3.2. Новая экономическая политика на Украине.
Территория Украины была полем последних крупных боев гражданской войны.
Завершение боевых действий против армии Врангеля и начало мирных
переговоров с Польшей означало наступление новой полосы в истории
Советского государства. Военный вопрос потерял свое значение. Выдвинулась
задача возрождения разоренной революционными потрясениями и войнами страны.
Одновременно руководство правящей большевистской партии оценило создание
более благоприятной военно- политической ситуации как решающее условие для
развертывания социалистического строительства.
Экономическое положение Советских республик в этот период было
исключительно трудным. Их общие потери за годы интервенции и гражданской
войны составляли около 39 миллиардов золотых рублей, в том числе Украины -
10 миллиардов. Производство промышленной продукции в Украине снизилось до
одной десятой довоенного уровня. Из 11 тысяч предприятий действовало в 1921
году только 2552. Колоссальный ущерб понес и крупнейший в стране Донецкий
угольный бассейн. Также на территории республики было уничтожено около 4
тысяч и частично выведено из строя более 2 тысяч железнодорожных путей.
Многие районы Украины оказались буквально отрезаны от остальной страны.
Война тяжело сказалась и на сельском хозяйстве. Резко сократилось
количество крупного рогатого скота, обнаружилась значительная нехватка
сельхозмашин, инвентаря. Материальные потери, политическая нестабильность,
многократные смены власти в украинской деревне привели к ухудшению
обработки земли, падению урожайности, к сокращению на 15% посевных
площадей, а под зерновыми культурами на одну треть.
Экономические трудности были усугублены внутриполитическими осложнениями. В
1920 году выявилось решительное нежелание крестьянства терпеть
продовольственную разверстку. Введенная как мероприятие чрезвычайного
порядка, она рассматривалась сельским населением как тяжелое, но
необходимое зло - до тех пор, пока существовала угроза со стороны
интервентов и белогвардейщины. Теперь же крестьянство стало упорно
требовать возвращения к системе свободного распоряжения производственными
продуктами, к свободе торговли.
Выполнение разверстки срывалось. Так, на Украине из урожая 1920 года она
была выполнена только на 40%.
Задержка с принятием соответствующего решения органами Советской власти
обернулась мощными крестьянскими выступлениями. В Тамбовской губернии
продолжался мятеж, возглавляемый А.С.Антоновым. на Украине крестьянство
составляло большую часть вновь вспыхнувшего махновского движения. В конце
1920 - начале 1921 года оно широкой волной разразилось по Донецкой,
Екатеринославской и Кременчугской губерниям.
Наконец, в марте 1921 года началось восстание в Кронштадте. Участники его
овладели военно - морской базой, кораблями, выдвинули лозунги,
поддерживающие требования крестьянства и выражавшие недоверие большевикам.
Все эти события были признаками утраты большевиками контроля за
политической ситуацией. Необходима была быстрая смена политического и
экономического курса. Огромную роль в этот переломный момент истории сыграл
В.И.Ленин. отбросив "военно - коммунистические" иллюзии, он пришел к выводу
о необходимости удовлетворить желание крестьян заменить разверстку
продовольственным налогом и предоставить возможность использовать
оставшийся продукт по своему усмотрению. Так было положено начало новой
экономической политике.
НЭП был нацелен прежде всего на выведение советских республик из глубокого
социально - экономического кризиса, на восстановление хозяйства и подъема
народного благосостояния. Для достижения этих целей в ходе НЭПа были
использованы такие важнейшие средства, как:
- восстановление эквивалентного обмена между городом и деревней;
- введение коммерческого расчета в сферу промышленности и торговли;
- создание твердой валюты и развитой кредитно- банковской системы;
- широкое использование различных методов стимулирования труда рабочих и
крестьян.
В более широком плане НЭП понимался как путь к социализму через
государственный капитализм при сохранении незыблемой и монопольной
политической власти партии большевиков. При этом государственный аппарат
мыслился как инструмент, позволяющий держать товарно- денежные отношения в
определенных границах.
Первое принципиальное решение было принято политическим руководством страны
в марте 1921 года на Х съезде РКП(б) - резолюцией "О замене разверстки
натуральным налогом". Спустя несколько дней, 27 марта чрезвычайная сессия
Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) приняла
соответствующее постановление о введении продналога на Украине. 29 марта
Совнарком УССР издал декрет о нормах и размерах налога.
