Исследования влияние системы учета затрат и формирования себестоимости на конечные результаты деятельности ООО «Пластик»
p> 2.6. Анализ материальных ресурсов.

Успешное выполнение производственной программы во многом зависит от обеспечения предприятия необходимыми ресурсами требуемого качества.

Своевременное обеспечение материальными ресурсами предопределяет ритмичность работы предприятия, создает условия для эффективного использования машин и оборудования, повышения производительности труда.
Рациональное использование материальных ресурсов оказывает непосредственное влияние на снижение себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.

Т.к. предприятие относится к материальной отрасли, то удельный вес материальных затрат в затратах на производство достаточно высок и составлял в 2001 году 88,6 %.

Расход материальных ресурсов на рубль товарной продукции в анализируемом периоде уменьшились на 2,18 копеек. Это положительно повлияло на конечные результаты деятельности предприятия и привело к снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли.

Общий результат изменения материалоемкости определяется динамикой ее частичных показаний. Структура материалоемкости по видам затрат рассмотрена в табл. 2.15.

Таблица 2.15 Частные показатели материалоемкости

|Показатели |2000 год |2001 год | |
| | | |Отклонение |
| Расход сырья на 1 руб. ТП |0,841 |0,816 |-0,025 |
|Энергоемкость |0,006 |0,009 |+0,003 |
| | | | |
|Материалоемкость |0,847 |0,825 |-0,022 |

Уменьшение затрат на сырье произошло за счет увеличения объема выпуска продукции.

В табл. 2.16 рассмотрим составляющие материальных затрат в стоимостном выражении, а также их удельный вес.

Таб. 2.16. Динамика материальных затрат в составе себестоимости продукции

|Показатели |2000 год |2001 год |Отклонение |
| |Тыс.р.|% |Тыс. |% |тыс.р. |% |
| | | |р. | | | |
|Материальные |4914 |100 |6263 |100 |1349 |- |
|затраты, | | | | | | |
|В том числе: | | | | | | |
|- сырье и |4882 |99,3 |6193 |98,9 |1311 |-0,4 |
|материалы | | | | | | |
|- энергия |32 |0,7 |70 |1,1 |38 |+0,4 |

За анализируемый период материальные затраты увеличились в стоимостном выражении на 1349 тыс. р. и составили 6263 тыс. р.

Основными факторами, влияющими на прибыль, являются объем продукции и себестоимость, в составе которой значительную часть составляют материальные затраты. Поэтому далее остановимся на анализе динамики и структуры затрат на производство.

2.7 Анализ себестоимости, прибыли, рентабельности.

Анализ себестоимости

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
От ее уровня зависят финансовые показатели деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ, услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат (табл. 2.17) и калькуляционным статьям затрат (табл. 2.18).

Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы.

Таблица 2.17. Затраты на производство и реализацию продукции

|Наименование |2000 год |2001 год | |
|Затрат | | |+,- |
| |Сумма |На 1 руб. |Сумма |на 1 руб. | |
| |Затрат |Продукции |Затрат |продукции | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Выпуск продукции |5805 | |7594 | |1789,00|
|1. Материальные затраты | | | | | |
| Сырье и материалы |4882 |84,10 |6193 |81,55 |-2,55 |
| Электроэнергия |32 |0,55 |70 |0,92 |0,37 |
|2. Затраты труда | | | | | |
| Заработная плата |168,5 |2,90 |239 |3,15 |0,24 |
| в т.ч. основных |116,5 |2,01 |165 |2,17 |0,17 |
|рабочих | | | | | |
|3. Амортизация основных |66 |1,14 |74 |1,04 |-0,10 |
|фондов | | | | | |
|4. Прочие затраты | | | | | |
| Услуги связи |1 |0,02 |69,3 |0,91 |0,90 |
| Налоги |68 |1,17 |51 |0,67 |-0,50 |
| Услуги банка |10,4 |0,18 |13,5 |0,18 |0,00 |
| Сертификаты |17 |0,29 |18 |0,24 |-0,06 |
| Консультативное |34 |0,59 |29 |0,38 |-0,20 |
|обслуживание | | | | | |
| Транспортные расходы |47 |0,81 |41 |0,54 |-0,27 |
| Расходы на ярмарки |7,3 |0,13 |24 |0,32 |0,19 |
|ИТОГО |5449,7 |93,88 |6986,8 |92,00 |-1,88 |

Проанализировав таблицу видно, что по сравнению с 2000г. затраты на 1 руб. продукции уменьшились на 1,88 коп. На это снижение главным образом повлияло снижение затрат по статье сырье и материалы на 2,55 коп на 1 рубыль продукции. Это объясняется экономией на масштабе производства.

В таблице 2.18. проанализируем себестоимость произведенной продукции по статьям затрат.

