массового спроса, медикаментов и медицинской аппаратуры;
· укрепление экспортного потенциала, освоение конкурентоспособных импортозаменяющих производств, создание и развитие производств, основанных на передовых достижениях отечественной науки;
· поддержание мощностей и обновление ассортимента выпуска продукции отраслей, формирующих базу технического обновления народного хозяйства, на уровне, достаточном для проведения реконструкции и перевооружения народного хозяйства;
· свертывание деятельности производств экономически неперспективных и экологически вредных.
На последующих этапах предстоящей перспективы, инвестиционными приоритетами государства должны выступать:
· формирование законченных многоотраслевых комплексов на базе более углубленной обработки сырья и выпуска продукции на уровне мировых стандартов;
· привлечение капиталов, в том числе и иностранных, для развертывания высокотехнологичных производств и современной инфраструктуры;
· перевооружение базовых отраслей и производственной инфраструктуры на основе достигнутого мирового технико-технологического уровня и превосходящего его;
· ускоренное развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг.
Инвестиционный климат России.
На первый взгляд экономические, политические и социальные процессы в России благоприятствуют улучшению инвестиционного климата регионов. Неплохие показатели экономического развития и возросшие объемы инвестиций привели наконец к долгожданному процессу ускоренного обновления основных фондов Наделение полномочиями глав исполнительной власти почти трети субъектов федерации также повышает предсказуемость их действий в отношении инвесторов. Особенно выросло доверие к России со стороны иностранных инвесторов, что они активно подтвердили в прошлом году привычным долларом, желанным евро и даже подозрительным пока юанем.
Освоив российскую специфику рисков, иностранный инвестор начинает уделять все больше внимания потенциалу региона. В международной практике под инвестиционной привлекательностью, или инвестиционным климатом, территории обычно понимается совокупность некоммерческих рисков прихода инвестора в данную страну или регион и осуществления им инвестиционного проекта. Действительно, до финансового кризиса отечественные инвесторы ориентировались преимущественно на инвестиционный потенциал, мало принимая во внимание риски. А зарубежный инвестор, напротив, четко следовал «за риском». После 1998 года российские инвесторы «исправились» и стали отдавать приоритет учету инвестиционных рисков, как и их зарубежные коллеги. Однако в последние два года экспертное мнение поменялось на прямо противоположное. Как российские, так и зарубежные инвесторы, по-видимому, адаптировавшись к российской специфике инвестирования, дружно стали ориентироваться в большей мере на инвестиционный потенциал, отодвинув риски на второй план.[4]
Тем не менее, до поминаемого во всех отчетах населения финансовый жирок в 2004 году не дошел. Уровень бедности вновь вырос — с 22,5% населения с доходами ниже прожиточного минимума в начале 2004 года до 24,6% на начало 2005 года. И лишь монетизация льгот несколько подправила ситуацию: по оценкам МЭРТ РФ, на середину 2005 года доля бедных у нас сократилась до 17,5%.[5]
Фактическое снижение жизненного уровня большинства населения не замедлило сказаться на социальной стабильности. Уровень забастовочного движения в 2004 году поднялся в 36 с половиной раз! В забастовках, проходивших в 36 регионах России под лозунгами повышения заработной платы, участвовало более 200 тысяч человек. Вновь вырос уровень преступности — еще на 10% возросла вероятность стать жертвой преступления. Контраст между богатством страны в целом и социальными проблемами, возникающими вследствие низкого жизненного уровня населения, заставляет вспомнить известное выражение, характеризующее хроническую российскую болезнь: государство богатеет, народ нищает.
Выясняется, что ухудшение ситуации начинается уже с регионального уровня. Половина регионов сохраняет хронический дефицит бюджета и не в состоянии в полной мере выполнять возложенные на власти субъектов федерации конституционные функции без помощи федерального центра. Естественно, такая ситуация оказывает негативное влияние и на инвестиционный климат регионов. Проведенное исследование вновь подтвердило усиливающуюся «тенденцию ножниц»: разрыв между страновым и региональными рисками неуклонно растет.
На рост среднерегионального уровня риска, прежде всего, повлияли: экономический, социальный и — особенно — финансовый риск, что подтверждает ухудшение положения дел с региональными бюджетами.
В связи с этим очень своевременным стало сделанное в Калининграде заявление президента РФ о предстоящем делегировании части полномочий из центра регионам. Если за этим последуют и финансовые ресурсы, то напряжение в бюджетной сфере регионов и, соответственно, финансовый риск должны снизиться. Поэтому в следующем рейтинге, по итогам 2005 года, можно ожидать некоторого улучшения инвестиционного климата регионов и снижения их среднего риска.
Однако уже в 2006 году в действие вступит новый мощный фактор риска — муниципальная реформа, порождающая бесчисленное множество муниципальных образований с далеко не всегда профессиональными администрациями, распыляющими бюджетные средства.
И лишь через три-четыре года после завершения сегодняшнего этапа реформирования можно ожидать коренного улучшения инвестиционного климата большинства регионов.[6]
Параметр 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г Динамика ВВП (%) 105,6 110,7 105,1 104,7 Индекс физического объема 108,1 109,0 104,9 103,5 промышленного производства (%) Индекс стоимостного объема 102,4 105,0 106,8 104,5 сельскохозяйственного производства (%) Индекс объема СМР (%) 106,1 111,0 109,9 102,7 Индекс розничного товарооборота (%) 92,3 108,9 110,7 109,3 Индекс объема платных услуг населению (%) 102,4 105,7 100,8 103,7 Индекс реальных денежных доходов населения (%) 88,0 113,0 110,0 109,2 Износ основных фондов (%) 41,9 42,4 45,8 47,9 Индекс физического объема инвестиций 105,3 117,4 110,0 102,8 в основной капитал (%) Объем прямых иностранных инвестиций (млн. долл.) 4260 4429 3980 4002 Источники: Федеральная служба госстатистики РФ и расчеты «Эксперт РА» |
2003 г. 07,3 107,0 101,5 114,4 108,4 106,7 114,0 49,1 112,5 6781 |
2004 г. 107,1 106,1 101,6 110,1 112,1 107,0 109,8 43,7 110,9 9420 |