Продовольственный налог на 1921 год устанавливался в размере 117 млн. Пудов
вместо 160 млн., намеченных ранее разверсткой. Из них 18 млн. Пудов
оставалось в распоряжении местных Советов для оказания помощи сельской
бедноте.
Практические меры по осуществлению НЭПа на Украине были связаны прежде
всего с реализацией закона о закреплении землепользования, принятого V
Всеукраинским съездом Советов. Им предусматривалось использование
крестьянами земель, отобранных у помещиков и кулаков, в течение 9 лет.
Ранее эти участки земли закреплялись только на один год, и это лишила
крестьян экономического стимула к серьезной заботе о производительном
труде.
Перемены в государственной политике были с удовлетворением встречены в
украинской деревне. Уже в 1921 году началось оживление хозяйственной жизни,
расширилась запашка (яровой клин увеличился на 18% по сравнению с 1920
годом). К сожалению, эти положительные перемены были во многом смяты
тяжелой засухой. Урожай 1921 года составил в республике только 430,5 млн.
пудов зерна, тогда как в 1920 году было собрано 768,5 млн.пудов. засушливым
для юга Украины оказался и следующий год. Недостаток хлеба в городе и селе
привел к массовому голоду.
Даже после хорошего урожая 1923 года продовольственное положение на Украине
оставалось сложным. Положение в сельском хозяйстве республики
нормализовалось к концу 1924 года.
Во всю мощь проявилось благотворное влияние НЭПа, в частности, после
постановления ВЦИК от 19 апреля 1921 года "О восстановлении и укреплении
сельского хозяйства Украины". В республике было создано акционерное
общество "Село- помощь", которому государство выделило большие материальные
и финансовые средства. С помощью этого общества крестьяне получали посевной
материал, рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь и т.п. Целевые
кредиты крестьянам на развитие технических культур, на приобретение машин,
удобрений и др. выдавал Сельхозбанк, созданный в 1923 году.
Дальнейшим развитием новой экономической политики в деревне стала замена
продовольственного, натурального налога единым денежным
сельскохозяйственным налогом. Решение об этом было принято ВЦИК и СНК УССР
19 мая 1923 года. Этот декрет учитывал возросшую товарность сельского
хозяйства республики, постепенную нормализацию товарно - денежного
обращения между городом и деревней. Важно отметить, что он составил только
2-3% общего дохода крестьян. К тому же он впоследствии несколько раз
уменьшался в размере.
Следует заметить, что постепенный подъем сельского хозяйства Украины
проходил на фоне весьма противоречивой социально - политической обстановки.
В целом, к началу 20-х годов украинское крестьянство стало более
однородными в результате аграрных преобразований наделы бедняцко -
середняцких хозяйств возросли в 1,5 раза- за счет передачи им помещичьих,
удельных, церковных и части кулацких земель. В середине 20-х годов бедняки
составляли 33% всех хозяйств по сравнению с 58% в дореволюционный период, а
середняки - около 63% по сравнению с 30-35%. Число богатых крестьян же
сократилось соответственно с 12-15% до 3-5%.
В деревне не был остановлен процесс пролетаризации крестьянства.
Увеличилось число беспосевных хозяйств : с 3,2% в 1923 году до 4,4% в1926.
Росло количество крестьян, нанимавшихся в батраки: в 1925 году на селе
нанималось 240,8 тысяч рабочих, а в 1937 - 431,5 тысяч.
Все это создавало остроконфликтные ситуации в межклассовых отношениях,
закладывало основу социально - экономических потрясений в украинской
деревне.
В условиях НЭПа значительно активизировалось кооперативное движение
крестьян. Простейшей и наиболее доступной для сельских тружеников формой
кооперации была потребительская кооперация (заготовки и сбыт продукции). В
1921 году из системы потребкооперации выделялась сельскохозяйственная
кооперация. В ее рамках создавались объединения как для совместного ведения
сельского хозяйства, так и для снабжения крестьян орудиями производства,
семенами, удобрениями, для переработки излишков продукции и т.д.
Всего к середине 20-х годов на Украине существовало 6712 потребительских и
11320 сельскохозяйственных кооперативных обществ. Всеми видами
производственной кооперации было охвачено 1,5 млн. Или свыше 30%
крестьянских хозяйств, а с учетом потребительской кооперации - больше
половины сельского населения.
Общие итоги восстановления сельского хозяйства республики на основах НЭПа
были значительны, хотя и противоречивы. Уже весной 1925 года посевные
площади на Украине составляли 95% уровня 1913 года.
Благосостояние крестьянских хозяйств во второй половине 20-х годов
возросло. В 1924-25 годах товарооборот сельской розничной торговли возрос в
2,6 раза.
Вместе с тем, количество товарной продукции, поступавшей на рынок их
деревни, не удовлетворяло спрос городского населения. Низкой осталась
культура сельскохозяйственного производства, а государство не имело
возможности резко наращивать вложения в сельское хозяйство. В результате
оно осталось в лучшем случае на уровне, уже достигнутом в дореволюционный
период.
В период НЭПа осуществляется коренная реформа управления промышленностью.
Схема управления отраслью приобрела такой вид: Высший совет народного
хозяйства (ВСНХ) - синдикат - трест. ВСНХ, будучи освобожденным от
оперативного руководства предприятиями, стал заниматься разработкой только
планов развития промышленности в целом, осуществлением контроля за их
выполнением, проведением единой технической политики. Синдикаты ( созданные
на паях хозрасчетные торговые объединения трестов )выполняли функции сбыта
продукции, посредством заказов регулировали работу трестов. Основной же
производственной единицей стали ( до конца 30-х годов) хозрасчетные
объединения - тресты. Они были наделены правами планирования, распределения
средств, расстановки кадров. Тресты всецело отвечали за безубыточность
своих предприятий (декретом от 10 апреля 1923 года было установлено, что
государственная казна за долги трестов не отвечает ). В конечном же счете
это означало, что из пассивного объекта управления сверху государственное
предприятие превращалось в активный субъект социально - экономической
политики.
Логическим следствием денатурализации хозяйственных отношений в стране
стало восстановление товарно - денежной и финансово - кредитной подсистем.
В результате денежной реформы 1922-1924 годов был осуществлен переход к
твердой валюте. Возобновили работу банки. Поставив под жесткий контроль
рублем производственную деятельность трестов, банки стимулировали более
эффективный труд. Промбанк ввел порядок выдачи трестам долгосрочных ссуд
под новое строительство на конкурентной основе.
Предоставление значительной хозяйственной самостоятельности трестам
органически увязывалось, далее, с развитием плановых начал в народном
хозяйстве. Так, в 1921 году был создан центральный плановый орган страны
(Госплан). При этом НЭП не менял единого государственного хозяйственного
плана и не выходил из его рамок, а менял подход к его осуществлению. Иначе
говоря, в условиях НЭПа важное значение приобретала проблема сочетания
плана и товарно - денежных отношений, плана и рынка.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что охарактеризованный процесс был далеко
не однозначным. Демократические методы хозяйствования ( когда одним из
важнейших регуляторов, управляющих развитием экономики, становится рынок),
содействовали экономическому прогрессу страны. Но в то же время постепенное
утверждение сталинского режима ( с его командно - административной системой
) неуклонно вело к нарастающему отчуждению трудящихся от собственности и
власти, к снижению мотивации производительного труда, усилению противоречий
в экономических и социальных отношениях.
С допущением местного товарооборота, разрешением частнопредпринимательской
деятельности, восстановлением рынка в масштабах всей страны обеспечивалась
смычка между городом и селом. Важнейшую роль в этом успехе играл также
перевод государственных предприятий на коммерческий расчет.
Широкому внедрению хозяйственного расчета препятствовал ряд причин:
нехватка основных и оборотных средств, экономически подготовленных кадров,
отсутствие развитого снабженческо - сбытового аппарата, длительная
неприбыльность предприятий возрождаемой тяжелой индустрии и т.д.
Многие из этих переведенных на коммерческий расчет предприятий практически
не смогли работать на началах самофинансирования и окупаемости. В связи с
этим государственные предприятия стали объединяться в тресты. Чаще всего
объединялись предприятия, производящие однородную продукцию, или же
разнородные, но технологически связанные между собой. На трестах лежала вся
полнота ответственности за организацию производства и сбыта, выполнение
годовых заданий и качество выпускаемой продукции. Именно трест, особенно
середины 20-х годов, являлся юридическим лицом и субъектом самостоятельных
имущественных прав. Предприятия же, входившие в его состав, прав
юридического лица, производственной, коммерческой и финансовой
самостоятельности не имели. В качестве основной промышленной хозрасчетной
единицы трест просуществовал около 9 лет. Если же в начале НЭПа тресты -
автономные и оперативно самостоятельные звенья социалистического сектора
производства, то с 1927 года они превращаются в хозяйственных агентов
государства, выполняющих плановые задания. Потенциальные возможности
трестов как участников рыночных отношений не были использованы и в силу
ряда других объективных причин. В частности, из-за неразвитости собственной
системы материально- технического снабжения и сбыта они не могли стать на
рынке ни полноценным продавцом, ни покупателем.
Осознав неразрешимость проблемы материального обеспечения и сбыта готовой
продукции своими силами, тресты по своей инициативе стали создавать такие
хозяйственные организации как синдикаты. Синдикатские формы организации
государственной промышленности возникли в марте 1921 - январе 1923 года.
Синдикаты представляли собой объединения добровольного типа, которые
строили свои отношения с трестами на договорных коммерческих началах.
Капитал синдикатов формировался за счет кредитов банка, государственных
ссуд, паевых взносов трестов и выпуска акций. Основные функции синдикатов
состояли в том, чтобы способствовать своим трестам- пайщикам в реализации
готовой продукции и обеспечения их материалами, полуфабрикатами, сырьем,
топливом. Деятельность синдикатов строилась на коммерческой основе (т.е.
была платной). Их работники были заинтересованы в получении прибыли.
В самые первые годы своего существования ни тресты, ни синдикаты с задачей
организации все более масштабного товарооборота ( особенно в
территориальном разрезе ) не справлялись. Не имелось и компетентных
государственных органов, которые занимались бы на должном уровне изучением
зарождавшегося рынка, учетом спроса и предложения, действенным
регулированием товаропотоков в пределах городов, уездов, губерний
(областей), республик, страны в целом. В связи с этим был восстановлен
такой важнейший элемент капиталистической практики хозяйствования как
биржа. Биржа представляла собой регулярно действующий рынок по торговле
определенными товарами, непосредственно не выносимыми на рынок, имеющими
четкие качественные и количественные характеристики, подтверждаемые
документами, и цены, которые официально устанавливаются на основе спроса и
предложения. Первые советские биржи возникли по инициативе самих торгующих.
Постановлением СТО от 28 августа 1922 года и примерным уставом биржам
ставилась задача "выявлять отношение спроса к предложению, облегчать и
упорядочивать как товарообмен, так и связанные с товарообменом товарные и
торговые операции". На основе этих общих положений определились следующие
основные направления деятельности бирж: создание централизованного рынка;
выявление состояния рынка и цен и информации о нем торгующих и
правительственных органов; регулирование рынка; защита интересов торговли;
содействие развитию более сложных и высоких форм торговли (переход от
продажи конкретных товаров к сделкам на срок и по образцам, применение
междубиржевых сделок и т.д.). По мере развертывания биржевой торговли в ней
наростало участие частного капитала.
Возникновение, развитие и ликвидация синдикатской формы оптовой торговли и
биржевой торговли объясняется изменением положения и роли государственной
торговой системы в экономике страны. Они функционировали до тех пор пока не
укрепились государственная оптовая и оптово-розничная торговля. Парадокс
заключается в том, что они сами максимально способствовали этому.
В осуществлении новой экономической политики, направленной на установление
товарно- рыночных связей между городом и селом, все же большую роль, чем
государственная торговля, сыграла кооперация. В начале НЭПа все основные
виды кооперации (потребительская, сельскохозяйственная, кустарно-
промысловая) оказались слитыми в одну потребительскую кооперацию, т.к.
занимались одним и тем же - заготовкой и распределением продукции.
Потребительская кооперация стала составной частью государственного
обюракраченного распределительного аппарата. Лишенная в его рамках всякой
инициативы и самостоятельности она медленно агонизировала. В обстановке
нарастающего товарного голода многие кооперативы прекращали свою
деятельность. С целью возрождения кооперации были разработаны и
осуществлены разнообразные мероприятия. Кооперации были представлены более
широкие возможности участвовать в заготовительно - сбытовых операциях, на
основе аренды ей представлялось участвовать в заготовительно - сбытовых
операциях, на основе аренды ей передавались национализированные
предприятия, с помощью государственных ссуд поддерживались кредитные
операции кооперативных учреждений и т.д. Однако реальность была такова, что
кооперативные объединения должны были опираться на собственные силы,
средства пайщиков. Крупных успехов достигла кооперация на Украине в области
торговли. В соответствии с установками НЭПа она стала самым активным
организатором и участником товарооборота. В конце 20-х годов кооперативный
сектор занял доминирующее положение в общем товарообороте всех секторов
хозяйства Украины. Если в 1925-26 г.доля кооперативной торговли в общем
товарообороте республики составляла 37,2%, в 1926-27 г. - 43%, то в 1927-28
г. - уже 52,8%. В конце 20-х годов по инициативе сверху начинается
свертывание кооперации как самостоятельной организации, всячески
ограничивается сфера ее деятельности. Промысловая кооперация сокращает свои
снабженческо - сбытовые и кредитные операции, полиморфная
сельскохозяйственная кооперация сводиться к одной форме - коллективным
хозяйствам. Потребительская кооперация вновь стала превращаться в
распределительно - снабженческий аппарат.
Наряду с государственным и кооперативным сектором в важнейших отраслях
народного хозяйства определенное развитие в период НЭПа получил
частнокапиталистический сектор. Развитию частного предпринимательства
мешало отсутствие необходимых капиталов, цельного законодательства,
гарантирующего его существование, общий антирыночный настрой
люмпенизированных широких масс населения и другие причины. Самым
отрицательным образом на частном предпринимательстве оказывалось его
неприятие со стороны государственно-партийных структур. Побывавший в СССР в
1925 году всемирно известный английский экономист Д. Кейнс в своей работе
"Беглый взгляд на Россию" писал по этому поводу следующее: "Система как
будто отнюдь не запрещает торговые и посреднические сделки. И политика
вроде бы их не сдерживает, но заниматься ими считается либо опасным, либо
зазорным и постыдным. Частные торговцы - своего рода дозволенные
отверженные, как евреи в средние века: тем у кого есть склонность к
торговле, создана видимость отдушины, но она не считается естественным и
одобряемый занятием обычного гражданина". В Советском Союзе, и в том числе
на Украине, желающих обзавестись собственным делом становилось все меньше.
С переходом к НЭПу товарно - денежные отношения стали постепенно вытеснять
натурализированные хозяйственные связи, связывая многоукладную экономику
воедино. Однако на момент перехода к НЭПу в стране развитого денежно -
кредитного хозяйства, банковской и финансовой системы практически не
существовало. Денежные доходы в государственный бюджет не поступали. А
деньги нужны всегда, пока есть товары,- таков экономической постулат. Но в
годы военного коммунизма авторитет денег в стране значительно упал, так как
была сделана ставка на ликвидацию товарно - денежных отношений. Вместо
денег вводилась талонная система натуральной оплаты труда, в основе которой
была "пайковая" зарплата по категориям.
Именно таким виделся кратчайший реальный путь перехода ко всеобщему
равенству, обоснованный теоретиками экономической политики военного
коммунизма. Население бесплатно пользовалось жильем, общественным
транспортом, бесплатными были коммунальные услуги. Одежда, обувь выдавались
в соответствии с установленными местными нормами в зависимости от
принадлежности к определенным социальным классам и категориям. Все это
привело к падению производительности труда. Падение было обусловлено
незаинтересованностью рабочих в результатах производительности труда,
отсутствием реальных стимулов. Показательными в этом отношении были частные
сообщения в газетах о том, что различные категории населения требовали для
себя тех же льгот, какие получали по карточкам более "привилегированные".
Заинтересованными в подобном "коммунистическом распределении" были, прежде
всего, неквалифицированные рабочие, получавшие не только зарплату, но и
частичную денежную оплату, вне зависимости от количества и качества
вложенного труда. Рабочие с достаточной квалификацией потеряли всякий
интерес к производительному труду и часто уходили в деревню, где было легче
прожить. В Донбассе складывалось катастрофическое положение с добычей угля,
что грозило полным развалом экономики страны, питавшейся топливом из
единственной всесоюзной кочегарки. А причина одна - отсутствие реальных
стимулов к труду. Оценка личного вклада каждого человека требует какого- то
эквивалента, и самым универсальным являются деньги. В момент перехода к
НЭПу устойчивых денежных знаков, полноценных средств обращения, платежа и
накопления страна не имела. В связи с тем, что государственные расходы в
основном покрывались путем печатания совзнаков ( не покрытых товарной
массой ) в типографиях, рубль все более обесценивался. Жизнь требовала
проведения радикальной денежной реформы. В основу разработанной денежной
реформы была положена идея существования параллельных денежных систем
(старой и новой) с последующим вытеснением старой. Началось соревнование
между имевшим хождение казначейским денежным знаком (совзнаком) И новой
денежной единицей - банковскими билетами (червонцами). Денежная реформа в
Советской России началась 12 октября 1922 года изданием декрета о
банкнотах. По декрету червонцы обеспечивались на четверть своей ценности
драгоценными металлами и устойчивой иностранной валютой, а остальные три
четверти - легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и другими
обязательствами.
Вот лишь небольшая иллюстрация обесценивания этих денег: в январе 1924 года
курсы золотого рубля приравнивались к денежным знакам 1923 года таким
образом: 5 января - 3000 рублей, 9 января - 3750, 13 января - 4600, 21
января - 6100, 2 марта - 33000, 7 марта - 45000.
Такое стремительное падение стоимости банкнот требовало ответных действий
государства. В качестве твердой счетной единицы было введено понятие
"товарный рубль". Это были своеобразные, постоянно менявшиеся переводные
коэффициенты. Товарным рублем называлась стоимость набора из 24 предметов
широкого потребления (включая продукты). Цена набора товаров
устанавливалась 4 раза в месяц, по ней вычислялся товарный рубль, о чем
сообщалось населению через прессу. Пока советский рубль продолжал
обесцениваться, приходилось страховать заработок рабочего от падения
вычисляя его в твердой единице, одной из которых был товарный рубль. Чтобы
знать, выгодно или убыточно предприятие, нужно было уметь считать доходы и
расходы не в условных, а в реальных денежных единицах, признаваемых рынком.
Новой денежной единицей, которая завоевала себе признание на рынке, стал
червонец.
В ноябре 1922 года наркомом финансов был назначен член ЦК РКП(б)
Г.Я.Сокольников, с именем которого во всем мире связывают уникальную
финансовую операцию оздоровления денежного обращения в стране.
Первое время параллельно деньги находились в обращении, одновременно
конкурируя друг с другом. Сущность "соревнования" двух денежных единиц
заключалась в том, что червонец выпускался в ограниченном количестве,
полностью зависевшем от его золотого обеспечения. Один червонец в начале
обменивался на 60000 совзнаков. Вначале червонцы были средством кредитного
обращения и выпускались Госбанком по его коммерческим операциям. Червонцы
имели крупное достоинство - золотое основание, что делало их чрезвычайно
привлекательным кредитным документом. Поэтому они не только обесценивались,
как бумажные совзнаки, а постоянно росли в цене параллельно обесцениванию
"бумажек".
Теперь остановимся на специфике развития промышленного производства на
Украине в условиях НЭПа.
НЭП оказал серьезное влияние на процесс трестирования промышленности
Украины.
В УССР тресты стали создаваться осенью 1921 года. Среди первых были :
"Химуголь" - на базе заводов и шахт Лисичанского района в Донбассе,
"Югосталь", объединивший Макеевский, Петровский и Юзовский металлургический
заводы, "Сахаротрест", Украинский текстильный трест и другие. В начале 1922
года Украинскому СНХ непосредственно подчинялось 24 треста, объединявшие
433 предприятия всех отраслей.
Развитие новых экономических отношений обусловило восстановление кредитно -
банковской системы. VI Всеукраинский съезд Советов еще в декабре 1921 года
отметил, что создание и укрепление регулярно работающего аппарата "является
делом первой важности".
В период НЭПа были заметны перемены в системе организации производства.
Было ликвидировано уравнительное распределение при оплате труда,
натуральное снабжение рабочих постепенно заменено зарплатой, учитывающей
качество и количество работы.
