История экономических учений 22 вопроса
p> Меркантилизм.

Первая школа экономической науки – меркантилизм. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контрактов и способствовала моральному оправданию проценту. Широкое распространение получает «венецианский счет», т.е. бухгалтерия, регулярно сопоставляющая доходы и расходы. Все это способствовало развитию кредита и банковского дела. Появилось много трактатов о деньгах. Постепенно возникла школа меркантилистов (от слова купец), что явилось началом появления первых систематизированных экономических воззрений. Согласно меркантилистам, богатство – это деньги, а деньги – это золото и серебро. Товар имеет стоимость, потому, что он покупается за деньги. Источник богатства – внешняя торговля. 16 век – время раннего меркантилизма. Экономическая цель государства – увеличение количества золота в стране, вывоз денег за границу запрещен. Поздний меркантилизм - 17 век, время географических открытий. Государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенного и ввезенного товара
Активный торговый баланс и захват внешних рынков становятся приоритетом государственной политики. Вывоз поощряется, а ввоз товаров облагается пошлиной (за исключением дешевого сырья). Такие экономические меры позднее назвали протекционизмом.

Источником богатства меркантилисты считали торговлю. В той или иной степени уже меркантилистам было известно основное уравнение простой количественной теории денег: М x V = P x Т, где М – денежная масса, V – скорость обращения денежной массы, P – уровень цен, Т– реальный объем произведенных товаров. Но меркантилисты полагали, что Р и V сравнительно неизменны и потому рост М увеличивает Т, т.е. деньги увеличивают торговлю.
Выдающиеся меркантилисты: Петти, Локк, Лоу.

2. Экономическое учение У. Петти
У. Петти (1623-1687) представить первой школы экономической науки – меркантилизма. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Был первым профессиональным экономистом. Богатство властителя, по его мнению, состоит из 3 частей: 1 – богатство всех подданных; 2 – части этого богатства, которая идет на общее благ; 3 – части этой части, которой властитель распоряжается сам. Поэтому богатство подданных – самое важное богатство. Чем оно больше, тем больше средств можно брать в виде налога, тем сильнее государство. Деньги не должны лежать праздно, а способствовать развитию производства. Богатство – это не только деньги, но и земля, лес железо, зерно и т.д. Центральным экономическим понятием у него является
«естественная цена» – стоимость, определяемая временем, затраченным на производство товара. Труд есть отец богатства, а земля – мать. Он считал, что оценку всех предметов надо привести к двум естественным знаменателям – земле и труду. Одним из основных вопросов был вопрос цены земли. Петти предложил, что земля не является продуктом труда, то она особый товар, который зависит от дохода с земли. Естественная цена земли = годичной ренте х 21 год. Земельная рента понималась им как излишек, получаемый после вычета затрат на семена и на содержание работников. Его взгляды на денежную политику заключались в том, что величина процента на деньги зависит от спроса и предложения и не должна регулироваться законами; денег не должно быть слишком много (они подобны жиру – лишний жир вреден для здоровья). С именем Петти связано создание экономической статистики, методов вычисления национального дохода.

3. Экономическое учение. П. Буагильбера
Буагильбера (1646-1714)был первым представителем классической политэкономии во Франции. Как теоретик он выступал с антимеркантилистических позиций за отмену запрещения вывоза хлеба из Франции, за введения свободного рынка зерна и нездерживания цен на него. Он проанализировал благосостояние
Франции и, сделав выводы, выпустил анонимно свой труд, он остался незамеченным, позднее переиздал его в двух томах под названием «Обвинение
Франции», которое было запрещено правительством. «Чтобы удовлетворить все потребности государства и вернуть всему народу древнее, изобилие, не, нужно, никаких, чудес, достаточно, перестать, совершать, насилие, над, природой» — писал он. Независимо от У. Петти он пришел к выводу о том, что богатство страны заключено не в физической массе денег, а во всем многообразие полезных благ и вещей. Богатство страны, по его мнению, состоит из богатств всех жителей; всех общих богатств страны, полезных вещей и всех благ. Чем их больше, тем больше средств можно брать в виде налога, тем богаче государство. Деньги не должны лежать праздно, а способствовать развитию производства. Богатство – это не только деньги, но и земля, лес железо, зерно и т.д. Внес свою лепту в обоснование теории трудовой стоимости. Он считал, что оценку всех предметов надо вести с учетом затрат труда.

