Это связано с небольшим циклом производства продукции. Если же на конец периода затраты на производство продукции произведены, но продукция еще не прошла всех стадий обработки, ее в составе готовой продукции не учитывают.
Еще одной особенностью учета затрат на предприятии является то, что в учете не используют счет 28 «Брак в производстве». Если же изделие забраковано, это отражают на счете 84 «Недостача» и удерживают у ответственного лица (Д 73 К 84; Д 70 К 73).
4. Рекомендации по совершенствованию системы учета затрат ООО «Пластик»
Обе калькуляции – полная и маржинальная – широко используются на
практике. Однако прямые затраты могут быть идентифицированы с конкретными
изделиями, в то время как косвенные (накладные) – не могут. Таким образом,
любое распределение косвенных затрат на продукцию, как предусматривает
система полной калькуляции, является основой для накопления ошибок. Поэтому
для сопоставления себестоимости реализованной продукции и выручки лучше
принимать во внимание только прямые затраты на производство продукции.
Данный подход позволяет избежать предположений о том, насколько косвенные
затраты относятся к какому – либо конкретному изделию.
Система директ-костинг заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) по предприятию в целом и по изделиям. Она позволяет лучше учитывать изделия с большей рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.
Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных, производить комплектующие самим или закупать на стороне и др.
Однако переход на систему директ-костинг требует определенных изменений в ведении бухгалтерского учета. Как уже было сказано выше этот вариант учета предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно - постоянных затрат на уменьшение доходов в том периоде, в котором они возникли. Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем (рисунок 4.1).
10 20 43
90
70 25
69 26
89
Рисунок 4.1 Схема учетных записей по формированию сокращенной себестоимости
Условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным
процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой
продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты, прямые
трудовые расходы, производственные косвенные расходы. В отличие от условно-
переменных условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства.
Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное
обслуживание производства, сбыт продукции.
Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на
счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство».
Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете
25 «Общепроизводственные расходы», а затем ежемесячно переносятся на счета
20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство». Условно-
постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат
отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относятся со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция». Условно-постоянные расходы, собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в конце отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции, работ, услуг: Д 90 К 26.
В соответствии с подходом на основе маржинальной прибыли можно разработать новую форму отчета о прибылях и убытках, которая хорошо показывает изменяемость затрат и вклад продукта в прибыль. Отчет о прибылях и убытках по данной схеме представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1 Отчет о прибылях и убытках по маржинальной схеме
|Показатели | |
|1 |2 |
|Выручка от продажи продукции, работ, услуг |7531 |
|Переменные затраты | |
|производственные |6171 |
|административные |979,7 |
|коммерческие |10,8 |
|Маржинальная прибыль |3597,14 |
|Постоянные расходы | |
|производственные |508,4 |
|административные |76,4 |
|коммерческие |2,6 |
|Прибыль от продаж |715,7 |
Для сравнения составим отчет о прибылях и убытках по традиционному методу учета (таблица 4.2).
Таблица 4.2 Отчет о прибылях и убытках по традиционному методу
|Показатели | |
|1 |2 |
|Выручка от продажи продукции, работ, |7531,00 |
|услуг | |
|Себестоимость произведенной продукции |6702,90 |
|Валовая прибыль |828,10 |
|Коммерческие расходы |71,20 |
|Управленческие расходы |41,20 |
|Прибыль от продаж |715,70 |
Здесь следует отметить, что отчет о прибылях и убытках составлен при
условии, что вся произведенная в отчетном периоде продукция реализована. На
практике это случается редко. Предположим, что реализовано 90 %
произведенной продукции, тогда отчет о прибылях и убытках примет вид
(таблица 4.3).