Внедрение принципа оплаты за труд дало огромный эффект. По подсчетам
экономиста С.Г.Грунилина, "эффективная", т.е. зависящая от напряженности
труда, доля заработка составляла в 1920 году всего 5,6%, в 1921 - 23%, а в
1922 - 71,8%.
Одновременно были приняты меры к вытеснению частного капитала из оптовой
торговли на селе, к замене его кооперацией. Результатом всех этих усилий
явилось снижение оптовых цен на промышленную продукцию Украины на одну
треть уже весной 1924 года, а на некоторые товары крестьянского потребления
цены стали еще дешевле.
Большую роль в подъеме экономики республики сыграла проведенная в стране
денежная реформа.
В первой половине 20-х годов промышленность Украины, преодолевшая возникшие
трудности, все же смогла решить многие задачи, используя потенциал НЭПа.
Уже в 1924 - 25 годах вся крупная промышленность республики выполняла
производственные планы на 108%, а спустя еще год - на 110%.
К середине 20-х годов значительно увеличились капиталовложения в
металлургическую промышленность, которая осваивала ежегодно от 50% до 75%
союзных средств, отпущенных данной отрасли. Это позволило организовать
успешно работу и крупнейших предприятий черной металлургии Украины. В 1926
году были реконструированы доменные печи на Днепропетровском и Краматорском
металлургических заводах. В Макеевке была построена новая, крупнейшая в
стране, полностью механизированная печь. Развивалось коксохимическое
производство. Уже в 1925 - 26 годах Украинской СССР было выполнено 89%
всесоюзного производства чугуна, 53% стали и 57% проката черных металлов.
В республике интенсивно развивалось машиностроение, особенно
сельскохозяйственное. Новой отраслью стало тракторостроение. Кстати, первый
отечественный трактор был создан еще в 1921 году на заводе № 14 пос.
Кичкас. В 1923 году усовершенствованный образец трактора "Запорожец" был
отправлен в Москву. В это время уже на пяти заводах республики начались
работы по выпуску тракторов.
Подъем промышленности требовал значительного развития энергетической базы.
К концу 1925 года на Украине были восстановлены и расширены все
перспективные электростанции, превысившие теперь довоенную мощность на 27%.
В ноябре 1926 года ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве Днепрогэса. А
всего в 1927-28 годах на Украине сооружалось 50 электростанций, в том числе
Харьковская, Луганская, Артемовская и другие.
Большое значение имело восстановление каменноугольной промышленности
Донбасса. В 1925 году началось наращивание капиталовложений. Если в 1923-24
годах они составляли всего 62,8 млн.рублей, то в 1927028 годах - 238,6
млн.рублей. В Донбасс были приглашены зарубежные специалисты.
В результате удалось совершить скачок в переоснащении производства: если в
1921/22 - 1925/26 годах механизированная добыча колебалась от 3,3 - 3,7%
(общего объема добычи), то за два последующих года она увеличилась с 15,8%
до 22,9%.
К концу 1925 года ВСНХ СССР разрешил тресту "Донуголь" приступить к
закладке 45 новых и реконструкции 39 старых шахт.
Целенаправленные усилия по восстановлению Донбасса обеспечили достижение
поставленной цели - в 1928-29 годах было добыто 30,73 млн.тонн угля и
антрацита (28,68 млн.тонн угля в 1916 г.).
В первой половине 20-х годов объемы промышленной продукции прирастали
довольно быстро (1922 год - на 43%;1923 - на 30%;1925 - на 62%). Однако
тогдашние экономисты справедливо указывали, что такие темпы не являлись
свидетельством качественного роста индустрии. Они создавались за счет
введения в действие не использованного еще основного капитала (машин,
производственных зданий и т.п.), созданного еще до революции.
К середине 20-х годов стало ясно, что источник расширения производства
практически уже исчерпан. Кроме того износ основного капитала в украинских
республиканских трестах составлял 50%. Дальнейший рост промышленного
производства становился возможным лишь на началах модернизации имевшихся
предприятий и крупномасштабного нового строительства.
В 1928-29 годах окончательно стало ясно, что в промышленности, как и во
всем народном хозяйстве, нет достаточно свободных ресурсов для продвижения
крупных заявленных программ индустриализации.
НЭП обнаружил свою внутреннюю противоречивость и возможность кризисных
ситуаций.