4. Экономическое учение физиократов
Первая школа экономической науки - меркантилизм Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом.3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. Физиократы – это французские экономисты второй половины 18 века.
Они полагали, что законы экономики носят естественный характер и не могут быть нарушены без вреда для производства и для самих людей. Естественные законы понятны каждому и никого не надо учить, как и что делать. Источник богатства – земля и труд, а не внешняя торговля. Деньги лишь служат средством обмена, а не являются богатством. Они считали, что только земледельческий труд производителен, т.к. урожай создает Бог. Физиократы ввели фундаментальное понятие «чистого продукта» – это то, что остается от суммы всех благ, если вычесть затраты на их производство. Они считали, что чистый продукт создает земля, т.к. благодаря своей природной плодородности она не только возмещает все затраты труда, семян, скота и т.д., но и создает определенный избыток. Промышленный труд лишь изменяет форму зерна леса камня, руды и прочего, но результаты этого труда лишь возмещают затраты на обработку, но не создают никакого излишка. Как и торговля. Труд, который создает чистый продукт, они называли производительным, а всякий другой – непроизводительным, хотя и полезным. И поскольку производителен лишь труд, прилагаемый к земле, то только земледельцы являются производительным классом. Все остальные классы бесплодны, хотя и полезны. И т.к. весь чистый продукт земли достается не арендаторам земледельцам, а владельцам земли, получающим ренту, то все налоги надо заменить одним на землю.
Экономисты того времени использовали простую количественную теорию денег, основное уравнение которой: М x V = P x Т, где М – денежная масса, V – скорость обращения денежной массы, P – уровень цен, Т – реальный объем произведенной продукции. Но в отличие от меркантилистов физиократы считали относительно неизменными V и Т, поэтому считали, что рост количества денег в обращении приводит к росту цен. Наиболее выдающиеся физиократы:
Кантильон (1680-17340) Купец и финансист. Он показал опасность для страны в тезисе «купить дешевле, продать дороже». Для отдельных экономических субъектов ситуация может быть различной, он показал, что расхождение между рыночным спросом и предложением создают возможность «купить дешевле, продать дороже», что приводит конкурентные рынки в состояние равновесия. Он назвал людей таких – «предпринимателями». Эта деятельность не обязательно требует производительной деятельности и больших средств. Он показал, что рост количества денег ведет к повышению цен.
Венсиан де Гурне, ему приписывают выражение «пусть все идет так, как идет»
– это первая историческая формулировка принципа экономического либерализма.
Франсуа Кенэ (1694-1774) врач при дворе короля, экономикой занялся только в
60 лет. Он сравнивал общество с организмом, здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо не деньги копить, а развивать с/х, поскольку только земля может увеличивать реальное богатство. Главным его достижением служит создание «экономической таблицы. В которой он показал, как совокупный с/х продукт циркулирует между тремя классами: крестьянами, землевладельцами и ремесленниками. Он исследовал экономические связи между этими классами. По его мнению, крестьяне и ремесленники должны освобождаться от налога, это будет способствовать увеличению чистого продукта. Налоги должны платить землевладельцы, он должен быть равен 1/3 чистого продукта. Поскольку законы экономики естественны, то государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Оно должно только охранять порядки, заботиться о просвещении и о дорогах. В остальном каждый должен иметь право действовать, как ему угодно.
При хорошем урожае, однако, надо способствовать вывозу зерна, чтобы сохранить хорошую цену на хлеб, а при плохом урожае следует разрешить ввоз, чтобы избежать дороговизны.
Жак Тюрго (1727-1781) как и все физиократы считал, что чистый продукт дает только земля. В центре его внимания находились процессы обмена товара. В основе обмена лежит обоюдная потребность в товарах, поэтому обмен взаимовыгоден и приводит к уравниванию ценностей обмениваемых благ.
Основные положения экономического учения физиократов:

1. Поведение экономики естественно и закономерно. Поэтому функции государства должны, ограничены, а личности должна быть предоставлена экономическая свобода.