Таблица 2.18. Анализ себестоимости продукции по статьям затрат

|Статьи затрат |План |План в |Факт |+,- |
| | |Пересчете | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|1. Сырье и материалы, т.р.|6002 |6140 |6193 |53 |
|2. Основная и |230 |232,1 |239 |6,9 |
|дополнительная | | | | |
|заработная плата, т.р. | | | | |
|3. Начисления МВД, т.р. |16,2 |17,2 |18,1 |0,9 |
|4. Цеховые расходы, т.р. |25,5 |26,4 |27,2 |0,8 |
|5. Общезаводские расходы, |92,2 |93,4 |95,1 |1,7 |
|т.р. | | | | |
|6. Производственная |6365,9 |6509,1 |6572,4 |63,3 |
|себестоимость, т.р. | | | | |
|7. Внепроизводственные |123,5 |125,4 |130,5 |5,1 |
|расходы, т.р. | | | | |
|8. Полная себестоимость, |6489,4 |6634,5 |6702,9 |68,4 |
|т.р. | | | | |
|9. Затраты на 1 руб. |0,858 |0,878 |0,883 |0,005 |
|продукции, руб. | | | | |
|10. Выпуск продукции, т.р.|7560 |- |7594 |- |

По данным таблицы перерасход по себестоимости выпущенной продукции составил 68,4т.р., что на 1,03 % выше запланированного. Затраты на 1 руб продукции при плане 0,878 руб составили 0,883 руб.

Анализ прибыли, рентабельности.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшим среди них является показатель прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Для оценки и анализа уровня и динамики показателей составляется таблица (таблица 2.19.), в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2.

Таблица 2.19 Динамика показателей прибыли


|Показатели |Отчетный период|Базисный |Отчетный в % к |
| | |период |базисному |
| | | |периоду |
|1 |2 |3 |4 |
|Выручка от продажи товаров,|7531,00 |5897,00 |127,71 |
|продукции, работ и услуг | | | |
|Себестоимость проданных |6702,90 |5322,30 |125,94 |
|товаров, работ, услуг | | | |
|Валовая прибыль |828,10 |574,70 |144,09 |
|Коммерческие расходы |71,20 |54,60 |130,40 |
|Управленческие расходы |41,20 |37,80 |108,99 |
|Прибыль от продаж |715,70 |482,30 |148,39 |
|Проценты к получению |- |- |- |
|Проценты к уплате |- |- |- |
|Доходы от участия в других |- |- |- |
|организациях | | | |
|Прочие операционные доходы |- |- |- |
|Прочие операционные расходы|68,10 |56,20 |121,17 |
|Внереализационные доходы |- |- |- |
|Внереализационные расходы |13,60 |12,10 |112,40 |
|Прибыль до налогообложения |634,00 |414,00 |153,14 |
|Налог на прибыль 35% |221,90 |144,90 |153,14 |
|Чистая прибыль |412,10 |269,10 |153,14 |

Из данных таблицы 2.19 следует, что прибыль предприятия увеличилась на
143 т.руб., что на 53,14 % больше чем в 2000 году.

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения.
Выручка от продажи продукции в отчетном году выросла на 27,71%, а прибыль от реализации выросла на 48,39 %. Это свидетельствует об улутшении процесса реализации продукции.

Далее проведем анализ влияния факторов на величину прибыли, который включает в себя следующие этапы:

1) Определение выручки от продаж отчетного года в ценах предыдущего года по формуле:

[pic] , где Nо - выручка от продаж отчетного года;

Jц - индекс цен.

2) Определение изменения выручки от продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим годом за счет роста цен:

[pic]

[pic]

3) Определение изменения прибыли от реализации за счет роста цен:

[pic], где Rб - рентабельность продаж в базисном периоде.

[pic]

4) Определение влияния объема и структуры реализованной продукции:

[pic], где Nб - выручка от реализации в базисном периоде.

[pic]

5) Определение влияния себестоимости продукции и коммерческих и управленческих расходов:

[pic], [pic]

[pic]

где Uсо,сб - удельный вес себестоимости в выручке от реализации продукции в отчетном и базисном периоде соответственно;

Uко,кб - удельный вес коммерческих расходов в выручке от реализации продукции в отчетном и базисном периоде соответственно.

Uуп,уб - удельный вес управленческих расходов в выручке от реализации продукции в отчетном и базисном периоде соответственно.

[pic]

[pic]

[pic]

Результаты расчетов заносим в таблицу 2.20.

Таблица 2.20. Сводная таблица влияния факторов на величину прибыли

|Факторы |Размер влияния |
|1 |2 |
|Цена |+50,86 |
|Объем, структура реализованной продукции |+82,79 |
|Себестоимость реализованной продукции |+94,138 |
|Коммерческие расходы |-1,431 |
|Управленческие расходы |+7,079 |
|Прибыль от продаж |+233,4 |
|Операционные расходы |-11,9 |
|Внереализационные расходы |-1,5 |
|Прибыль до налогообложения |+220 |

Анализ таблицы показывает, что снижение себестоимости реализованной продукции привело к увеличению прибыли на +94,138т.руб. За счет роста цен прибыль от продаж увеличилась на +50,86 т.руб; за счет роста объема реализованной продукции - на +82,79 т.руб.

За счет сокращение управленческих расходов прибыль увеличилась на
+7,079 тыс. руб., а за счет увеличения комерческих уменьшилась на 1,431 тыс. рублей.

За счет увеличения операционных расходов прибыль уменьшилась на 11,9 т.руб. Увеличение внереализационных расходов привело к снижению прибыли на
1,5 т.руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать