Источники венчурного капитала и стимулирование инновационной активности в процессе антикризисного управления
ВВЕДЕНИЕ
В период становления рыночной экономики в России возрастают риски
внутренней и внешней конкуренции. Уровень менеджмента предприятий вынужден
решать сложные проблемы выживания или укрепления рыночной позиции.
Устойчивое развитие предприятий в группе лидеров возможно только на основе
непрерывного обновления продукции, технологии, способов организации
бизнеса, т.е. на инновационном пути. Кто не может выйти на ритм обновления
бизнеса в соответствии с жизненным циклом продукции и технологии, тот
неизбежно попадает в петлю банкротства.
В настоящее время исследованы возможности преимущества и проблемы
перехода предприятий на инновационное развитие с привлечением венчурного
капитала. Поведение предприятий в изменчивой и рисковой сфере наиболее
адекватно описывается в теории фирмы. Предприятие выступает первичным,
деловым институтом, включающее сложные технологические, экономические и
социальны подсистемы взаимодействия. Нарушение какого-либо звена или связи
в общей системе функционирования предприятия порождает кризисные
проявления разной степени остроты. Важно не допустить обострение кризисной
ситуации до состояния безнадежной финансовой задолженности и банкротства.
Стратегия антикризисного управления предприятиями призвана предусмотреть
кризисные тупики и меры их профилактики и предупреждения.
Устойчивое развитие предприятий, как показывает опыт эффективных предприятий, обеспечивается на основе сбалансированного фронта инноваций: продуктовых, технологических, организационно-управленческих. Перспективную, возрастающую роль в финансировании инновационной деятельности будет играть венчурный капитал. Формы и способы венчурного финансирования инновационных проектов должны понимать и использовать как инноваторы, так и инвесторы.
Венчурный капитал является наиболее агрессивной, но и прибыльной
формой капитала. На рубль инвестиций венчурные капиталисты зарабатывают 3-6
рублей чистой прибыли, что не может обеспечить ни одна другая форма
реального капитала. В тоже время риски внедрения инноваций наиболее высоки
когда половина инновационных проектов оказываются тупиковыми и затратными.
Поскольку предприятие в предбанкротном состоянии «терять нечего», постольку
риск инновационного развития дает шанс быстрого выхода из долговой ямы.
Стратегическому инвестору покупка пакета акций проблемной фирмы будет
обходится намного дешевле, что также обещает высокую прибыль в случае
успеха инновационного проекта.
Рынок пробуждает предприимчивость. Предприимчивые люди становятся
предпринимателями. Устойчивый и непрерывный бизнес лучше вести через
создание предприятий—деловых организаций. В России на начало 2001г.
Зарегистрировано более 3 млн., в Орловской области – более 12 тыс.
предприятий. Ежегодно какие-то предприятия самоликвидируются или терпят
банкротство, но создаются новые.
В России пока не хватает грамотных, предприимчивых социально
ответственных, эффективных менеджеров (управляющих) и предпринимателей.
Знание теории фирмы, понимание процессов первоначального накопления и
оборота капитала предприятий, является необходимым элементом
профессиональной подготовки руководителей и специалистов.
1. МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ.
В ПОСЛЕДНИИ ДЕСЯТИЛЕТИЕ, В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЯВЛЕНИЙ, ПОЯВЛЯЮТСЯ
НОВЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Это связано с тем, что информация ,
отражающая усложняющиеся экономические процессы, как правило , не
систематизирована , не сопоставлена, обладает различной степенью
достоверности, содержит дублированные сведения и характеризуется
избыточностью данных по одним проблемам и недостаточностью данных по
другим, что создает трудности в практике принятий решений. Поэтому для
получения достаточной информации социальной реальности, динамики
происходящих событий в конкретной стране, регионе, пункте необходим
специальный сбор и обработка таких сведений, которые наиболее полно
отражают социально—экономические изменения, относительно легко поддаются
классификации, систематизации и обобщению в количественной форме.
Наиболее эффективным способом решения этих задач предлагает организация мониторинга. Под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным положением.
В настоящие время мониторинг позволяет осуществлять периодический
анализ деятельности, состояния и перспектив развития предприятий,
организаций, социальных групп и других субъектов общества. В целях создания
необходимых условий для реализации государственной политики Правительство
РФ проводит мониторинг в различных сферах жизнедеятельности общества. Так,
с 1995г. проводится мониторинг социально—трудовой сферы, основная цель
которого это непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в
социально—трудовой сфере для предупреждения и устранения нежелательных
тенденций.