Таблица 4.3 Отчет о прибылях и убытках
|Метод сокращенной калькуляции |Метод полной калькуляции |
|1 |2 |3 |4 |
|Выручка то продаж |6777,9 |Выручка от продаж |6777,9 |
|Переменные расходы | |Себестоимость | |
|производственные |5553,9 |произведенной | |
|административные |41,49 |продукции |6032,6 |
|коммерческие |9,72 | | |
|Маржинальная прибыль |1172,89 |Валовая прибыль |745,3 |
|Постоянные расходы | |Коммерческие расходы | |
|производственные |508,4 |Управленческие |71,2 |
|административные |76,4 |расходы | |
|коммерческие |2,6 | |41,2 |
|Прибыль от продаж |585,39 |Прибыль от продаж |632,9 |
Разница в размере прибыли от продаж сложилась из-за разной оценки
остатков готовой продукции на конец года. При традиционном методе учета
постоянные расходы делятся между реализованной продукцией и остатками
готовой продукции на складе. При директ-костинге постоянные расходы сразу
списываются на реализацию. По этому составляя отчетность по маржинальной
схеме необходимо учитывать и существующее налоговое законодательство. В
инструкции к налогу на прибыль указано, что накладные расходы
распределяются по видам продукции пропорционально выпуску продукции.
Следовательно, в справке № 1 по расчету налога на прибыль необходимо
произвести корректировку величины себестоимости.
Информация, получаемая при использовании системы директ-костинг позволяет предприятию решать следующие задачи:
1. Принятие решения об объеме и структуре выпуска.
При неполной загрузке мощностей в качестве критерия определения
производственной программы используют маржинальную прибыль, то есть
разность между ценой продукции и переменными затратами на ее производство.
В производственную программу включают все виды продукции, у которых
положительная маржинальная прибыль. Тогда предприятие сможет использовать
все имеющиеся возможности для покрытия постоянных затрат и получения
прибыли. Использование для этих целей прибыли на единицу продукции
представляется нецелесообразным, так как исключение из программы кажущихся
убыточными продуктов (только потому, что на них было отнесено больше
постоянных затрат, чем на другие) может привести к потери дополнительной
маржинальной прибыли, то есть в итоге к потере прибыли.
При полной загрузке мощностей возможно изменение структуры выпуска: продукцию с небольшой маржинальной прибылью заменить продукцией с большей маржинальной прибылью. Но при этом необходимо учитывать наличие необходимого оборудования и фактор спроса.
2. Принятие решения "производить или покупать".
Выбор критериев принятия решений зависит от степени загрузки производственных мощностей. Если мощности предприятия недогружены, необходимо сравнить затраты на приобретение с дополнительными затратами, которые возникнут в результате самостоятельного производства, то есть с переменными затратами. Если в результате собственного производства возникает узкое место, к затратам необходимо прибавить упущенную выгоду - маржинальную прибыль, от которой приходится отказаться из-за возникновения узкого места.
3. Принятие решения при определении нижней границы цены продукции. В рыночных условиях цена на продукцию устанавливается в зависимости от спроса и предложения: из-за давления конкурентов зачастую предприятие не в силах диктовать свои условия покупателю. Поэтому предприятие должно знать, какова минимальная цена, по которой оно еще может позволить себе производить и продавать соответствующую продукцию. Цена на любой вид продукции не должна быть ниже переменных затрат на ее производство. Кроме того, получившаяся в результате маржинальная прибыль (по всем видам продукции) не должна быть меньше постоянных затрат. Таким образом, у предприятия появляется возможность использовать гибкую ценовую политику, учитывающую изменения рыночной ситуации: снижение цен на одни виды продукции может быть скомпенсировано повышением цен на другие.
Для дополнительных контрактов, то есть одноразовых контрактов на
поставку продукции, не предусмотренных планом, основа для установления цены
- переменные затраты. Поскольку цена реализации по контрактам,
предусмотренным производственной программой, уже покрывает постоянные
затраты, дополнительные контракты даже при более низкой цене могут вносить
свой вклад в повышение прибыльности предприятия.
Следует учесть, что переменные затраты на выполнение дополнительного контракта могут отличаться от обычного уровня: например, за счет покупки материалов по ценам, превышающим обычные и т.д., что также влияет на нижнюю границу цены. Кроме того, дополнительные контракты могут повлечь за собой прирост постоянных затрат (например, расходы на дополнительные складские помещения), что также влияет на нижнюю границу цены.
Еще одним достоинством системы учета директ-костинг является то, что на основании информации, получаемой в ней, можно проводить эффективную политику цен. Традиционные методы ценообразования, основанные на калькулировании полной фактической себестоимости, отходят на второй план.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12