2. Воспроизводство можно представить как статическое равновесие.

3. Необходима свободная торговля.

4. Прямые налоги лучше косвенных.

5. Экономическое учение А. Смита

Адам Смит (1723-1790) – родоначальник классической экономической науки. Он отстаивал принцип естественной свободы. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства — это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развита последователями Смита и получила название «экономического либерализма».
Суть идеологии: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».
А.Смит. В отличие от физиократов Смит считал промышленный и торговый капитал производительным. Рост богатства достигается развитием обмена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях экономической свободы.
Прежде всего, свободным должен быть труд. Благодаря разделению труда и специализации в экономике происходит: Совершенствование ловкости рабочих,

Сбережение времени, Изобретение машин, облегчающих труд.
Резко повышается производительность. В теории стоимости Смит различал потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость. Эти виды стоимости не совпадают), алмаз имеет высокую меновую стоимость и малую полезность, а вода наоборот). Для экономистов важна только меновая стоимость. Смит высказал о ее природе две версии: первая – меновая стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление, но стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах; вторая – меновая стоимость определяется не только трудом, но и капиталом и землей.
Т.е. меновая стоимость товара определяется издержками его производства.
Меновую стоимость он сопоставляет с естественной ценой, которая незначительно перекрывает издержки, необходимые для поставки на рынок.
Естественной цене противопоставляется текущая рыночная цена, определяемая спросом и предложением товара на рынке. В условиях конкуренции естественная цена совпадает со средней рыночной ценой. Анализ естественной цены привел
Смита к выделению трех составляющих: заработная плата, прибыль и рента.
Заработная плата – это доход рабочих, прибыль – доход капиталистов, рента – доход землевладельца. Чистый годовой продукт страны равен сумме всей заработной платы, всей прибыли и всей ренты. Естественные цены устанавливаются лишь при экономической свободе, если она нарушается государством, то возникают монополии. Цена, устанавливаемая монополиями наиболее высокая, а цена устанавливаемая при свободной конкуренции наиболее низкая. Смит пришел к выводу, что равновесная (естественна) цена соответствует максимальному выпуску продукции. К монополии Смит относил и препятствия на пути перемещения рабочей силы. Капитал – это ресурс необходимый для развития производства. Капитал делится на основной (машины, здания) и оборотный (деньги, запасы сырья и непроданных товаров). Прибыль – это дополнительная стоимость, которая возникает потому, что работник своим трудом прибавляет к предмету труда новую стоимость. Прибыль создается прибавочным трудом.
Рыночная экономика, не подчиненная единому плану и общему центру, работает, тем не менее, по определенным правилам. Влияние каждого отдельного индивида при этом не ощутимо. Он платит те цены, которые с него запрашивают, выбирая интересующие его товары с учетом своих доходов. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены. Тем самым действие рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли отдельных индивидов. Это и есть принцип «невидимой руки» рынка (рыночная саморегуляция экономики).
Исходя из этого Смит считал, что вмешательство государства в экономические процессы должно быть минимальным, оно должно в основном защищать права каждого. Индивидуальные интересы должны быть заключены в правовые рамки, устанавливаемые государством. Кроме того, у государства должны быть и специфические функции, государство должно временно проводить протекционистскую политику как способ защиты новых и слабых отраслей. Чтобы иметь возможности выполнять свои минимальные обязанности, государство должно иметь средства, которые складываются из собираемых налогов. Налоги должны платить все пропорционально их имуществу. Смит сформулировал правила взимания налогов: 1-- пропорциональность, 2 - определенность (надо знать, когда и сколько платить), 3--удобство для плательщика, 4 -- минимальность.
Деньги Смит считал лишь средством обращения. Если количество денег в обращении больше чем нужно, то цены растут. Кредитная функция банков важна,
Смит одобрял действовавшие в его время законы об ограничении процентных ставок. Смит заложил основы теории платежного баланса страны. Идеи его постепенно нашли применение на его родине в Англии, а затем и в мире.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать