Мировое потребление после этого провала восстанавливается и растет, и
тенденция роста в пределах 23% наблюдается и в настоящее время. Те же
тенденции в производстве стальной продукции наблюдаются и во всем мире,
кроме стран Содружества и стран Восточной Европы. Если говорить о России,
то в прошлом году, к сожалению, произошло снижение по сравнению с 1995 г.,
который с вами отмечали как год роста после кризиса 19911994 гг. Однако в
1996 г. произошел очередной спад на 4,2%, и объем производства составили:
сырой стали порядка 49 млн т, проката — около 40 млн т. К сожалению,
наиболее резко снижались и продолжают снижаться объе производства стального
проката в России. В 1996 г. объем производства российского и импортного
проката вместе составили около 16.6 млн т, что почти в 2 раза меньше, чем в
1993 г., и в 3 с лишним раза меньше, чем в 1991 г. Глубочайший кризис
внутреннего рынка заставил российских производителей искать свое место и
меры спасения. Нельзя не сказать о том, что душевое потребление стальной
продукции сегодня уже менее 130 кг на одного россиянина это очень и очень
впечатляющий и тревожный факт. Это свидетельство глубочайшего промышленного
кризиса промышленности России. Сегодня по этому показателю, не говоря уже о
развитых странах, находимся на уровне развивающихся стран, где-то уже во
второй половине списка.
В конце 80х годов настойчиво внедрялась мысль о том, что слишком много производим стальной продукции, слишком много производим чугуна и стали. Но на самом деле все еще производится приличное количество, но потребляем недопустимо мало. И это сегодня основная забота производителей стальной продукции.
Глубочайший кризис заставил российских производителей искать сбыт своей продукции на мировых рынках. По статистическим данным, Россия в 1996 г. вышла на первое место в мире среди экспортеров стальной продукции.
[pic]
Проанализировав диаграмму, видно, что Россия поставила на мировые
рынки 25.7 млн т стальной продукции, за нами идут Германия, Япония, потом
Бельгия. Франция. Стоимость экспорта черных металлов в 1996 г. составила
7.5 млрд долл. и превысила показатель 1995 г. почти на 6%. Структура
российского экспорта стальной продукции за 1995-1996 гг. и торговый баланс
показаны на соответствующих таблицах. Их можно прокомментировать следующим
образом. 2/3 составляет прокат.
Структура российского экспорта стальной продукции в 1995-1996 гг.
|1995 г |
|Продукция |Объем, |Доля, %|Стоимость,|Доля, %|
| |тыс. т | |млн. долл | |
|Слитки и заготовки |9861,4 |42,1 |1970,2 |34 |
|Прокат |13560,1 |57,9 |3819,2 |66 |
|в том числе: | | | | |
|Сортовой прокат |5282,2 |22,6 |1259,8 |21,8 |
|Плоский прокат |8060,6 |34,4 |2463,9 |42,6 |
|Трубы и холоднокатанный |217,3 |0,9 |95,5 |1,6 |
|профиль | | | | |
|Всего |23421,5 |100 |5789,4 |100 |
|1996г |
|Продукция |Объем, |Доля, %|Стоимость,|Доля, %|
| |тыс. т | |млн. долл | |
|Слитки и заготовки |10699 |41,3 |2198 |32,9 |
|Прокат |15054 |58,5 |4478 |67,1 |
|в том числе: | | | | |
|Сортовой прокат |5362 |20,9 |1412 |21,2 |
|Плоский прокат |9246 |35,9 |2778 |41,6 |
|Трубы и холоднокатанный |446 |1,7 |288 |4,3 |
|профиль | | | | |
|Всего |25723 |100 |6676 |100 |
[pic]
[pic]
Это безусловно положительный факт, ведь начинали с заготовки.
Обращает на себя внимание значительный рост в 1996 г. импорта проката,
главным образом, с Украины. Это говорит о том, что ценовая и торговая
политика российских производителей и протекционистская политика государства
позволяют конкурентам занимать значительные ниши на и без того скудном
российском рынке металлопродукции. Импорт продукции в 1996 г. составил 3
млн т с лишним, и в основном это, конечно, украинский прокат. , безусловно,
не противники общения с украинскими коллегами, но рынок наш слишком слаб,
чтобы можно было без сожаления его уступать.
Важнейшими мировыми рынками для экспорта российского стального проката
в 1996 г. являлись следующие страны и регионы: Китай — 28%, Северная
Америка — 19%, ЮгоВосточная Азия – 23% и страны ЕС – 13%.
2. НТМК. Производство, реконструкции, сортамент
2.1.Общие положения
Теперь рассмотрим общее положение дел на НТМК. В 1990 г.
Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) отмечал 50-летие со дня
начала работы современного предприятия с полным металлургическим циклом.
Были подведены итоги становления и развития одного из наиболее крупных
предприятий России, которое в сложный период истории страны обеспечивало
производство стали для ; обороны, транспорта, машиностроения,
строительства, а также ферросплавов, кокса, продуктов коксохимии. За все
годы работы комбинат сохранял и развивал традиции производства
качественного металла, которые берут истоки от первых металлургических
заводов Демидова, построенных в Нижнем Тагиле около 300 лет назад и
выпускавших знаменитое железо с маркой "Старый Соболь".
По специфике производства комбинат является одним из основных в России
поставщиков металлопроката для железнодорожного транспорта, производит
объемнозакаленные рельсы, железнодорожные колеса, бандажи для локомотивов,
профильный прокат для вагонов. Комбинат — основной поставщик широкополочных
балок и колонных профилей для строительства и специальных профилей для
машиностроения. На комбинате осуществляется также крупномасштабная
переработка ванадийсодержащих руд Качканарского месторождения. Кроме того,
производятся конструкционный прокат, толстый лист, помольные шары, трубная,
осевая, арматурная заготовки, стройматериалы из 1 металлургических шлаков и
горных пород, дефицитные химические продукты коксохимпроизводства.
Специфика производства и сортамент конечной продукции определяют значение
НТМК в жизниеобеспечении, нормальном функционировании и развитии таких
отраслей хозяйства, как железнодорожный транспорт, строительство,
горнорудная промышленность.
Переход экономики на путь рыночных отношений в истекшие четыре года внес свои коррективы, уточнил цели и приоритеты практически во всех сферах деятельности предприятия. В области производства комбинат не обошла стороной полоса резкого сокращения заказов от традиционных потребителей внутри России и стран СНГ, что особенно проявилось в 1991 — 1993 годах. В связи с приостановкой инвестиционных процессов и строительства резко сократились заказы на широкополочные балки.
Уменьшился объем заказов на металлопрокат транспортного назначения
(рельсы, колеса, профильный прокат).
В этих условиях потребовалось осуществить неординарные меры по
обеспечению должного уровня производства и сохранению коллектива, что
давало возможность решать неотложные задачи социального и технического
развития в трудный период перестройки экономики. Использование в качестве
рудного сырья чистых по вредным примесям качканарских ванадий содержащих
руд и применение специальных технологий в доменном и конвертерном цехах
обеспечивают производство особо чистой, так называемой первородной стали и
высококачественного проката, конкурентоспособного на рынке металлов. Около
50% проката комбината предназначено для работы в условиях низких
температур, значительная доля проката характеризуется повышенной
коррозионной стойкостью. Большая часть производимой металлопродукции имеет
сертификаты качества международных организаций.
При сокращении внутренних заказов комбинат на основе изучения рынка
металлов с 1992 г. выступает крупным экспортером металла на внешний рынок.
Доля экспорта достигла в 1993 — 1994 годах 50 % всего объема производства.
При этом освоено производство проката по стандартам стран покупателей, в
частности стандартам Японии, стран Западной Европы, Америки, освоены новые
профили проката. Это позволило сохранить общее производство на уровне около
70 % от достигнутых ранее объемов. В результате комбинат сохранил и
продолжает развивать социальную сферу (жилье, транспорт, дошкольные
учреждения), приступил к коренному техническому перевооружению основного
производства.
Период работы с 1992 г., когда предприятия получили хозяйственную и финансовую самостоятельность, а рыночные отношения стали реальностью, подтвердил неизменность принципов устойчивой работы: продукция предприятия должна пользоваться спросом на рынке и отличаться высоким качеством; продукция должна быть конкурентоспособной не только по качеству, но и по стоимости, т.е. должна производиться с минимальными затратами и обеспечивать необходимый уровень рентабельности и прибыли. В условиях последовательного вхождения в мировой рынок обеспечение отмеченных принципов необходимо всем, в том числе и предприятиям монополистам, в производстве той или другой продукции.
Металлопродукция НТМК, отличающаяся повышенными свойствами, пользуется спросом на рынке, и потребность в ней будет расти. После временного снижения уже в 1994 1995 гг. практически на обычный уровень вышли заказы на объемнозакаленные рельсы, железнодорожные колеса. Инвестиционные процессы, которые, по нашему убеждению, в ближайшие годы будут набирать темпы, восстановят уровень заказов на широкополочные балки и колонные профили универсальнобалочного стана, обеспечивающего производство балок номеров от 15 до 100 в объеме до 1,5 млн т в год.
Вместе с тем затраты на производство продукции комбината пока остаются весьма большими, что связано с эксплуатацией устаревших агрегатов и присущих им технологий. Так, по состоянию на 1994 г. около 50% стали выплавляется мартеновским способом, разливка всей стали производится в изложницы. В результате за конвертерным и мартеновским цехами работают два крупных обжимных стана. При этом расход стали на готовый прокат, а также энергоемкость производств на 20—30% выше в сравнении с использованием в сталеплавильном переделе непрерывной разливки. Комбинат производит средне и высокоуглеродистые флокеночувствительные стали для железнодорожного транспорта. Для удаления водорода применяются специальные технологии в прокатном переделе, удорожающие продукцию, так как в сталеплавильных цехах нет агрегатов для вакуумирования. Ряд несовременных технологий используется и в других переделах металлургического цикла.
Поэтому дальнейшее развитие комбината по всем разработанным ранее проектам предусматривалось только по пути реконструкции и технического перевооружения с использованием лучших отечественных и зарубежных разработок.
Ход перестройки экономики, непрерывный рост цен на основные энергоносители (уголь, природный газ, электроэнергия) и их приближение к уровню мировых, особенно ощутимые в 1994 г., привели к резкому росту затрат на производство, снижению уровня рентабельности до минимальных размеров. В связи с ростом транспортных издержек (железные дороги, порты) с учетом географического расположения комбината в центре Уральского региона снизилась эффективность экспорта.