С 1995г. проводится мониторинг социально—экономического потенциала
семей. В задачи мониторинга входит наблюдения, оценка и прогнозирования
социально—экономического состояния семей. С 1999 г. распоряжением
Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому
оздоровлению (ФСДН) было принято решение о введении мониторинга,
финансового состояния организаций и учета их платежеспособности, основная
цель которого—это непрерывное наблюдение и предупреждения банкротства лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, по финансовому
оздоровлению реструктуризации неплатежеспособных организаций. С 2000г.
проводится социально—жилищный мониторинг, который определяется как система
наблюдения , оценки, анализа и прогноза состояния здоровья населения и
среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей
между состоянием здоровья населения и воздействие факторов обитание среды
на человека. Главной цель социально-экономического мониторинга является
сбор , изучения и подготовка информации для принятия и анализа
экономических решений на различных уровнях. Это обуславливает две
особенности, которым должен удовлетворять мониторинг как система сбора и
обработки информации: целевая направленность информационных процессов и
максимальная объективность получаемых выводов на каждой стадии переработки
данных.
К целям любого мониторинга также относят:
. своевременное прогнозирование и выявление развития негативных процессов, влияющих на качество или состояние экономических процессов , явлений;
. оценка эффективности осуществляемых мероприятий;
. информационное обеспечение управления и контроля.
Основной задачей наблюдения является начальная и текущая идентификация данного процесса. Мониторинг должен базироваться на системной классификации социально—экономических процессов как каркасной основе идентификации.
К задачам мониторинга можно также отнести:
. непрерывное и регулярное наблюдение за количественными и качественными показателями явления и получение оперативной информации о состоянии того или иного явления;
. сбор, хранение, пополнение о обработку данных наблюдения, т. е. объединение информационных потоков, сформированными различными органами—участниками мониторинга;
. своевременное выявление изменений, и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций;
. осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в экономическом явлении;
. создание и ведения банков данных;
. оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных актов по экономическим вопросам.
Наиболее полную картину экономических явлений, их специфику изменений и динамику дает социальная (результаты социальных исследований) и статистическая (данные статистических органов) информация. Поэтому информационной базой мониторинга могут являться данные базовых предприятий, учреждений и др. организаций, не учитываемых государственной статистикой; данные государственной ценрализованной статистической отчетности ; отраслевой статистический отчет ; данные выборочных единовременных обследований предприятий , организаций, регионов, отдельных групп населения, домашних хозяйств.
В системе мониторинга можно выделить две подсистемы: социологический мониторинг и статистический мониторинг. Социологический мониторинг представляет собой систему отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них. Его главная задача – получение новой, нужной и систематизированной социологической информации, причем не единовременно , а систематически, через небольшие периоды времени.
Статистический мониторинг—это система получения количественных характеристик, а именно статистических показателей и коэффициентов о различных сторонах жизни общества. Главная цель этого вида мониторинга- сбор и передача некоторого набора показателей социальной и экономической статистики, необходимого для эффективного анализа явлений в политической, экономической, социальной и др. сферах. Несмотря на различие в характере социологических и статистических данных, принципы организации подсистем социологического и статистического мониторинга совпадают и обе эти системы, объединяясь, образуют систему мониторинга.
Таким образом, можно заключить, что становится важным методом как практической социально—экономической политики, так и методов экономических исследований.
В связи с кризисным положением правительство приняло решение о мониторинге деловой активности промышленных предприятий. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ и участии органов государственной статистики, в течение нескольких лет проводит ежеквартальный опрос руководителей предприятий: 11 отраслей промышленности в 30 регионах России. В мониторинге задействованы и предприятия Орловской области.
1. МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОРЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ.
Программа мониторинга охватывает от 860 до 950 промышленных
предприятий России. В Орловской области опрашивались, давали ответы от 16
до 41 предприятия.
Основными чертами данного мониторинга являются следующие:
. охват всех значительных экономических явлений в стране.
. наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов
(социологических и статистических).
. наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости потребностей пользователей, что обеспечивает гибкость системы мониторинга.
. передача данных по каналам связи на центральный вычислительный центр, их обработка и хранение.
. проведение мониторинга из единого организационного центра.
. Организация доступа потребителей к имеющейся информации.