В 1925-26 годах активные члены большевистской партии, учитывая успехи,
достигнутые на гребне НЭПа, и веря в громадные возможности страны,
решительно поддерживали идею построения социализма в СССР.
Крупнейшие деятели партии Н.И.Бухарин, А.Н.Рыков, М.П.Томский выступили за
достаточно сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства.
Предполагалось, что рост индустрии происходил бы на основе подъема всего
народного хозяйства при неуклонном повышении жизненного уровня народа.
Поддержка различных видов кооперации не трактовалась как ускоренная
коллективизация, ибо индивидуальное хозяйство виделось как основа
производства на долгие годы вперед.
Одновременно появился и другой вариант развития. За ним стояли И.В.Сталин,
В.В.Куйбышев, В.М.Молотов, Г.К.Орджоникидзе и другие. Провозглашая те же
цели - подъем промышленности, кооперирование в деревне, улучшение условий
жизни трудящихся, они считали невозможным добиваться этого одновременно.
Ими был сделан выбор в пользу первоочередного и форсированного развития
тяжелой промышленности, в том числе за счет других отраслей народного
хозяйства. И прежде всего за счет деревни.
На Украине группу Сталина поддерживало большинство руководителей партийных
и государственных органов. Возможные оппоненты Сталина, такие например, как
Х.Г.Раковский (председатель Совнаркома УССР), были отстранены от принятия
решений. По инициативе Сталина был фактически снят с работы в 1925 году
первый секретарь ЦК КП(б) Украины Э.И.Квиринг, имевший большой опыт работы
на Украине и известный независимостью суждений. На освободившуюся должность
был избран Л.М.Каганович - один из самых активных сторонников Сталина,
впоследствии связанный с многими трагическими страницами истории Украины.
Открытое столкновение двух стратегий развития произошло в 1928-29 годах.
Его началом стал так называемый "хлебный кризис". В силу различных причин -
ошибок в ценообразовании, недостатка промтоваров в деревне и т.п.,
крестьянство осенью - зимой 1927 года сократило продажу хлеба государству.
Опыт показал, что такие кризисные явления можно ликвидировать на основе
НЭПовских подходов:
- повышением закупочных цен;
- льготным кредитованием крупных сдатчиков;
- усилением потока товаров ширпотреба в торговую сеть на селе и т.д.
Однако для большинства руководства страны этот путь оказался неприемлемым.
В начале 1928 года было принято решение об использовании чрезвычайных,
административно - принудительных мер, включая конфискацию зерна.
Одновременно получает распространение сфабрикованная Сталиным идея
обострения классовой борьбы в стране по мере движения к социализму.
Началось наступление на старую техническую, гуманитарную и военную
интеллигенцию, способную критически оценить новые подходы в экономике.
В промышленности неуклонно сокращалась роль коммерческого расчета.
Заработок рабочих не зависел от конечных результатов предприятий. Он
определялся административно установленными норамами, тарифами и расценками.
В сельском хозяйстве все возможности развития было решено преодолеть
развертыванием быстрой и поэтому неизбежно насильственной коллективизации
сельского хозяйства. Она позволяла установить жесткий административный
контроль за производством в колхозах, продиктовать им порядок и формы
отношений с промышленностью.
Таким образом к началу 30-х годов на Украине, как и по всей стране, новая
экономическая политика была практически ликвидирована. Хозяйственная
система, базировавшаяся на рыночном механизме, заменялась административно -
бюрократической системой как частью складывающегося тоталитарного режима.
Итак, из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод:
Несмотря на все зигзаги в осуществлении новой экономической политики, в 20-
е годы на основе широкого использования товарно- денежных отношений была
создана новая, принципиально отличная от "военного коммунизма" НЭПовская
модель хозяйствования - регулируемая государством смешанная экономика.
Перевод государственных и кооперативных предприятий на коммерческий расчет,
допущение деятельности частного капитала, функционирование их всех на
началах конкуренции, стабилизации денежной системы, борьба за
бездефицитность госбюджета и т.д. - все это обусловило создание вполне
работоспособных рыночных структур. Однако их превращение в дееспособный
рыночный механизм так и не состоялось. Главной причиной этого стал полный
отказ руководства страны от новой экономической политики и введение новой
формы "военного коммунизма" в виде административно - распределительной
системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19